Снежана Береснева
Конспект НОД с детьми подготовительной логопедической группы по теме «Транспорт на улицах Санкт-Петербурга».
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важнейших задач дошкольного учреждения является воспитание безопасного поведения у детей на улицах Санкт-Петербурга. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Публикация «Конспект НОД с детьми подготовительной логопедической группы по теме „Транспорт на улицах Санкт-Петербурга“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения. И в этом коллективу воспитателей дошкольного учреждения отводится ведущая роль. Поэтому сам педагог должен овладеть всем комплексом вопросов и проблем, составляющих основу безопасного движения. При реализации поставленных задач воспитатель должен исходить из следующего: главная ценность, которую приобретает ребёнок в детском саду, состоит в ряде навыков и привычек. Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания.
Очень важно приобретение таких навыков и привычек, как: сознательное отношение к своим и чужим поступкам (правильно – неправильно, подражать – не подражать, умение переводить мысль в дело (машина поехала – можно переходить – перешёл). Не меньшее значение имеет и привычка обуздывать свои порывы и желания (бежать – но нельзя, потому что горит красный сигнал светофора). Важна, привычка сосредоточивать внимание, самостоятельно справляться с встречающимися затруднениями. Всегда нужно помнить, что детский сад – учреждение по преимуществу воспитательное. И поэтому задача воспитателя состоит не столько в обучении правилам дорожного движения, сколько в воспитании безопасного поведения у детей на улице, на дорогах, в транспорте.
Основные цели:
1. Познакомить детей с историей развития города, с основами правил движения транспорта и пешеходов.
2. Дать представление о том, как важно уметь правильно ходить и ездить по городу.
3. Уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт».
4. Развивать у детей способность воспринимать реальность города.
5. Формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему.
6. Развитие слухового восприятия.
7. Развитие внимания и памяти детей.
Материал для проведения занятия:
1. Аудиозаписи:
- Песня «Город твой и мой Санкт-Петербург» в исполнении детской шоу-группы «Саманта».
- Песня «Город наш Санкт-Петербург» в исполнении Олега Кваши и детского хора Дома Радио ГТРК.
- Песня «Этот город самый лучший город на Неве…» в исполнении группы «Санкт- Петербург».
2. Иллюстрации и фотоматериалы с знакомыми видами города, улицами, зданиями Санкт-Петербурга:
- Большое изображение улицы (лист формата А1, на котором изображены проезжая часть и тротуары с пешеходами.
- Фотографии или рисунки транспортных средств.
- Карточки, изображающие людей разных профессий.
Проведение предварительной ознакомляющей работы с детьми на темы:
1. Проведение беседы о городе Санкт- Петербурге.
2. Проведение экскурсии в краеведческий музей города (Районная библиотека «Рыбацкое»).
Сценарий деятельности.
Звучит аудиозапись песни «Город твой и мой Санкт-Петербург» в исполнении детской шоу-группы «Саманта».
Воспитатель: - Ребята, мы с вами живём в самом красивом и замечательном городе Российской Федерации - в Санкт-Петербурге. Что вы знаете о Санкт - Петербурге? Сколько лет исполнилось нашему городу? В каком году основан наш город? В каком месяце мы отмечаем рождение города? Кто его основал? (ответы детей)
Расскажите мне, что вам нравится в нашем городе, какие достопримечательности вы знаете? (высказывание детей).
Воспитатель: - Вы заметили, сколько в нашем городе всего интересного? А ведь так было не всегда! Вы можете себе представить, что когда–то на этом месте, где сейчас расположен наш город Санкт – Петербург, ничего не было? Была заболоченная территория с огромным количеством леса и мелких рек, впадающих в одну большую. Как вы думаете, как она называлась? (Нева)
Пётр I начал строительство города с возведения крепости на Заячьем острове. Кто знает, как называлась эта крепость? (Петропавловская). Постепенно город становился таким, каким вы видите его сейчас. Наш город Санкт – Петербург до сих пор продолжает расти и развиваться. Он не был таким, если не было трудолюбивых людей, которые знают, что необходимо для хорошей жизни взрослым и вам, детям. Каждый живущий в нашем городе считает его самым красивым, самым уютным и старается сделать что-то полезное, нужное, оставить после себя добрую память. Вам ещё предстоит делать великие, добрые дела. А пока вам нужно просто любить свой город, а значит знать его!
На улицах Санкт-Петербурга большое количество домов, магазинов, библиотек, больниц, заводов, фабрик, школ. Есть рядом с ними и детские сады. По улицам нашего города днём и ночью ездят машины. Они привозят продукты в магазины, летом поливают улицы, зимой убирают снег и чистят тротуары. А ещё есть и другой транспорт. Послушайте и отгадайте загадку:
Спозаранку за окошком
Стук и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят разноцветные дома. (Трамвай)
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. (Троллейбус)
Пассажиров мы катаем
По маршрутам тут и там,
А туристов доставляем
К историческим местам.
Едем к цели дружно все
По проспектам и шоссе. (Автобус)
Воспитатель:
- Кого перевозит транспорт, который мы только что отгадали? (Людей)
- Где ожидают люди пассажирский транспорт? (На остановке)
Воспитатель показывает детям знаки, обозначающие места остановок автобуса, троллейбуса и трамвая.
- Как называют тех, кто едет в автобусе, трамвае, троллейбусе? (Пассажирами)
- Когда люди идут пешком, как их называют (Пешеходами)
Используя иллюстративный материал с видом одной из улиц города, воспитатель называет составные части улицы – тротуар, проезжая часть, поребрик, разделительная полоса, – и объясняет значение каждого слова.
Воспитатель:
- Чтобы транспортные средства не выезжали на тротуар, он приподнят над проезжей частью и отделён от неё поребриком. ПОРЕБРИК – это специальный камень, которым край тротуара отделяется проезжей части. Это своего рода пограничная полоса между проезжей частью и тротуаром. Иногда поребрик называют бордюром. БОРДЮР по-французски – «полоса, обрамляющая чего- либо».
- Итак, кто знает, где должны ходить пешеходы? (ответ детей)
- Почему нельзя ходить по проезжей части? (ответы детей)
- Верно, по проезжей части ездят машины, которые могут сбить пешехода, поэтому ходить по ней нельзя. А если нет тротуара, пешеход должен идти по краю проезжей части навстречу транспорту.
- Давайте дружно встанем по парам, возьмёмся за руки и представим, что мы отправились на прогулку в город!
Здоровьесберегающая пауза:
Дети повторяют движения за воспитателем
- По проезжей части едет грузовик…
Грузовик
Грузовик песок везет (Дети идут по кругу, изображая руль в руках)
Удивляется народ (Останавливаются, поворачиваются лицом друг другу, разводят руками, делают удивленное лицо).
«Вот так чудо – чудеса (2 раза наклоняют голову вправо – влево) В нем песок под небеса». (Тянутся на носочках, поднимая руки вверх)
- По реке Неве и каналам Санкт-Петербурга ходят теплоходы…
Теплоход
От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход, (Дети встали.)
Раз, два,
Он шагнул назад сначала (Шаг назад.)
Раз, два,
А потом шагнул вперёд, (Шаг вперёд.)
Раз, два,
И поплыл, поплыл по речке, (Волнообразное движение руками.)
Набирая полный ход. (Ходьба на месте)
- Над городом летают и приземляются в аэропорту Пулково самолёты…
Самолёт
Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)
Сели — встали, сели — встали
Сели — встали, сели — встали.
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали. (Движения по тексту.)
Воспитатель:
- У каждой машины дела и заботы,
Машины выходят с утра на работу.
- Какой транспорт ездит по улицам нашего города? (ответы детей)
- А зачем нужны грузовые и специальные машины? (ответы детей)
- Я буду показывать транспортные средства, а вы называйте, к какой группе они находятся, (показывает изображение различных транспортных средств)
- По нашей дороге ездят и автобусы и легковые автомобили – это… (пассажирский транспорт)
- Самосвалы и грузовики – это… (грузовой транспорт)
- Иногда спешат по улицам пожарная машина и «скорая помощь» - это… (оперативный транспорт)
- Летом, чтобы дорога была чистой, что её поливает водой?. (поливальная машина)
- А зимой, убирают снег… (снегоуборочные машины)
- Роет яму, котлован - экскаватор; поднимает груз подъёмный кран – это… (специальный транспорт)
- Молодцы!
- А теперь поиграем в игру.
Игра: «Что я знаю о своём городе Санкт-Петербурге?»
Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы о родном городе, например такие:
1. Что ты знаешь о Санкт-Петербурге?
2. Знаешь ли ты свой домашний адрес?
3. Как называется улица (проспект, на которой находится наш детский сад?
4. Что находится рядом с нашим детским садом?
5. Какие улицы ты знаешь в нашем городе, на каких улицах ты был?
6. Какая школа находится рядом с детским садом?
7. Какая площадь в нашем городе является центральной?
8. Какой проспект является главным в Санкт-Петербурге?
9. Для чего нужна на дороге «зебра»?
10. На какой цвет светофора мы должны переходить дорогу?
11. Как должны люди, дети относиться к своему городу?
Игра: «Собери правильно».
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, я для вас приготовила картинки, они - разные. (Воспитатель заранее подбирает карточки: на одних изображены просто жители города; на других – труд людей различных профессий; на третьих - транспорт; на четвёртых - здания и достопримечательности Санкт-Петербурга).
- Посмотрите внимательно и соберите правильно вместе картинки:
В первую группу - с изображением людей;
Во вторую группу - с изображением транспортных средств;
В третью группу - картинки, на которых воспроизведён разнообразный труд людей;
В четвёртую группу - картинки с рисунками нашего города;
(дети делятся на группы и выбирают картинки по одной теме).
Воспитатель: - Составьте небольшие рассказы по вашим картинкам (высказывания детей)
Итог:
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, у нас на фланолеграфе расположена фотовыставка под названием «Мой любимый Санкт-Петербург». Вы можете подойти и полюбоваться красотой и достопримечательностями нашего города - Санкт- Петербурга. Это город, в котором вы живёте, здесь трудятся ваши родители. Помните, что нужно не только любить свой город, но и быть примерным пешеходом, знать правила поведения на дорогах и в общественном транспорте, а также не забывать о поддержании чистоты на наших улицах.
(Звучит запись песен о городе. Дети рассматривают фотографии с видами и достопримечательностями города Санкт-Петербурга)