Татьяна Земскова
Конспект НОД с использованием ИКТ для детей подготовительной к школе группы «Что за чудо этот чай!»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие.
Цель: Знакомство детей с многовековой историей чая с начала его распространения до поры, когда он стал любимым напитком населения большинства стран мира.
Задачи:
- Закрепить полезные и лечебные свойства чая;
- Нетрадиционное его использование;
- Возродить интерес к чаепитию и истории русского самовара;
- Подвести к выводу, что самовар – символ уюта, домашнего тепла, семейного очага;
Публикация «Конспект НОД с использованием ИКТ для детей подготовительной к школе группы „Что за чудо этот чай!“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Чай, чайные листья
- Темочки
- Вспомнить с детьми пословицы, поговорки, загадки, частушки о чае;
- Показать традиции русского чаепития.
Словарная работа:
Светелка, завалинка, по «сусекам», «снадобий», самоварище, самоварец.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций, книг о чае, его пользе и применении;
- Разучивание пословиц, поговорок, стихов, частушек о чае;
- Сбор коллекции использованных коробочек разных сортов и названий;
- Заучивание слов и движений хоровода «Пых, пых самовар»;
- Изготовление подделок из использованного чая.
Методическое обеспечение:
- Костюм для мальчика «профессора»;
- Книга «Всё о чае» И. К. Белова;
- Ноутбук, презентация на тему «Что за чудо этот чай», музыкальные фонограммамы: «Конфетки – бараночки»; «Самовар»; хоровод «Пых, пых самовар».
Ход занятия:
Воспитатель: Всех мы весело встречаем
Самовар на стол несём
Мы сегодня не заскучаем
Поговорим о том, о сём.
(Дети садятся на стульчики полукругом)
(Воспитатель следит за осанкой детей)
Воспитатель: На завалинке, в светёлке
Иль на бревнышках, каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Кое-где и при свечах,
Говорили, песни пели
И, конечно пили чай,
Пироги, баранки, сушки
Были очень хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком
Поменялся старый мир
Нынче все мы – по «сусекам»
Личных дач, домов, квартир
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
Воспитатель: А вы посмотрите вокруг! На столах самовары, столы от угощения ломятся, хозяева гостеприимные, гармонист отличный. Чем не посиделки? Только одно условие – на посиделках запрещается скучать, разрешается говорить, шутить, петь, плясать.
Воспитатель: А по какому поводу посиделки? Угадайте! Листья салата, петрушки, укропа, капусты, лука – люди едят. А есть такое растение, листья которого есть нельзя, а всё-таки их каждый день на стол подают. Что это за растение?
Ответы детей
(Слайд 1)
Воспитатель: Правильно, дети! Так вот, на посиделки нас всех сегодня собрал чай. Обратите внимание (показывает на слайд 1) – это веточка чайного куста. Из чего состоит эта веточка? Чаем называется сам лист, предназначенный для приготовления этого напитка. Сегодня, как и тысячелетия, назад, чайные листья собирают руками. Их собирают молодыми, зелёными. Старые листья и веточки не годятся.
(Слайд 2)
Воспитатель: Ребята, а откуда произошло русское название «чай»?
Ответы детей
Воспитатель: А китайское слово «ча» что означает?
Ответы детей
Воспитатель: А слово «байховый» тоже происходит китайского «байхоа». А это слово что означает?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно! Так как чайный лист с одной стороны покрыт серебристым тончайшим пушком, словно «белые реснички».
Воспитатель: А вот откуда появился чай, где его родина? Об этом нам расскажет профессор чайных наук, Цейлон Китаев, которого я пригласила к нам на посиделки.
Профессор (ребёнок): Культура чая – древнейшая, ей 5 тысяч лет. До сих пор считается спорным вопрос о родине чая. Длительное время ею считается Китай, потом – Индия, а по последней версии – Вьетнам. На международную арену чай вышел из Китая.
(Слайды 3,4,5)
Воспитатель: Это очень интересно профессор. А как чай к нам на русскую землю попал?
Профессор (ребёнок): В России чай появился 300 лет назад. Его привёз из Монголии посол Василий Старков в подарок царю Михаилу Фёдоровичу Романову.
(Слайд 6)
Сначала чай распространялся очень плохо, потому что люди просто не знали как пользоваться новинкой. Есть две легенды, которые говорят о том, как люди узнали секрет чая. Я попрошу вас, их прочитать.
(Воспитатель читает легенды «Что за чудо этот чай»)
Воспитатель: Спасибо, профессор за интересную информацию. Присаживайтесь с нами поудобнее.
Воспитатель: Дети, а где сегодня выращивают чайный лист?
(Слайды 7,8,9)
Ответы детей
Воспитатель: А какие 4 основных вида чая вы знаете?
(Слайд 10)
Ответы детей
Воспитатель: А чем они отличаются?
Ответы детей
Воспитатель: А какой чай целебнее?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, дети. Зелёный чай обладает не только способностью
заживлять язвы, но и прекрасно утоляет жажду и помогает переносить жару – недаром особой любовью этот напиток пользуется на юге.
Воспитатель: В созревшем чайном листе содержится около 300-х полезных веществ. Недаром говорят, что чай – аптека в стакане. На лечебный чай люди обратили внимание ещё в глубокой древности. Вот это говорится о нём в древнем высказывании:
«Чай усиливает дух;
Смягчает сердце,
Удаляет усталость,
Пробуждает мысль,
Не позволяет поселиться лени.
Да, чай – это сила!»
И недаром в народе чай почитают. Очень много пословиц и поговорок есть про чай. Давайте их вспомним.
Ребёнок: С чая лихо не бывает, так в народе говорят
Чай – здоровье – всякий знает
Пей хоть 5 часов подряд!
Ребёнок: Чай горячий – наша сила
Украшение стола.
Ребенок: Выпей чайку – забудешь тоску. И т. д.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А когда применяют чай, как лекарство?
Ответы детей
Воспитатель: А с чем пьют чай при простуде?
(Слайд 11)
Ответы детей
Воспитатель: Чай с травами как называется?
Ответы детей
Воспитатель: А с какими травами заваривают чай?
(Слайд 12)
Ответы детей
Воспитатель: Давайте вспомним целебные свойства чая с липой.
Дети: Липа – средство от простуды, знают о том повсюду, хоть невзрачен липы цвет, но полезней чая нет. При ожогах и простудах, пьют целебный липы чай. Говорят когда болеют: «Ну-ка липа выручай!»
Воспитатель: А сейчас, я вас приглашаю пройти на выставку чая. (Звучит музыка «Конфетки – бараночки». Динамическая пауза под эту композицию, дети выполняют движения по своему желанию.)
Воспитатель: Посмотрите какое разнообразие сортов и названий чая. Мы уже сказали какие 4 вида чая знаем. А теперь поговорим о названии чая?
(Воспитатель предлагает вернуться на свои места)
Послушайте загадку:
«Крепкий, терпкий, ароматный. Есть и вкладыш там занятный». Что за чай?
(Слайд 13)
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы, ребята. Много названий чая вспомнили и о его пользе рассказали! И сейчас можно вспомнить стихотворение «Чай горячий, ароматный».
Дети: Чай горячий, ароматный
И на вкус такой приятный.
Он недуги исцеляет.
Он усталость прогоняет.
Силы свежие дарит.
Всем за стол присесть велит!
С удивленьем весь наш мир
Славит добрый эликсир!
Воспитатель: Чай не перестает удивлять нас своими уникальными возможностями. Давайте теперь поговорим о нетрадиционном использовании чая. Как и где он применяется не только как напиток?
(Слайд 14)
Ответы детей
Воспитатель: Да разве можно всё рассказать про чай! Вот если бы книга была про чай
у нас в группе, то мы бы её с удовольствием читали и читали.
Профессор (ребёнок): А я и принёс вам книжку исключительно про чай.
Цену сам платил немалую.
Не торгуйтесь, не скупитесь
Спойте лишь со мной
Про чай частушечки
Тогда берите книжечку и садитесь.
Воспитатель: Веселей беритесь за дело,
Так, чтоб всё вокруг запело!
Музыкальная пауза
(Дети встают полукругом и поют частушки под русскую народную музыку)
Частушки:
Дети: На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки
Так споём же мы про чай чайные частушки.
Ой, чай, свежий чай
Пейте чай чаёчек
Чтобы радость приносил
Каждый день денёчек.
***
Я не пью ни «спрайт» ни «фанту»
Ни другую ерунду, не зовите, не просите
Только чай я пить пойду… И другие
(Дети возвращаются на свои места)
Воспитатель: Молодцы! Спасибо, профессор за книгу!
(«Профессор» отдает воспитателю книгу)
Профессор (ребёнок): Загадка: Горячо он дышит,
Резко из ноздрей
Выпускает пар
Он начищен весь до блеска
Что за чудо? (самовар)
Воспитатель: Мало кто сейчас, наливая из электрических чайников кипяток и заправляя его растворимыми пакетиками с чаем задумывается о том, как пили чай в старину. Раньше самовар – главный предмет настоящих чайных застолий. И лучшую в мире «чайную машину» изобрели в России в 18 веке. Это самовар. Впервые изготовили его на Урале, а затем массовое производство в г. Туле. Сначала его величали самогреем, самокипцем. Но лучше всего народу, какое слово пришлось?
Ответы детей
Воспитатель: Сам варит! Налей воды, кинь через трубу в жаровню парочку зажженных угольков и несколько щепочек, самовар тут же зашумит. По размеру самовары были крохотные, почти игрушечные – всего один стакан воды, бывали и громадные – пятиведерные, чуть не с бочку. Каких только форм не придумывали тульские мастера – рюмкой, банкой, вазой, рюмочкой с витыми колонками, шарики, бочонки, причудливые петухи.
Воспитатель: Дети, приглашаю вас на выставку самоваров.
(Слайд 15)
Воспитатель: Давайте вспомним маленьким самоварам народ дал какие ласкательные имена.
Ответы детей
Воспитатель: О большом восторженно говорили.. .
Ответы детей
Воспитатель: Из чего делали самовары?
Ответы детей
Воспитатель: Любили русские люди самовар: берегли его, чистили и мыли. Он – символ уюта, домашнего тепла, семейного очага. Самовар покупали на всю жизнь, он переходил от родителей к детям. Стоили самовары довольно дорого.
Воспитатель: А в наше время больше каких самоваров?
Ответы детей
Воспитатель: Постепенно превращаются самовары в сувениры. А ведь согласитесь, самоварный чай так вкусен!
Ребенок: Славится везде недаром
Русский чай из самовара
Крепкий чая аромат
Восхищает всех подряд.
Ребенок: Чай с вареньем, чай с печеньем
Чай с хорошим настроеньем
Чай с малиновым листом
Соберет всех за столом.
Воспитатель: Чайный стол сервируют заранее. Давайте пройдем и посмотрим, какая чайная посуда здесь используется.
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы! Давайте вернемся на свои места.
Воспитатель: Где же мы с вами были?
Ответы детей
Ребенок: Мы на ярмарку ходили
Самовар большой купили
До чего ж «хорош»
До чего ж «пригож»
Лучше самовара не найдешь.
Ребенок: Самовар, самовар
Главный он хозяин
Всех друзей, всех гостей
К хороводу приглашает.
Дети выполняют движение хоровода «Пых, пых самовар»
Воспитатель: Чашки и блюдца
Ждут, не дождутся
Вкусного чая
Налейте скорей
С мёдом, вареньем, с плюшкой, печеньем.
Вот как на Руси принимали гостей.
Воспитатель: Мы гостей встречаем
Все: Чаем, чаем, чаем.
Воспитатель: Первым делом угощаем:
Все: Чаем, чаем, чаем
Воспитатель: Приглашаем к самоварам:
Все: С чаем, чаем, чаем.
Воспитатель: И в накладку, и в прикуску
Все: Чай, чай.
Воспитатель: Пейте чай, друзья, по-русски.
(Слайд 16)
Все: Чай, чай.
Воспитатель: Мы поговорили о чае все на славу
И молодцы вы все по праву
Похвал достойны и награды
Мы напоить вас чаем рады!
Воспитатель приглашает всех детей сесть за столы, на которых стоят самовары и сладкие угощения. Дети пьют чай (звучит музыка «Конфетки – бараночки», музыкальная запись «Самовар»)
(Воспитатель напоминает правила поведения за столом во время чаепития и соблюдение техники безопасности)