Татьяна Щеплыгина
Конспект НОД с использованием мнемотехники «Весна идёт» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с использованием мнемотехники по теме : «Весна идёт» в старшей группе.
Цель: актуализировать знания детей о весенних явлениях в природе.
Задачи:
1. Воспитательные задачи:
• воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе;
• формировать умение работать в коллективе;
Публикация «Конспект НОД с использованием мнемотехники „Весна идёт“ в старшей группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Старшая группа
- Темочки
• создать радостную и теплую атмосферу в группе.
2. Развивающие задачи:
• продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
• развивать умение рассказывать о весне с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности;
• формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам;
• развивать связную речь, умение слушать товарища,
• обогащать словарь детей прилагательными, развивать умение подбирать слова-признаки.
3. Образовательные задачи:
• формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе;
• закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказов.
• закреплять и расширять словарь детей по теме «Весна»;
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Активизация словаря:
• Весна;
• Проталина, первоцветы, подснежник;
• приметы весны : становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы;
• солнце, ручеек, птицы.
Техническое обеспечение занятия
Оборудование: Пустые мнемотаблицы для заполнения по количеству детей, цветные мелки, картинки с изображением перелетных и зимующих птиц, изображения деревьев, карточки с изображением одежды на разные сезоны, мяч, указка лучик.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Весна», наблюдение во время прогулок, экскурсий; чтение произведений художественной литературы о весне; работа над составлением мнемосхем.
Планируемые результаты:
• воспитанники имеют расширенное преставление о весне как времени года;
• у них сформирован навык употребления имени прилагательного с именем существительным в мужском, женском, среднем родах и подбора определений;
• дети умеют составлять рассказ по заданной теме с использованием мнемосхем;
• расширены представления воспитанников об окружающем мире.
Ход НОД
I. Организационный момент.
Воспитатель:
Давайте друг другу пожелаем доброго утра.
Доброе утро, - нам шепчут цветы,
Доброе утро, - журчат ручейки,
Доброе утро, - шумят тополя,
Доброе утро, - родная земля.
Доброе утро, - солнцу и птицам,
Доброе утро, - улыбчивым лицам!
- Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.
После таких теплых слов стало еще больше радости и светлых лиц.
Ребята, посмотрите, к нам в группу прилетел воздушный шарик. Здесь письмо! Хотите узнать, что в нём написано? - Давайте прочитаем.
«Дорогие ребята! Пишет вам маленький пингвинёнок. Мы никогда не видели весну и хотели бы узнать, что это такое? Объясните, пожалуйста?»
Пингвинёнок.
- Ребята, а где живут пингвины? (пингвины живут в Антарктиде)
- Молодцы, правильно!
- А как вы думаете, почему пингвины не видели весну? (потому, что всегда зима, лёд, снег и очень холодно, а весны не бывает).
Проблемная ситуация.
- Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь нашим друзьям?
- Правильно, мы можем поговорить про весну, рассказать о ней, загадать загадки о весне, нарисовать рисунок.
Воспитатель: А вы справитесь?
Дети: Да.
Воспитатель: Что помогает нам в составлении рассказов про времена года?
Дети : нам помогает таблица.
Проблемная ситуация.
Воспитатель: Вот наша таблица, но схемы на ней исчезли. Мы сможем вспомнить их и нарисовать для Пингвинов?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда принимаемся за дело! Давайте вспомним все приметы Весны. А помогут нам загадки.
У каждого ребенка на столе лежат таблицы с чистыми окошечками и цветные карандаши.
Воспитатель : Вот загадка про первую весеннюю примету:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все … (Солнце)
Воспитатель: Правильно, это Солнце. Какое Солнце бывает весной?
• Дети по очереди называют прилагательные, характеризующие весеннее Солнце.
Воспитатель: Как меняется Весной продолжительность дня и ночи?
Дети: День становится длиннее, а ночь короче.
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в игру «Волшебный лучик».
• Игра «Волшебный лучик».
( Педагог объясняет: тот, до кого дотронется волшебный лучик, тот и отвечает. Дети стоят вокруг воспитателя на коврике).
Я буду дотрагиваться, и называть слово, а вы повторяйте это же слово, но уже со словом «весенний», «весенняя», «весеннее»,
например: день — весенний день, погода — весенняя погода, солнце, настроение, проталины, гроза, месяц, лучи, дерево, листва, цветы, дождь, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо.
(Дети называют словосочетания.)
Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте теперь нарисуем в нашей таблице первую подсказку – Солнце. Найдите левый, верхний квадратик и нарисуйте в нем красивое Солнышко.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Слушайте загадку про вторую весеннюю примету:
Звонкий, чистый, озорной
Появляется весной.
Из под снега он бежит,
Тараторит и журчит. (Ручей).
Воспитатель: Правильно, это ручей. Почему Весной бегут ручьи?
Дети: Потому что тает снег.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Веснянка».
• Ход игры : дети берутся за руки и идут по кругу.
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Побежал в саду ручей, (дети бегут по кругу)
Прилетели сто грачей, (машут руками)
А сугробы тают, тают, (приседают)
А цветочки подрастают (тянутся на носочках, руки вверх).
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а как называется место, где растаял снег?
Дети: Проталина.
Воспитатель: Что появляется на проталине?
Дети: Травка и цветы.
Воспитатель: Правильно. Первые цветы называют первоцветами. Как называется самый известный первоцвет?
Дети: Это подснежник.
Воспитатель: Вы – молодцы! Теперь мы можем нарисовать вторую подсказку в нашей таблице. Это может быть ручеек, травка и подснежник.
Дети схематично рисуют в следующем квадратике.
Воспитатель: А теперь еще одна загадка про весеннюю примету:
Все деревья спят зимой,
Просыпаются весной.
Ну, а раньше, чем листочки
Набухают это (Почки)
Давайте превратим наши руки в веточки деревьев, а ладони - в почки (дети прижимают ладони друг к другу). Зимой деревья спят (дети прижимают ладошки – лодочки к щеке,но вот стало теплее, пришла весна, и почки на деревьях стали набухать (дети округляют ладони, и вот они раскрылись (основание кистей соединены, а пальцы разводят в стороны). Сколько чудесных молодых листочков выглянуло к солнышку!
Ребята, нарисуйте в следующем окошечке деревце с почками.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Пора отгадывать следующую примету:
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой (Медведь)
Дети: Это медведь.
Воспитатель: Какие еще животные просыпаются после зимней спячки?
Дети: Ежи, суслики, летучие мыши.
Воспитатель:- Представим, что мы медведи, которые проснулись с наступлением весны.
Медведь весной проснулся,
Потянулся, улыбнулся. (движения по тексту)
Повертелся, огляделся,
Почесался, причесался.
Наклонился, водой из ручья умылся.
Нарядился.
И пошёл по лесу.
Берегись лесной народ,
Зверь голодный идёт! (имитация движений медведя)
Воспитатель: А теперь давайте нарисуем схематический предмет который используем во время сна (подушка). Это будет следующая подсказка для Пингвинят.
Переходим к следующей загадке и примете:
Детки домик смастерили
И на дерево прибили.
Поселился в нем певец…
Как зовут его? (Скворец)
Дети: Скворец.
Воспитатель: Ребята, о какой весенней примете мы должны напомнить Пингвинам?
Дети: О том, что некоторые птицы возвращаются из тёплых стран.
Воспитатель: Правильно, а как называют таких птиц?
Дети: Перелётные.
Воспитатель: Назовите их.
Дети перечисляют: ласточки, стрижи, жаворонки, грачи, стрижи, дрозды.
Воспитатель: А как называют птиц, остающихся с нами зимой?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Перечислите их.
Дети: Снегирь, воробей, сорока, голубь, синица.
Воспитатель: Посмотрите, на эти деревья. Одно без листвы, а на другом, появились признаки весны? Какие? ( Воспитатель показывает два рисунка: на одном изображено дерево с голыми ветками, а на другом на ветках появились почки)
Дети: Почки.
Воспитатель: Как вы думаете на какое дерево нужно посадить зимующих птиц? А на какое перелётных?
Дети: На дерево без листьев- зимующих, на дерево с почками- перелётных (дети раскладывают картинки с изображением птиц к нужным деревьям)
Воспитатель: Молодцы,вы правильно распределили птиц. Давайте нарисуем схематично птиц в следующем окошечке.
У нас с вами осталось последнее пустое окошечко. Как вы думаете, что мы ещё забыли сказать о весне?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, нужно рассказать о том, как одеваются весной люди и чем мы с вами можем заниматься на прогулке, в какие игры играть.
• Проводится игра «Хлопай, топай». Воспитатель показывает картинки с изображением одежды разных сезонов. Дети хлопают в ладоши и называют весеннюю одежду, а при показе одежды других сезонов – топают ногами.
Воспитатель: Вы – молодцы, ребята! Назовите, в какие игры мы с вами играем весной на прогулке.
Дети перечисляют по желанию свои любимые игры и забавы.
Воспитатель: Нарисуйте схематично человечка в последнем окошечке, это и будет последняя подсказка для Пингвинов.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Какие замечательные таблицы у вас получились. Давайте попробуем составить по ним рассказ о весне.
Дети рассказывают по желанию, опираясь на мнемотаблицы.
Рефлексия: Вам понравилось вспоминать весенние приметы и самим составлять схемы? А что нового вы узнали? Что для вас было новым? Что самым интересным? Мы отправим с почтальоном ваши схемы в Антарктиду. И Пингвины смогут узнать как выглядит весна.