Приложение МААМ

Конспект НОД по реализации национального компонента «Шыже толын унала» (подготовительная группа)

Татьяна Федотова
Конспект НОД по реализации национального компонента «Шыже толын унала» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Учреждение «Отдел образования администрации Волжского муниципального района»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 9 №Колосок» д. Часовенная

Конспект НОД «Шыже толын унала»

(подготовительная группа)

Провела: Федотова Т. С.,

учитель марийского языка

Проверила: Окашева О. Г.,

руководитель РМО учителей

марийского языка в ДОУ

д. Часовенная, 2014

Публикация «Конспект НОД по реализации национального компонента „Шыже толын унала“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

Конспект НОД по формированию целостной картины мира и развитию речи

Тема: «Шыже толын унала».

Цель: Закрепить знания об осени

Программное содержание. Учить детей слушать и воспринимать текст без наглядной опоры, находить несоответствия. Продолжать учить составлять описательный рассказ об осени (ранней и поздней, закреплять названия осенних месяцев, признаки осени. Расширять представления о лесе. Воспитывать бережное отношение к лесу и лесным обитателям.

Словарная работа: шыже толын, чара чодыра, лышташ велеш, мардеж, йшто- шокшо, янлык-влак.

Предварительная работа: Наблюдение за природой в разное время года, заучивание стихотворений об осени, песни, отгадывание загадок.

Материалы к занятию: фонограмма: звуки леса; листочки клена вырезанные из цветной бумаги разных цветов, макеты леса, муляжи грибочков.

Ход занятия.

Под осеннюю мелодию дети входят в зал, оформленный как осенний лес, свободно располагаются по залу.

Воспитатель. Вот художник так художник: все леса позолотил!

Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим: кто художник этот?.

Дети. Осень! (Шыже)

Шыжым кум тылзе:– февраль, июнь, март.

Дети исправляют: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель. Шыжым уремыште сай: кече онча, шокшо…

Дети. Осенью погода часто холодная, дождливая, пасмурная.

Воспитатель. Йоча-влак панамкым чият, шортикым, катам….

Дети. Осенью надевают плащи, куртки и сапоги.

Исполняется песня «Шыже толын».

Воспитатель. Йоча-влак, шыже толын унала? Кузе пален улыда?

Дети: урожай собрали (тиде ковышта, паренге, кияр, кешыр, шоган, дни становятся холоднее, дети одеваются теплее, птицы улетают в теплые края…

Воспитатель. Ребята, а давайте с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». Я буду называть вам четырех птиц, а вы будете выбирать одну лишнюю. И надо объяснить, почему она лишняя.

-голубь, воробей, синица, ГРАЧ.

-кукушка, аист, ласточка, ВОРОНА.

- ворона, сорока, воробей, ЖУРАВЛЬ.

Воспитатель. Йоча-влак, ончалза, могай мотор, сылне чодыраште! А кунар тыште лышташ! Айста лышташ дене модына?

Давайте возьмем красивые, осенние листочки и весело с ними поиграем:

Ме шыже лышташ улына,

Пушегыште шинчена

Мардеж пуале- чоештена

Чоештена, чоештена

Мландыш эркын шинчына.

Модына - Лышташ могай тсан?

Ведущий. Как листочки хороши! Поиграли от души. А теперь вспомним стихотворение о листьях. Лышташ нерген почеламутым ойлена.

Ведущий. Йоча-влак, ончалза, лышташ гыч могай корным ыштыме…Кушко тудо нангая?

Ребята, посмотрите, а вот какая – то дорожка из листочков. Очень интересно: куда же она ведет? А давайте пройдемся по ней и сами все узнаем. (Дети идут по дорожке из листьев, которая приводит их к домику-дупло на слайде)

Ведущий. Вот и домик небольшой, да красивый, расписной.

Кто же в домике живет, кто же нас здесь в гости ждет?

Загадка о белке. (ур)

Воспитатель: Правильно, белка. Вот белка письмо оставила в дупле. Давайте прочитаем? Мый ур улам! Мый модаш йоратем, шыжым понгым погем, телылан ямдылем. Ончалза: мыняр шуко понго чодыраште! мыланем погаш полшыза.

Воспитатель: Айста погаш полшена. А мыняр понго погыныш?

Сосчитай грибочки в корзиночка (Икыт, кокыт, кумыт, нылыт, визыт, кудыт, шымыт, кандаше, индеше, лу)А как сделать поровну?

Воспитатель: Ме чодыраште могай янлыкым ужын кертына? (мераым, пирым, рывыжым, маскам).

Маска мыланна модышым ямдылен.

Итог. Дидактическая игра «Да или нет».

Давайте вспомним что бывает осенью! Да – хлопаем в ладоши, нет – руки на пояс.

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну, а птицы гнезда вьют?

А, букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птицы в стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну, а что же надо делать?

Куртки, шапки – надевать.

Итог занятия

- Дети, возьмите тот листочек, который больше вам подходит по настроению от нашего занятия и скажите, что вам больше вам понравилось сегодня (нравится ли вам осень)

(Красный-радостное настроение, желтый –хорошее, зеленый-грустное)

Публикации по теме:

Лучший детский сад — нашЛучший детский сад — наш В Республике Марий Эл подведены итоги республиканского конкурса «Детский сад 2012 года». Экспертная группа проверила содержание представленных.

Открытка к Дню пожилого человекаОткрытка к Дню пожилого человека Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Чебурашка» Мензелинского муниципального.

Автор публикации:
Конспект НОД по реализации национального компонента «Шыже толын унала» (подготовительная группа)
Опубликовано: 29 октября 2014 в 09:41
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по реализации национального компонента «Шыже толын унала» (подготовительная группа)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Федотова (УИ 101585) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД