Александра Баранова
Конспект НОД по ОО «Социализация» в подготовительной к школе группе «Знакомство детей с народными промыслами и ремеслами»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад № 38
«Лесная поляна»
воспитатель Баранова А. Г.
апрель 2010г.
г. Чайковский
Конспект НОД ОО «Социализация» в подготовительной к школе группе.
Тема: «Знакомство детей с народными промыслами и ремеслами (гончарное ремесло)».
Интеграция с образовательными областями:
Публикация «Конспект НОД по ОО „Социализация“ в подготовительной к школе группе „Знакомство детей с народными промыслами и ремеслами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- чтение художественной литературы;
- физическая культура;
- познания;
- социализация;
- художественное творчество.
Цель: Знакомство с народными ремеслами (гончарное) и воспитание интереса и уважения к русским народным обычаям и традициям.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с гончарным ремеслом, особенностями работы гончара.
2. Показать макет гончарного круга и способа работы на нем.
3. Закреплять умение излагать свои мысли последовательно.
Развивающие:
1. Формировать навыки работы с глиной.
2. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
3. Расширять у детей познавательный интерес к истории родного края.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире.
2. Формировать уважение и чувство гордости за историю своего народа и его умельцев.
3. Воспитывать уважение к людям разных профессий и результатам их труда.
Оборудование: Старинная посуда из глины (горшки, плошки, крынки, кувшины); картинки с изображением посуды из глины; иллюстрации с гнездом ласточки, хаты-мазанки, тоненьких глиняных табличек; картинки с изображением гончара, гончарной мастерской и печки горна; макет гончарного круга; кусочки глины, дощечки, вода, современная посуда из керамики. Изделия из глины: керамическая плитка, косметическая глина в коробочке, лечебная глина в коробочке, конфеты коричневого цвета похожие на глину.
Предварительная работа:
- беседы о народном прикладном искусстве;
- посещение мини-музея русская изба;
- лепка из глины посуды;
- посещение городского краеведческого музея;
- чтение и рассматривание детских книг, энциклопедий о быте и традициях русского народа от древности до наших дней.
Ход занятия:
Дети входят в русскую избу, их встречает хозяйка в русско-народном сарафане (воспитатель Татьяна Васильевна Пономарева).
Хозяйка: - Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь!
Вы любите отгадывать загадки?
Дети: - Да!
Хозяйка: - Из горячего колодца
Через нос водица льется.
Дети: - Чайник.
Хозяйка: - Купили новенькое, такое кругленькое
Качают в руках, а оно в дырках.
Дети: - Сито.
Хозяйка: - Смастерили из досок и надели поясок
И хранит посуда эта с грядки собранное лето.
Дети: - Бочка.
Хозяйка: - Если я пуста бываю про тебя не забываю,
Но когда несу еду мимо рта я не пройду.
Дети: - Ложка.
Хозяйка: - Она бывает глубока, она бывает мелка,
Однако это не река, ведь из нее едят всегда.
Дети: - Тарелка.
Хозяйка: - Большое брюхо, на брюхе ухо.
А в брюхе чаинки.
Дети: - Чайник.
Хозяйка: - Молодцы, отгадали все загадки. Вы пока посидите рядком, поговорите ладком, а я по хозяйству похлопочу (уходит).
Вопросы воспитателя детям:
Для чего нужна посуда?
Дети: Чтобы из нее пить и кушать.
Какую посуду вы знаете?
Дети: Тарелки, чашки, кастрюли, сковородки и т. д.
Из чего ее делают?
Дети: Дерево, металл, чугун, пластмасса.
Из чего раньше на Руси изготовляли посуду?
Дети: Из глины, из дерева, из бересты.
Рассматривание выставки старинной глиняной посуды.
Рассказ воспитателя о глине:
Используют глину-матушку люди давно. Когда-то давным-давно древние люди обнаружили, что после дождя в глине остаются отпечатки следов, и когда они высыхают, становятся твердыми.
Помните, как водной русской народной сказке «Не пей из копытца…» - в какой сказке? («Сестрица Аленушка»)
То место, где было много глины, называлось глинище. Приносили домой, хорошо месили, чтобы глина стала мягкой и послушной, как тесто для пирогов. Из готовой глины люди лепили разные полезные вещи: кувшины, горшки, чашки, кружки (показ картин). Удобна ли такая посуда? Почему?
Однажды древние люди, наблюдая затем, как ласточка строит гнездо и кроме былинок в дело идет глина. Размягчая специальными железами ласточка как заправский мастер комочек за комочком лепит глубокую чашу и высыхая она становится такой прочной, что упав с высоты гнездо не разобьется.
Такие наблюдения навели человека на мысль использовать глину для жилища (хаты-мазанки, показ картинки, делали глиняные полы, а чтобы они были более прочными, поливали соленой водой.
Даже в наш современный век 1/3 населения земного шара обитает в глинобитных жилищах. сейчас многие из вас тоже живут в глиняных домах, т. к. они сделаны из кирпичей. А кирпичи из чего делают? (из глины)
А в Месопотамии, около 5 тыс. лет назад первую бумагу стали делать из глины (это тоненькие глиняные таблички, на них писали книги, документы.
Вопрос воспитателя к детям:
Удобна ли была такая бумага из глины? Почему?
Дети: - Нет, она тяжелая, ломается, плохо писать.
А в наше время кстати глина входит в состав бумаги.
Шло время, и как-то однажды, разгребая золу угасшего костра, древние люди не раз замечали, что почва, где горел костер, становится твердой, как камень и не размывается дождями. Возможно, это наблюдение и надоумило человека обжигать глиняную посуду на костре. Затем с развитием техники, высушенные глиняные изделия стали обжигать в специальных печах, называются горнами. И людей-мастеров, которые занимались этим делом называли горнчарами, но со временем слово упростилось и теперь мы говорим гончар. (показ картин) А обожженную в печах глину стали называть – керамикой. В руках талантливых и умелых гончаров глиняные изделия превращаются в произведения искусства. Из мастерских выходили блюда, кувшины, кубышки, рукомои, печные горшки и даже кувшины-календари. А некоторые сосуды для воды и вина достигали высоты 2 метра.
Ручное изготовление разных изделий называется ремеслом. Людей с такими умными руками называли умельцами и ремесленниками. Ремесло – это рукодельное мастерство, ему учились с детства. Бабушки и дедушки передавали секреты мастерства своим детям и внукам, которые потом, став взрослыми учили ремеслу уже своих детей и внуков.
И так дошли до наших дней многие секреты замечательного народного мастерства. О людях, которые могут превращать самый обыкновенный материал в полезные и красивые вещи, говорят, что у них золотые руки.
Воспитатель: - А как это понять? Они из золота сделаны?
Дети: - Нет, просто человек может многое делать своими руками.
Воспитатель: - А вы знаете пословицы об умелых руках?
Дети:
1. Умелые руки не знают скуки.
2. Рука косит, спина переносит.
3. Люди пахать, а ты руками махать.
4. Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
5. Одной рукой узла не завязать.
6. У работающего в руках дело огнем горит.
7. Рабочие руки не знают скуки.
8. Говорить легко, делать трудно.
Воспитатель: В помощи себе люди придумали гончарный круг (показать). Ребята, а вы хотите научиться создавать красоту своими руками? Что бы у вас были умелые и золотые руки? Тогда я вас приглашаю обратиться к нашему мастеру, у которого действительно золотые руки – хозяйке этой избы (Татьяна Васильевна).
Хозяйка: - Когда-то давным-давно люди в ручную начали изготовлять посуду из глины и лепили ее разными способами. А какие способы используете вы?
Дети: - Из целого куска, путем вдавливания ленточным способом.
Хозяйка: - А ровные и красивые получаются изделия?
Дети: - Не всегда, не очень.
Хозяйка: - И вот чтобы посуда получилась ровная красивая, люди изобрели гончарный круг, при помощи которого можно было гораздо больше сделать посуды и получалась она более гладкой ровной и красивой, а делали они так: (Показывает макет гончарного круга)
Хозяйка: - А как называется человек, который работает на гончарном круге?
Дети: - Гончар.
Хозяйка: - А что делают с глиняной посудой, чтобы она была более крепкая и красивая?
Дети: - Обжигают в печах, которые называются горными.
Хозяйка: - Ребята, а давайте мы сегодня с вами поработаем с глиной, сделаем разную посуду, какую вы сами захотите.
(Дети лепят посуду разными способами, хозяйка помогает, в конце готовые изделия ставят сушить).
Татьяна Васильевна:
1. Рассказ о свойствах глины (цвет, вопросы к детям.
2. О приемах лепки посуды.
3. Сравнение обожженной и необожженной посуды.
Вопросы на закрепление слов: гончар, мастер, гончарное ремесло.
Хозяйка:
В старину, когда народные умельцы и гончары изготовят много разной посуды, ее расставляли на лавках и завлекали по всему селу. Собирались взрослые и дети, рассматривали ее, а потом пели песни, плясали, играли в разные веселые игры. А хотите и мы поиграем?
Русско-народная игра «Горшки»
(Прощаются с хозяйкой и уходят из русской избы)
Воспитатель:
А теперь я вас приглашаю на современную выставку современной глиняной посуды. А как называется современная обожженная глина?
Дети: - керамика, значит посуда - керамическая.
Рассматривание современной посуды, комментарии воспитателя и рассказ:
Но из глины делают не только посуду, но и разные другие предметы. В современном жилище глина присутствует в виде керамической плитки.
А еще глину используют, как косметическое средство, на ее основе делают маски для лица.
В лечебных целях – употребляют внутрь для лечения желудка и кишечника.
А жители севера чукчи и коряки употребляют белую глину в пищу, называя ее «земляной жир». Ее ели вместе с оленьим молоком и добавляли в мясной бульон.
А в Европе из глины готовили лакомство наподобие конфет.
Вот какое природное чудо-богатство есть у нас на земле.
Литература:
1. О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром»
2.«Лепка в детском саду» Халезова Н. Б., Москва, Просвещение, 1978
3.«Послушная глина» Г. Федотов, Москва, Аст-пресс, 1997г.
4. Журнал «Цветной мир» №1, 2010г.