Ольга Вячеславовна Житенёва
Конспект НОД «Путешествие в музей кукол»
▼ Скачать + Заказать документы
нтеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Музыка»
Цели:
1. Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами и традициями.
2. Приобщать детей к традиционной культуре России.
3. Активизировать словарный запас дошкольников.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в музей кукол“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
Оборудование и материалы: занятие проводится в музее кукол. Куклы: пеленашка, стригушка, крупеничка, масленица, мартинички, набор кукол с крупами. На столе подносы с лоскутками ткани (плотная светлая для куклы, цветная треугольной формы для платочка кукле, полоски для завязок).
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение
Фея знала свое дело,
И, летая в небесах,
Днем и ночью, то и дело
Совершала чудеса.
Фея кукол создавала,
Мастерила, колдовала.
Все, чего она касалась,
Оживало, просыпалось.
И в ее руках послушно
Обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже,
С человеческими схожи.
А потом свои трофеи
Раздавала людям фея,
Потому что это средство,
Чтобы вечно помнить детство…
- Все мы родом из детства, а детство немыслимо без чего, как вы думаете?
- А вы любите играть в куклы? Какие куклы есть у вас и как они попали к вам?
- Ребята, при помощи мимики и движений изобразите свою любимую куклу. (ПСИХОГИМНАСТИКА «Кукла»)
- Сегодня я хочу пригласить вас в гости к Феи волшебной страны «Кукляндии». А вот и сама Фея.
Появляется фея.
Фея: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас в моей стране «Кукляндии». Как вы думаете, кто живет в ней?
- А вы знаете, когда появилась первая кукла?
-Тогда я приглашаю вас в музей кукол.
Фея: (Рассказ воспитателя и показ слайдов на экране). Давным-давно наши пра-пра-прадедушки и пра-пра-прабабушки жили среди природы. Она их кормила, давала тепло, одевала, лечила. И люди верили, что если задобрить солнце, ветер, мороз, грозу, дождь, то погода будет хорошей, ведь именно от этого зависело самое главное.
– А что было самым главным для тех, кто жил и работал на земле?
( Ответы детей: хороший урожай, чтобы прокормить семью, чтобы весной снова засеять поле.)
– Как можно задобрить солнце, ветер, дождь?
(Устроить праздник, спеть песню, сделать подарок)
– Да, вы правы. Люди готовы были отдать природе в дар самое дорогое. А чт (мама, дети, семья, жизнь)
– И тогда люди стали делать кукол, которые были похожи на человека.
Знакомство с куколкой начиналось от самого рождения ребёнка.
За две недели до родов мама мастерила обережную куклу –пеленашку и семь маленьких куколок от сглаза для своего будущего малыш. Такими куклами не играли, их клали в колыбельку маленьким детям, чтобы они крепко спали, не болели. Глаза куклам не обозначали, так как считалось, что через глаза в куклу может попасть злой дух, и тогда ребенок, играя с ней, будет капризничать, болеть… Вырастет ребенок и будет играть в первую свою куколку.
Фея: Ребята, я приглашаю в свою кукольную мастерскую и хочу научить вас делать кукол - Пеленашек.
Дети рассаживаются за столом, на котором лежат кусочки ткани (прямоугольной и треугольной формы, веревочки.
Фея:Кукла Пеленашка на вид очень простая куколка – младенец в платочке, завернутый в пеленку. Ее делали из двух лоскутков ткани (показывает). Прямоугольный туго скручивали, перевязывали веревочкой посередине и сверху завязывали платочек. Получалась куколка.
Фея: Предлагаю продолжить экскурсию по моему музею кукол.
– Шли дни за днями, недели за неделями. Одно время года сменяло другое. Осенью, когда весь урожай был собран и убран на хранение, была добрая традиция – праздник устраивать.
– Кто скажет, что это был за праздник? («Осенины», «Праздник урожая»)
– Кого чествовали на этом празднике? (землю, хлеб)
Пели на этом празднике хвалебные песни земле-матушке, водили хороводы, славили хлеб.
Из последнего снопа, который считался самым главным, брали солому и делали куклу Стригушку, (показывает куклу) которая была для всех священной. Такую куклу приносили в дар Земле и бережно хранили в избе в красном углу. Кукла оберегала дом от беды, благодарила Землю за урожай, славила тех, кто трудился на земле.
– Какие вы знаете пословицы о труде, о хлебе?
В круг скорее вставайте, да народную игру затевайте.
Хороводная игра на выбор воспитателя
Вот и зимние праздники прошли, весна приближается. Масленица в гости спешит.
А что же это за Масленица такая? (Праздник, когда зиму провожают, а весну встречают, блины пекут, играют, хороводы водят, с горок катаются)– Да, на Масленицу весну встречали, солнце зазывали, да закличкой приговаривали:
Солнышко, покажись,
Красное нарядись!
Чтоб год от года
Давало нам погоду,
Тёплое летечко,
Грибов в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зелёного горошка.
На Масленичной неделе по народной традиции куклу делали – Масленицу – на крестовине, на длинном шесте. Всю неделю её в санях возили, а в последний день сжигали – так с зимой прощались.
И был это праздник победы Солнца над зимним Мраком и Холодом.
– Давайте и мы Весну позовём. Вставайте в хоровод. Приди, Весна,
Приди, Весна,
Со льдом высоким,
С корнём глубоким,
С хлебом обильным!
– В марте делали дети из цветных ниток куколок. Как они назывались? (Мартинички) -Для чего нужны были эти куколки? (Их развешивали на деревьях в подарок ветру тёплому, чтобы скорее весну принёс)
– Давайте и мы развесим наши Мартинички, да по народному обычаю ветер закличкой позовё м:
Ветер-ветерок
Прилети к нам
Принеси на
Весну-красну,
Красное солнышко,
Тёплое летушко,
Зеленокос.
Вот и ветер услышал нас и прилетел.
Дыхательное упражнение «Ветер»
– А это что за куколка? Как её звать-величать? Не знаете? Потрогайте. Что у неё внутри? (Бусинки, камушки, крупа)
– Правильно, крупа гречневая. И звать эту куколку Крупеничка!
Когда в начале лета начинали гречу сеять, то первую горсть крупы из этого мешочка брали. Ведь в этой куколке крупа всю зиму хранилась, сберегла в себе силу Земли-матушки.
А вот и Крупеничкины подружки. (Набор кукол с крупами)
Дидактическая игра «Узнай на ощупь»
– Как бы вы назвали этих кукол? (Горошинка, Рисовушка, Пшеничечка)
После сева устраивали праздник. Кашу варили и всех угощали. Вот так и шли дни за днями, недели за неделями. Трудились люди на земле-матушке, благодарили за дары бесценные. Строго традиции соблюдали. Всякое время года встречали и провожали, в мире, в любви жили и нам так жить наказывали. А куклы – это напоминание о народных обрядах, их передавали из поколения в поколение. Вот и до нас они дошли.
Посмотрите, каких только кукол нет в моем музеи.
Рассматривание интерьерных кукол, кукол из салфеток и т. д.
Воспитатель: Спасибо, Фея за интересную экскурсию в музеи кукол.
Фея: Вот весенний вечерок убегает за порог,
А вам пора в детский сад, рада буду снова вам!