Папки-передвижки

Конспект НОД «Путешествие в музей кукол» (1 фото)

Ольга Вячеславовна Житенёва
Конспект НОД «Путешествие в музей кукол»

Конспект НОД «Путешествие в музей кукол»

нтеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Музыка»

Цели:

1. Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами и традициями.

2. Приобщать детей к традиционной культуре России.

3. Активизировать словарный запас дошкольников.

Публикация «Конспект НОД „Путешествие в музей кукол“» размещена в разделах

Оборудование и материалы: занятие проводится в музее кукол. Куклы: пеленашка, стригушка, крупеничка, масленица, мартинички, набор кукол с крупами. На столе подносы с лоскутками ткани (плотная светлая для куклы, цветная треугольной формы для платочка кукле, полоски для завязок).

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение

Фея знала свое дело,

И, летая в небесах,

Днем и ночью, то и дело

Совершала чудеса.

Фея кукол создавала,

Мастерила, колдовала.

Все, чего она касалась,

Оживало, просыпалось.

И в ее руках послушно

Обретали куклы души.

Ведь у кукол судьбы тоже,

С человеческими схожи.

А потом свои трофеи

Раздавала людям фея,

Потому что это средство,

Чтобы вечно помнить детство…

- Все мы родом из детства, а детство немыслимо без чего, как вы думаете?

- А вы любите играть в куклы? Какие куклы есть у вас и как они попали к вам?

- Ребята, при помощи мимики и движений изобразите свою любимую куклу. (ПСИХОГИМНАСТИКА «Кукла»)

- Сегодня я хочу пригласить вас в гости к Феи волшебной страны «Кукляндии». А вот и сама Фея.

Появляется фея.

Фея: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас в моей стране «Кукляндии». Как вы думаете, кто живет в ней?

- А вы знаете, когда появилась первая кукла?

-Тогда я приглашаю вас в музей кукол.

Фея: (Рассказ воспитателя и показ слайдов на экране). Давным-давно наши пра-пра-прадедушки и пра-пра-прабабушки жили среди природы. Она их кормила, давала тепло, одевала, лечила. И люди верили, что если задобрить солнце, ветер, мороз, грозу, дождь, то погода будет хорошей, ведь именно от этого зависело самое главное.

– А что было самым главным для тех, кто жил и работал на земле?

( Ответы детей: хороший урожай, чтобы прокормить семью, чтобы весной снова засеять поле.)

– Как можно задобрить солнце, ветер, дождь?

(Устроить праздник, спеть песню, сделать подарок)

– Да, вы правы. Люди готовы были отдать природе в дар самое дорогое. А чт (мама, дети, семья, жизнь)

– И тогда люди стали делать кукол, которые были похожи на человека.

Знакомство с куколкой начиналось от самого рождения ребёнка.

За две недели до родов мама мастерила обережную куклу –пеленашку и семь маленьких куколок от сглаза для своего будущего малыш. Такими куклами не играли, их клали в колыбельку маленьким детям, чтобы они крепко спали, не болели. Глаза куклам не обозначали, так как считалось, что через глаза в куклу может попасть злой дух, и тогда ребенок, играя с ней, будет капризничать, болеть… Вырастет ребенок и будет играть в первую свою куколку.

Фея: Ребята, я приглашаю в свою кукольную мастерскую и хочу научить вас делать кукол - Пеленашек.

Дети рассаживаются за столом, на котором лежат кусочки ткани (прямоугольной и треугольной формы, веревочки.

Фея:Кукла Пеленашка на вид очень простая куколка – младенец в платочке, завернутый в пеленку. Ее делали из двух лоскутков ткани (показывает). Прямоугольный туго скручивали, перевязывали веревочкой посередине и сверху завязывали платочек. Получалась куколка.

Фея: Предлагаю продолжить экскурсию по моему музею кукол.

– Шли дни за днями, недели за неделями. Одно время года сменяло другое. Осенью, когда весь урожай был собран и убран на хранение, была добрая традиция – праздник устраивать.

– Кто скажет, что это был за праздник? («Осенины», «Праздник урожая»)

– Кого чествовали на этом празднике? (землю, хлеб)

Пели на этом празднике хвалебные песни земле-матушке, водили хороводы, славили хлеб.

Из последнего снопа, который считался самым главным, брали солому и делали куклу Стригушку, (показывает куклу) которая была для всех священной. Такую куклу приносили в дар Земле и бережно хранили в избе в красном углу. Кукла оберегала дом от беды, благодарила Землю за урожай, славила тех, кто трудился на земле.

– Какие вы знаете пословицы о труде, о хлебе?

В круг скорее вставайте, да народную игру затевайте.

Хороводная игра на выбор воспитателя

Вот и зимние праздники прошли, весна приближается. Масленица в гости спешит.

А что же это за Масленица такая? (Праздник, когда зиму провожают, а весну встречают, блины пекут, играют, хороводы водят, с горок катаются)– Да, на Масленицу весну встречали, солнце зазывали, да закличкой приговаривали:

Солнышко, покажись,

Красное нарядись!

Чтоб год от года

Давало нам погоду,

Тёплое летечко,

Грибов в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зелёного горошка.

На Масленичной неделе по народной традиции куклу делали – Масленицу – на крестовине, на длинном шесте. Всю неделю её в санях возили, а в последний день сжигали – так с зимой прощались.

И был это праздник победы Солнца над зимним Мраком и Холодом.

– Давайте и мы Весну позовём. Вставайте в хоровод. Приди, Весна,

Приди, Весна,

Со льдом высоким,

С корнём глубоким,

С хлебом обильным!

– В марте делали дети из цветных ниток куколок. Как они назывались? (Мартинички) -Для чего нужны были эти куколки? (Их развешивали на деревьях в подарок ветру тёплому, чтобы скорее весну принёс)

– Давайте и мы развесим наши Мартинички, да по народному обычаю ветер закличкой позовё м:

Ветер-ветерок

Прилети к нам

Принеси на

Весну-красну,

Красное солнышко,

Тёплое летушко,

Зеленокос.

Вот и ветер услышал нас и прилетел.

Дыхательное упражнение «Ветер»

– А это что за куколка? Как её звать-величать? Не знаете? Потрогайте. Что у неё внутри? (Бусинки, камушки, крупа)

– Правильно, крупа гречневая. И звать эту куколку Крупеничка!

Когда в начале лета начинали гречу сеять, то первую горсть крупы из этого мешочка брали. Ведь в этой куколке крупа всю зиму хранилась, сберегла в себе силу Земли-матушки.

А вот и Крупеничкины подружки. (Набор кукол с крупами)

Дидактическая игра «Узнай на ощупь»

– Как бы вы назвали этих кукол? (Горошинка, Рисовушка, Пшеничечка)

После сева устраивали праздник. Кашу варили и всех угощали. Вот так и шли дни за днями, недели за неделями. Трудились люди на земле-матушке, благодарили за дары бесценные. Строго традиции соблюдали. Всякое время года встречали и провожали, в мире, в любви жили и нам так жить наказывали. А куклы – это напоминание о народных обрядах, их передавали из поколения в поколение. Вот и до нас они дошли.

Посмотрите, каких только кукол нет в моем музеи.

Рассматривание интерьерных кукол, кукол из салфеток и т. д.

Воспитатель: Спасибо, Фея за интересную экскурсию в музеи кукол.

Фея: Вот весенний вечерок убегает за порог,

А вам пора в детский сад, рада буду снова вам!

Публикации по теме:

Формирование основ национально-территориальной гражданской идентичности дошкольников в процессе проектной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Белгорода детский сад комбинированного вида № 25 План работы экспериментальной.

Мастер-класс «Рисование кефиром»Мастер-класс «Рисование кефиром» …Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене И в трамвае на окне… Эта детская.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Путешествие в музей кукол»
Опубликовано: 11 июня 2014 в 13:39
+45Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 42.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД