Татьяна Геращенко
Конспект НОД в форме викторины в старшей группе «Наши помощники — бытовые приборы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
ОО «Труд».
Формировать представления детей о предметах бытовой техники, её назначении, как облегчает труд человека. Закрепить знания об истории сознания некоторых предметов бытовой техники, о значимости их использования.
ОО «Познание».
Развивать любознательность, познавательный интерес к предметам рукотворного мира.
ОО «Коммуникация».
Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности, использовать в процессе общения - рассуждения.
ОО «Безопасность».
Закрепить правила безопасного обращения с электроприборами.
Публикация «Конспект НОД в форме викторины в старшей группе „Наши помощники — бытовые приборы“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество, бытовые приборы. Сценарии развлечений
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Электроприборы. Викторины для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2013
Материал:
Пособие «Соты»; серия картинок по эволюции изменения бытовых приборов (утюг, пылесос, электроплита, стиральная машина); фишки для обозначения баллов, табло для жюри; разрезные картинки (8-10 частей) с изображением бытовых приборов; иллюстрации с предметами рукотворного мира.
Предварительная работа:
Чтение художественного материала из энциклопедий об эволюции бытовых приборов, отгадывание загадок о бытовых приборах; рассматривание бытовых приборов и иллюстраций; ситуации общения об их устройстве и пользе для жизни человека; д/и «Четвертый лишний»; составление рассказов из личного опыта «Наши помощники - бытовые приборы».
Ход:
(На мольберте выставлены разные предметы- картинки).
- Ребята, я предлагаю Вам рассмотреть выставленные предметы.
- Что их объединяет? (Эти предметы сделаны людьми).
- В народе есть пословица «Красоту руки творят», как Вы понимаете эти слова? (Умелые руки творят разную красоту, или умелые руки все умеют делать).
- Послушайте отрывок из стихотворения А. Бычко.
Мы с Вами познакомились с разными предметами рукотворного мира, с историей их возникновения.
- Откуда мы узнавали о них? (Из энциклопедий, книг. и. т. д.).
- А для чего люди создавали эти предметы? (Для того, что бы облегчить свой труд, быт).
- И вот сегодня, что бы проверить ваши знания, приглашаю вас на викторину «Наши помощники - бытовые приборы». В нашей викторине будут соревноваться 2 команды.
Команда девочек, будет называться «Умницы», а команда мальчиков-«Умники».
- А знаете ли Вы, какие качества помогут Вам справиться с трудностями, пройти все испытания и добиться успеха? (Терпение, знания, смекалка).
В ходе нашей викторины все участники должны помнить правила, назовите их. (На вопрос викторины отвечает только члены той команды, кому ведущий задал вопрос. Если команда соперников затрудняется ответить, то можно ответить за них или дополнить ответ. Не выкрикивать ответы).
Конечно, команда, набравшая большее количество баллов, станет победителем. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Все результаты жюри будет отмечать на табло.
Ну что? Готовы? Я вижу, что Вы можете приступить к серьезной игре. Начинаем!
1 раунд «Разминка» «Кто больше назовет предметов домашнего обихода, облегчающих труд человека».
Каждая команда будет называть предметы поочередно, ответы не повторять. (Пылесос, утюг, стиральная машина и. т. д.).
2 раунд «Продолжи предложение».
- Я буду начинать предложение, а вы будете его заканчивать. Каждой команде нужно продолжить по пять предложений.
• Пылесос нужен для того, чтобы. .
• Мясорубка нужна для того, чтобы. .
• Соковыжималка. .
• Пароварка.
• Миксер.
• Духовка. .
• Фен. .
• Стиральная машина. .
• Утюг. .
• Микроволновая печь. .
• Холодильник.
Жюри подводит итоги 1,2 раунда и вывешивает результаты на табло.
3 раунд «Отгадай загадку».
- Каждая команда должна отгадать по 4 загадки о бытовых приборах. Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту и гудит, как лайнер ТУ.
Он охотно пыль глотает, Не болеет, не чихает.
(Пылесос). и. т. д.
Физ. минутка (муз. пауза) после 3 раунда.
С/игра «Где мы были мы не скажем, а что делали, покажем».
4 раунд «Составь логическую цепочку». Интерактивная технология «Соты».
В центральной ячейке сот - карточка со стрелкой, обозначающей путешествие из прошлого времени в настоящее и будущее. Вам нужно составить цепочку путешествия, бытового прибора из прошлого в настоящее и будущее и объяснить, как изменялся предмет бытовой техники.
Мотивационный этап
Деятельность воспитателя
Организует предъявление ситуации, вовлекающей детей в совместную образовательную деятельность.
Стимулирует проявление интереса детей.
- В центральной ячейке сот - карточка со стрелкой, обозначающей путешествие из прошлого времени в настоящее и будущее. Вокруг сот в конвертах под номером находятся картинки с изображением одного из бытовых приборов - его прошлого - настоящего - будущего. Из картинок в вашем конверте каждая пара должна составить цепочку путешествия бытового прибора из прошлого в настоящее и будущее и объяснить, как изменялся предмет бытовой техники.
- После выполнения задания необходимо рассказать об изменениях вашего бытового прибора со временем.
Деятельность детей
Принимают предложенную ситуацию
Обдумывают возможные варианты.
Определяют характер своей активности
Организационный этап
Деятельность воспитателя
- Помогает распределиться на пары.
- Договоритесь, кто с кем будет выполнять задание в паре.
- Уточняет правила и нормы взаимодействия.
- Вспомните правила работы в парах.
- В паре договоритесь, конверт с каким номером вы выберете.
Деятельность детей
-Распределяются на пары.
- Настя, давай выполнять задание вместе?
- Леня, ты согласен работать в паре со мной?
-Осознают нормы и правила сотрудничества (Высказать свое мнение: внимательно выслушать товарища; не перебивать говорящего; если что-то непонятно - задать вопрос; договориться, кто о чем будет рассказывать; сообщить общее решение).
В парах выбирают карточки с заданием из ячеек сот. Ребёнок 1 -Конверт с каким номером мы возьмем?
Ребёнок 2-Давай, возьмем конверт с номером 2
Ребёнок 1 - Я согласен.
Деятельностный этап
Деятельность воспитателя
-Активизирует необходимые знания детей.
- Вспомните, что интересного вам известно о происхождении данного предмета?
- Включается в совместную с детьми, деятельность на разных ролях, определяемых ситуацией, на основе партнерской позиции.
- Стимулирует проявление интереса детей.
- Поощряет детей за активность,
- Творчество при выполнении задания;
- Соблюдение правил сотрудничества.
- Молодцы! Ваша пара соблюдает правила сотрудничества!
- Договоритесь, как вы будете выступать: по одному или парой, (один начнет, другой
продолжит).
Деятельность детей
- Активирует необходимые знания.
- Проявляют активность, интерес в ходе выполнения задания.
- Договариваются об ответе, приходят к соглашению относительно ответа.
Ребёнок 2 - Я расскажу о цепочке изменения прибора. Ты согласен?
Ребёнок 1 - Да. А я расскажу о том, для чего нужен этот предмет.
Заключительный этап
Деятельность воспитателя:
- Помогает детям соотнести результаты деятельности с поставленными задачами.
-Чья пара готова рассказать о своей цепочке? Я предлагаю послушать, как выполнила задание пара №2.
- Выполнила ли задание эта пара? Правильно ли ребята рассказали о своем предмете?
- Вы можете что - нибудь добавить?
- Первая пара, что вам досталось в задании?
- Все ли вы рассказали об утюге?
- Переходим к паре №3. Расскажите о вашем задании. Правильно ли составили цепочку пара № 3.
- Теперь послушаем пару №4
- Все пары выполнили свои задания. Составили интересные рассказы о своих предметах. Молодцы!
- Организует активную оценочную обратную связь с детьми.
- Проанализируйте ответы своих сверстников. Рассказ, какой пары понравился
больше и почему?
- Кто еще хочет высказать свое мнение? Вы согласны? Почему вы так думаете?
- Кто еще хочет что-то добавить?
- Легко ли вам было работать в парах? А кому трудно? Почему?
- Все ли высказали свое мнение? Легко ли вам было высказать свое мнение?
Деятельность детей
Выставляют свою карточку в ячейку сот. Пары представляют свой ответ.
Пара 2.
Ребёнок 3 - В нашем конверте № 3 находится картинка с пылесосом. Мы с Кристиной составили такую цепочку: палка- веник - щетка - выбивалка - пылесос.
Ребёнок 4 - Все эти предметы помогали людям содержать дом в чистоте, чтоб не было пыли и грязи. Сейчас даже придумали моющий пылесос - он не только собирает пыль с ковров, но и моет пол.
Ребёнок 1 - Я думаю, что эта пара справилась с заданием.
Пара 1.
Ребёнок 2 - Мы выбрали конверт с № 1, в нем картинка - утюг. Для того, чтобы не ходить в мятой одежде, люди придумали утюг. Мы свои картинки разложили так: круглая деревянная палка - угольный утюг - железный утюг, электрический утюг.
Ребёнок 1 - Сейчас люди придумали на утюге регулятор, которым можно регулировать температуру нагревания, чтоб не прожечь ткани вещи. А есть даже утюги с отпаривателем. Нажмешь на кнопку, и пар поможет разгладить мятую вещь.
Ребёнок 2 - Мне кажется, что да.
Пара 3.
Ребёнок 5. Мы с Костей составили цепочку из таких картинок: на 1-ой речка, камень на берегу и палка, так раньше стирали бельё - стиральная доска - механическая стиральная машинка - стиральная машина- автомат.
Ребёнок 6- Стиральная машина нужна для стирки одежды. Есть стиральные машины -малютки, есть - большие, как у нас в детском саду. Сейчас стиральную машину называют -автомат, потому что в лоток насыпают порошок, нажимают разные кнопки и машина стирает, поласкает, отжимает и сама выключается.
Ребёнок 3 - да, правильно.
Пара 4.
Ребёнок 7. - У нас в конверте картинки с предметами, которые нужны для приготовления еды. Свою цепочку мы составили так: костер - русская печка -керосинка - газовая плита - электрическая плита - микроволновая печь.
Ребёнок 8- Раньше, древние люди, жарили себе мясо, рыбу на костре, еда была грязная, закопченная. А потом люди придумали посуду и печку. Дома мама готовит еду на плите, а если нужно быстро разогреть обед, включает микроволновку. В плите есть духовка, в ней можно жарить, печь пироги. В детском саду у нас большая электрическая плита и духовой шкаф, потому что детям нужно много еды.
Проводят анализ работы в малых группах (взаимо - и самоанализ)
Ребёнок 1 - Мне понравился рассказ Полины и Геры, потому что они правильно составили цепочку про плиту.
Ребёнок 5- Мне понравился рассказ Кристины и Глеба про утюг и о том, как раньше гладили одежду.
Ребёнок 7-Нам было легко работать в паре.
Ребёнок 4-Потому что мы договорились, кто, что будет делать.
Ребёнок 2-Легко.
Ребёнок 8 - Мне не всегда легко потому, что я еще не все знаю и только учусь.
Ребёнок 1-А мне легко, потому что я люблю читать разные энциклопедии и обо всем там могу узнать.
Жюри сейчас подведет итоги выполнения задания данного раунда.
5 раунд «Собери картинку».
- Каждый игрок получает по конверту, в котором находятся картинки с изображением бытового прибора, разрезанные на 8-10 частей.
- Мы посмотрим, кто из вас быстрее соберет разрезанные картинки и назовет ваш бытовой предмет.
- Вот и подошла к концу наша викторина. Сейчас наше жюри объявит нам победителя, а пока они подсчитывают наши баллы, мы споем песню «Всегда найдется дело для умелых рук».