Татьяна Кузнецова
Конспект НОД «В гостях у Мастерицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «В гостях у Мастерицы».
Программное содержание:
Познавательные задачи: познакомить детей с технологией изготовления куклы-Веснянки, раскрыть символику; формировать умение разыгрывать с помощью тряпичной куклы ситуацию, соответствующую традиционным обрядам русского народа. Закреплять знания о знакомых куклах-самоделках. Формировать представления о быте русского народа. Продолжать формировать умение конструировать предмет по схеме, показу, объяснению. Упражнять детей в трудовых навыках: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание, плетение косичек.
Публикация «Конспект НОД „В гостях у Мастерицы“» размещена в разделах
Развивающие задачи: развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, координацию в системе «глаз-рука». Развивать мелкую моторику руки, внимательность, эмоциональность, логическое мышление.
Воспитательные задачи: воспитывать художественный вкус, чувство гармонии, живой интерес к народной культуре. Способствовать воспитанию взаимопомощи при выполнении трудовых действий в парах, доброту, уважение к старшему поколению.
Предварительная работа: «История кукол», заучивание стихов, посещение мини-музея в ДОО, рассматривание альбомов с образцами кукол-самоделок, пение русских народных песен, разучивание русских народных танцевальных движений, чтение и заучивание стихов о куклах.
Материал: шерстяные нитки разных цветов, лоскутки белой и цветной ткани, ножницы, листы газетной бумаги, тесьма атласная узкая, тарелки на каждого ребёнка. Коробка-сундук, кукла образец, кукла-самоделка на самоваре, косынки по количеству девочек, шапочки по количеству мальчиков, магнитофон с записью русской народной мелодии, интерактивная доска для демонстрации слайдов, национальный сарафан для воспитателя.
Методы и приё мы: вопросы, объяснения, показ, схемы, игровое упражнение,
физкультурная пауза, поощрения, проблемная ситуация, музыкальное сопровождение, практические задания
Мотивация: изготовление кукол для зазывания весны.
Ход НОД.
Речь воспитателя. Речь детей.
Воспитатель входит в группу в русском народном костюме.
-Здравствуйте, дети!
- Вы как думаете, кто я?
-Молодцы, много знаете русских красавиц! Но вы не угадали, я Мастерица. Как вы думаете, кто это такая?
-Верно. Молодцы, ребята! Давным-давно на Руси мастерицами называли всех девочек, которые умели хорошо шить, прясть пряжу, вышивать, были очень прилежными. Вы хотите побывать в моей мастерской?
-А это вы скоро узнаете. Я приглашаю вас в гости. Вы будете моими детьми из русского селения, поэтому наденьте косынки и шапочки и проходите за мной. Посмотрите, в мастерской у меня живёт традиционная русская кукла Варвара, её мне сшила бабушка. А вам бабушки шьют кукол?
-Что вы знаете о куклах самоделках?
-Ребята, каких ещё тряпичных кукол вы знаете?
-Ребята, почему тряпичных кукол делали без лица?
Молодцы! Как много вы рассказали о тряпичных куклах! Дети, какое время года сейчас за окном?
-Ребята, погода тёплая или ещё прохладно?
-Да, зима давно закончилась, но ещё показывает свои капризы, не даёт показаться тёплой весне. Что же делать? Как помочь весне-красне?
-Молодцы! Много интересного придумали. Ребята, хотите, я открою вам секрет?
-Но сначала поиграем в русскую народную игру «Весеннее гулянье». ( Проводится игра в сопровождении со словами: вышли детушки гулять, свою удаль показать, ну-ка, Витя, попляши, нам движенье подскажи).
-Теперь я раскрою вам секрет. В старину на Руси весна-красна приходила только после того, как люди её закликали. Но закликать необходимо с куклами Веснянками. В моём сундучке есть такая кукла, посмотрите.
Показывает куклу из сундучка.
-Но для обряда необходимо много Веснянок, поэтому я предлагаю и вам смастерить куклу. (Демонстрирует схемы на слайдах). Дети, внимательно рассмотрите куклу и схему, подумайте и отберите тот материал, который понадобится для изготовления куклы?
-Молодцы! Теперь проверим, всё ли мы правильно отобрали?
-Всё готово. Сначала по схеме
скручиваем лист бумаги трубочкой и обворачиваем его белой тканью.
-Алина, посмотри на схему и подскажи, какое следующее действие мы сделаем?
-Вы согласны, ребятки, с Алиной?
-Юля, объясни по схеме какое следующее наше действие?
-Все согласны с Юлей?
-Молодцы! Внимательно рассмотрели схему, давайте мастерить руки.
-Кто хочет объяснить дальше?
-Расскажи, Саша.
-Егор как думает?
-Молодцы! Чтобы юбка была пышнее, сложите ткань гармошкой вот так. (Педагог показывает способ складывания ткани).
-Вот и получилась Веснянка! Расскажите о своей кукле, какая она?
-Ай да юные умельцы! Много красивых Веснянок смастерили! Пора и весну закликать, встанем дружно мы кружком и весну зазовём!
-Здравствуйте! Почему вы так одеты? Кем вы нарядились?
-Вы Василиса премудрая! Вы Матрёшка! Нет, Вы Марья искусница! Вы,наверное сестрица Алёнушка.
-Я думаю, что это человек, который всё мастерит. А я считаю, что это мастер на все руки. По-моему, это тот, кто всё умеет и много всего делает.
-Да! Очень хотим! Как туда можно попасть? Где находится ваша мастерская?
Дети надевают головные уборы и следуют за педагогом к приготовленным столам.
Дети рассматривают тряпичную куклу на самоваре.
-Да, мне бабушка сшила куклу из ниток. Мне тоже бабушка смастерила куклу из яркой ткани. А моя бабушка недавно связала куклу из ниток, и мы её назвали Машей.
-Такие куклы делали давно, когда бабушки были детьми. Эти куклы не продают в магазине, их надо самим делать. Такую куклу дарят дочке или подружкам.
-Я знаю кукол неразлучников, мне их бабушка шила. Это мальчик и девочка они всегда вместе и никогда не расстаются. Ещё бывает Столбушка. Я видел в нашем музее куклу, которую называют Красота. У неё очень красивый сарафан и длинная коса.
-Я думаю, для того чтобы злой человек не мог причинить что-то плохое кукле. Я считаю, для того чтобы не навредить хозяину куклы.
-Сейчас на улице весна. Первый месяц весны.
-Погода холодная, вчера даже снег выпал совсем как зимой. На улице ветер очень холодный. Я видел на нашем участке не растаявший лёд.
-Я думаю, что надо прогнать капризную зимнюю погоду. Я предлагаю «согреть» весну и на улице станет тепло. Я считаю, что нужно солнышко позвать на помощь, ведь оно очень горячее и быстро нагреет воздух. Тогда всем будет тепло.
-Да, очень интересно! Так хочется узнать секрет!
Дети по очереди предлагают танцевальные движения и выполняют их коллективно.
Дети рассматривают куклу.
Дети рассматривают схему и отбирают необходимый материал.
Дети совместно с педагогом перечисляют предметы.
Дети выполняют трудовую операцию.
-Теперь сложим трубочку пополам и обозначим ниткой часть для головы.
-Да, она правильно решила. Алина рассказывает всё по схеме. Да я согласен с ней и тоже думал так сложить трубочку.
Дети выполняют трудовые действия.
-Надо сложить из ниток руки и продеть их в белую трубочку.
-Да мы согласны. Я думаю, что ещё надо перевязать ниткой рукава.
Дети выполняют трудовые операции.
Дети поднимают руку.
-Я думаю, что теперь мы обвяжем ниткой туловище и обвернём его яркой тканью.
-Надо аккуратно обвернуть цветной тканью так, чтобы юбка получилась пышная.
Дети выполняют складывание.
-Моя Веснянка яркая, весёлая, добрая. У меня получилась озорная, нарядная, настоящая Веселушка. Веснянка моя очень похожа на Катину куклу. Они как близнецы, даже наряды одинаковые одели.
Дети и педагог строятся в круг и выполняют танцевальные движения со словами: «Приди к нам весна, с радостью, с великою к нам милостью, с рожью зернистою, с пшеничкой золотистою, с овсом кучерявым, с ячменём усатым, с просом и гречею, с кашкой - малашкою, с чёрной смородинкой, с грушами, яблоками, со всякой садовинкой, с цветами лазоревыми, с травушкой-муравушкой».