НОД в подготовительной группе «Дождь»

Валентина Вильчинская
НОД в подготовительной группе «Дождь»

Цель: Развивать познавательный интерес к познанию природы, через приобщение к творчеству русских художников и экспериментальную деятельность.

Задачи:

Учить детей связно высказывать свои впечатления;

Развивать внимание и наблюдательность;

Развивать ассоциативное мышление, образное восприятие;

Формировать умение описывать содержание, колорит и настроение картины;

Формировать умение выражать характер дождя в продуктивной деятельности;

Обогащать словарный запас детей;

Развивать мелкую моторику;

Закрепить знания о жанре картины;

Воспитывать чуткость, восприимчивость к красоте природы;

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Предварительная работа:

наблюдение явлений природы;

чтение и заучивание стихотворений, поговорок, загадок, закличек на тему «Дождь»;

разучивание песен на тему «Дождь»,

чтение сказки Д. Родари «Солнце и туча»,

прослушивание музыкальных произведений: «Дождик, дождик», муз. А. Лядова, «Дождик» муз. А. Филиппенко.

рассматривание репродукции картины А. Ю. Герасимова «Полдень. Тёплый дождь»

работа со словарным запасом: заклички - разновидность игровых детских заклинательных песен.

Материалы к занятию: иллюстрации с изображением явлений природы, картина И. И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу».

Музыка: Запись «Шум дождя».

Литература: стихотворение З. Александровой «Дождь», народные заклички, загадки о дожде.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, кувшин с водой, пипетка, губка в форме облака, поднос, стакан с водой, кисть, подставка для кисти, салфетка.

Методы и приёмы: рассматривание, наглядный, словесный, практический, вопросов,игровой, ТРИЗ, чтение художественной литературы, слушание музыки, опыты.

Примерный ход непосредственной образовательной деятельности:

Педагог: Ребята, хотите, я загадаю вам загадки. Для всех моих загадок отгадка одна и спряталась она среди картинок, которые вы видите на экране.

1. Меня ждут – не дождутся

А как завидят – разбегутся.

2. Над тобой, надо мной

Пролетел мешок с водой.

Наскочил на дальний лес –

Прохудился и исчез.

3. Его просят, его ждут,

А как придёт – прятаться начнут.

Дети находят нужную иллюстрацию.

Педагог: Многие поэты в своих стихах создавали образ дождя. Зинаида Николаевна Александрова писала про дождь так:

К нам на длинной мокрой ножке

Дождик скачет по дорожке,

В лужицах – смотри, смотри! –

Он пускает пузыри.

Если лужица нальётся,

Так и хочется разуться,

Побежать и потрясти

В тёплом домике кусты.

Дождь плясал по огороду,

Поливал на грядке воду,

Тучу – лейку перенёс,

Напоил в полях овёс.

Сохнут вымытые чисто

Лопухов большие листья.

Значит, очень хорошо,

Что сегодня дождик шёл!

Педагог: Как вы думаете, кому может нравиться дождь? (Ответы детей.)

Скажите, а дождь это хорошо или плохо? (Ответы детей.)

Русский народ издавна сочинял заклички про дождь. Послушайте одну из них.

Дождик, дождик, пуще!

Дадим тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречко…

Дождь… Как много он способен рассказать. Его часто не любят, презирают, ругают, но иногда и ждут, как манну небесную. Ведь он спасает человечество от засухи, дарит прохладу в жаркий день и свежесть всему живому. Дождь способен изменить окружающий мир до неузнаваемости. Про дождь можно не только рассказать в прозе, стихах, но и представить в произведениях живописи. Наверное, именно поэтому практически каждый художник хотя бы раз в жизни рисовал его.

Посмотрите на эту картину. Она называется «Дождь в дубовом лесу». Написал её замечательный русский художник Иван Иванович Шишкин.

Дети вместе с педагогом рассматривают картину.

Как вы считаете ребята, весёлая эта картина или грустная? (Ответы детей.)

Почему вы так думаете? (Ответы детей.) Какие краски понадобились художнику, чтобы показать это? (Ответы детей.) Какие краски взял бы художник, если бы захотел нарисовать не пасмурный день, а яркий весёлый? (Ответы детей.)

Сочетание красок, цвета, создающие единство картины, называется колоритом. Он передаёт настроение художника. Если основные цвета в картине – красные и жёлтые, колорит называется тёплым, если синие и зелёные – холодные. Какой колорит у картины Ивана Шишкина «Дождь в дубовом лесу»? (Ответы детей.)

Как вы думаете, почему художник так назвал свою картину? (Ответы детей.)

Давайте ляжем с вами на коврик, кому как удобно, закройте глаза, и представьте, чтобы вы увидели, услышали, если бы пришли в этот лес?

Дети располагаются на коврике, кому как удобно. Слушают запись дождя. По окончании музыки дети открывают глаза, садятся на коврик и рассказывают о своих впечатлениях.

Педагог: На картине «Дождь в дубовом лесу» изображена дорога в лесу, вся залитая тёплым, летним дождём. Он не пугает прогуливающую парочку, которая под зонтом спокойно идёт по своим делам. Впереди них идёт человек, спрятав руки в карманы, и не обращает внимания на непогоду. По преданию тут художник изобразил самого себя.

Могучие деревья, стоящие по обе стороны дороги, подставили листья, и, кажется, с жадностью пьют тёплую, летнюю влагу.

Дальше дорожка уходит в глубину леса, который изображён с любовью. Каждое дерево тщательно выписано художником, даже дупло на одном из деревьев не омрачает общей картины. Передние деревья выписаны точно и подробно, а дальше всё тонет в туманной дымке, как и полагается во время дождя.

В лужицах видны отражения окружающих деревьев. Значит, дождь не так сильно льёт и, возможно скоро кончиться. Я думаю, несмотря на непогоду, художник просто показал красоту окружающего мира.

Педагог: Давайте вспомним, какой дождь мы слышали: сильный или мелкий, робкий или грозный. (Ответы детей.)

Как и любое природное явление, дождь имеет начало и конец.

- Вначале наш дождик робкий. Покажите пальцами, как дождь капает. (Дети отстукивают пальцами по ладошке ритм падающих капель.)

-Дождь становится грозным. (Дети, хлопая в ладоши и топая, показывают сильно идущий дождь и гром.)

-Дождик может быть и не грозным, а весёлым.

Дети хлопками отбивают весёлый ритм, одновременно произнося закличку:

Дождик, дождик, сильно лей,

Ты воды не жалей,

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Хлеба каравай,

Целый день поливай!

Педагог: Ребята, смотрите, я собрала в кувшинчик капельки дождя. Давайте попробуем определить: какой был дождь - тёплый или холодный? (Педагог наносит пипеткой капельку воды на ладошку каждому ребёнку. Ответы детей).

Как вы определили? (Ответы детей).

Правильно, ладошка почувствовала и нам подсказала.

Вы хотите узнать, как рождается дождь? (Ответы детей.)

Педагог: На столах перед вами лежат подносы с губками. На что эти губки похожи? (Ответы детей.) Они напоминают пушистые облака, которые спустились к нам с неба.

Потрогайте каждый свою губку. Сверху она сухая, а внутри слегка влажная, как настоящее облако. Сожмите её. Почему из такого «облака» не идёт дождь? (Ответы детей.) Пока ещё в «облаке» капелек не очень много. Давайте добавим в «облако» немного воды из стаканчика. (Педагог показывает, как это нужно сделать.) Что произойдёт, если губку сжать? (Дети проверяют свои предположения опытным путём.) Получается дождь, но он пока несильный. Можно сказать, что получился грибной дождь. Давайте выльем на «облако» всю воду из стаканчика. Что произойдёт, если сжать «облако»? (Дети высказывают свои предположения и затем проверяют их)

Посмотрите как много капелек воды собралось в губке. Они становятся слишком тяжёлыми для «облака» и выпадают дождём. Сожмите сейчас губку. Какой дождь получился сейчас? (Ответы детей.)

Вот так всё происходит в природе: соберутся капельки вместе в тучи, а когда им становится тесно, убегают из тучи на землю, падают дождём.

Сегодня мы с вами говорили о дожде. Как его изображали поэты, художники. Вспомните, как называется картина, которую мы рассматривали, и кто её написал. Вам понравилась эта картина? Какие чувства вызвала у вас эта картина? Как называется сочетание красок, цвета, которые создают единство картины? Скажите, что вы узнали в процессе исследовательской деятельности?

Педагог: я предлагаю вам нарисовать дождь, кто какой хочет: сильный или редкий, теплый или холодный…

Дети рисуют под музыку. По окончанию работы, организуют выставку рисунков и придумывают названия к ним.

Публикации по теме:

Образовательная область «Художественное творчество в контексте ФГТ» Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение следующих задач: Развитие продуктивной.

Взаимодействие с родителями во 2 младшей группе на сентябрь Сентябрь 1. Фотовыставки: «Моё радужное лето»; «Делимся семейным опытом» 2. Консультации: «Что должен.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Обитатели водоемов
  • Времена года и погода
Автор публикации:
НОД в подготовительной группе «Дождь»
Опубликовано: 5 января 2015 в 19:07
+114Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 80.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 августа. День сбора и заготовки грибов на МААМ

26 августа в народном календаре Тихонов день – православная церковь вспоминает святого Тихона Задонского. Какие традиции связаны с этим днём? Сбор и заготовка впрок грибного «улова»; подготовка хранилищ,...

26 августа. День рисования по ткани на МААМ

Сказочные переливы красок и волшебные рисунки на ткани – все это батик. Этот вид росписи пришел к нам с индонезийского острова Ява, о чем свидетельствует само его название – на местный язык глагол...

Фотоотчет «Спортивная жизнь дошкольников летом»
Лето в детском саду – это море новых возможностей и удовольствий для воспитанников. Индивидуальные и коллективные тренировки на свежем воздухе,...
Квест — новое в образовании
Квест ( англ. quest, - приключенческая игра, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Квест - это игры, в которых...
Фотоотчет о тематической «Неделе путешественника» в средней группе
Цель: развитие у детей познавательного интереса, закрепление имеющихся знаний об окружающем мире природы и человека. Люди любят путешествовать по разным...