Алина Галимова
Конспект НОД в подготовительной группе «Классификация птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Классификация птиц»
Программное содержание:
. уточнить, расширить и систематизировать представления детей о характерных признаках, особенностях птиц;
- закрепить понятия «перелетные, зимующие»;
- познакомить с интересными фактами из жизни птиц, показать их уникальность;
- развивать словарь по данной теме, любознательность;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Классификация птиц“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Материал и оборудование для занятия: иллюстрации птиц; 2 магнитные доски; карта-схема: «зимующие», «перелетные»; Д/ и: «Пазлы. Птицы.» «Чего не хватает птицам?» «защитим лес»; аудиозапись природы; фишки; медальки «Юный орнитолог»
Методические приемы: загадка, художественное слово, игровой, создание проблемной ситуации, беседа, вопрос-ответ, дыхательная гимнастика, поощрение.
Ход занятия: (включается аудиозапись. Пение птиц)
Оргмомент:
Дети стоят на ковре.
Воспитатель:
-давайте поздороваемся с гостями.
- Дети, вы слышите пение птиц? (да)
- Интересно, почему птицы так весело и игриво поют?
Дети: - с приходом весны все оживает, птицы рады теплу, солнцу, весне
Воспитатель:
- давайте закроем глаза и представим, что мы с вами в лесу. Слышны голоса птиц, дует теплый, легкий ветерок.
Дыхательная гимнастика
- а теперь через нос вдохнем чистого свежего воздуха и через рот выдохнем (повторяем 2 – 3 раза) (отключаю запись).
- Ну, что подышали? Насладились воздухом? Теперь тихонько присаживаемся.
(дети присаживаются)
Воспитатель:
- Сели красиво, спинки выпрямили и приготовились слушать.
- сегодня очень интересное занятие. У нас викторина о птицах.
- посмотрите, у вас на тарелочках лежат фишки. За каждый правильный ответ вы сами себе откладываете фишку в сторону. А в конце занятия мы подсчитаем их количество. Но, пожалуйста, не забывайте, - ответы должны быть полные. Договорились? (да)
- позавчера, 1 апреля, был праздник. А кто знает, какой? (день смеха, день птиц)
- 1 апреля вся планета праздновала «Международный День птиц». Дата празднования была выбрана неслучайно. Ведь как раз в это время из теплых краев возвращаются пернатые. Взрослые и дети во всем мире благоустраивают места обитания, вывешивают новые кормушки, скворечники. Мир старается сохранить исчезающие виды птиц.
- и сегодня мы с вами будем говорить не о домашних птицах, а о тех, которые обитают в лесу, во дворах, на территории нашего сада.
- скажите, на какие группы мы можем разделить птиц? (зимующие и перелетные)
- дети, почему мы зимующих птиц называем зимующими?
(Эти птицы не улетают в теплые страны, а зимуют в нашем лесу, среди нас)
А еще их оперение приспособлено к суровым зимним условиям.)
- назовите, пожалуйста, зимующих птиц.
- Правильно. А перелетных, почему называем – перелетными?
(Перелетные птицы осенью улетают в теплые страны, зимуют там, а весной прилетают к нам.)
- назовите, пожалуйста, перелетных птиц
- Скажите, когда птицам легче живется в лесу зимой или летом? Почему? (Птицам легче живется летом, потому что им легче находить корм. А зимой птицам трудно добывать корм.)
- Чем питаются пернатые зимой?
(Птиц зимой можно подкормить крошками хлеба, семечками, салом, зерном.
- Скажите, почему мы их называем «наши друзья»? Чем полезны птицы?
(птицы поедают личинок, насекомых, червяков, которые уничтожают деревья и урожаи в полях.)
- а вы знаете, какую птицу называют санитаром леса? (это птица – дятел)
- Скажите, где птицы откладывают и высиживают яйца? (Птицы откладывают и высиживают яйца в гнездах.)
- Из чего птицы строят гнезда? (Из прутьев, веточек и утепляют пухом.)
- пожалуйста, вспомните, как называется место в лесу, где грачи строят себе гнезда? (Это место называется грачевник.)
Воспитатель: Молодцы. Вы дали много правильных ответов. А сейчас давайте немного отдохнем.
Физминутка
Игра «соберись в стаю»
Делимся на 4 команды: кукушки, воробьи, снегири,грачи. Назначаем капитанов. На них надевается маска. под музыку дети клюют зернышки, летают по полю… как музыка закончится- сразу необходимо найти свою стаю. Стая, собравшаяся первой, присаживается за столы.
1. Д/И «Пазлы. Птицы»
Воспитатель: - теперь обратите внимание: на столе в красном конверте у вас разрезанная картинка. Вам нужно собрать ее, отгадать название птицы и определить, к какой группе она относится : перелетная или зимующая.
(дети собирают пазлы отвечают на вопрос воспитателя)
2. Д/И «Что изменилось?»
Воспитатель:
- а теперь проверим вашу внимательность: посмотрите на эти картинки: «грач», «соловей», «кукушка», «воробей». Теперь закрыли глаза. (меняю местами картинки.)
– что изменилось? (2-3 раза)
3. Д/И «Классификация птиц»
Воспитатель: Сейчас посмотрите: на столе у вас перевернутая карточка. Откройте ее. Там у вас птица. Ваша задача – по очереди подойти к доске, назвать птицу, определить, к какой группе относится она : к зимующей или перелетной. И повесить картинку в нужную колонку. Где нарисована снежинка- это зимующие птицы, а где солнышко- там расположим перелетных.
4. Д/И «четвертый лишний»
Воспитатель: я буду произносить названия птиц. Ваша задача- на слух определить лишнюю и обосновать- почему.
1. Соловей, сорока, лебедь, грач.
2. Голубь, синица, кукушка, воробей.
3. Синица, воробей, снегирь, журавль.
5. Дидактическое упражнение
«Продолжи предложение, найди причину»
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.
6. Д/И «Защити лес»
Воспитатель:
- в городе у нас большое количество знаков для соблюдения правил дорожного движения. Но и в лесу такие правила тоже существуют.
Пожалуйста, вспомните, чего нельзя делать в лесу?
- в белых конвертиках у вас значки. Я буду называть правило. Ваша задача – постараться найти знак, который говорит об этом правиле.
• Нельзя подходить и разорять гнезда.
• Нельзя в лесу разжигать костер.
• Нельзя шуметь, кричать в лесу
• Нельзя ломать ветки деревьев.
- а какие правила поведения вы еще знаете?
- пожалуйста, идя в поход в лес, не забывайте эти правила!
Воспитатель: Молодцы. Вам понравилась викторина?
- Давайте сосчитаем, кто сегодня дал большее количество правильных ответов?
(за самое большое количество детям вручается медаль «Юный орнитолог»)
- а вы знаете, кто такой «Орнитолог»? (Орнитолог – это человек, который занимается изучением птиц)
- остальные не расстраивайтесь. Ведь впереди у нас еще много викторин.
- спасибо всем за внимание и участие.
Резерв:
Загадки о птицах :
*** «Тук-тук-тук!» поутру носом долбит он кору.
Сколько пользы этот нос нашим яблоням принёс.
Эта птица – молодчина : выбирает всех личинок,
Ну, а чтоб жилось тепло, мастерит себе дупло.
Много времени потратил на своё жилище … (дятел).
***
Он щебечет: «Чик-чирик!» Серый, ростом невелик.
Скачет, скачет по дорожке, ищет зёрнышки и крошки.
Что с опаскою глядишь? Что на крышу ты летишь?
Я не трону, не робей, эй, пугливый … (воробей).
*** Ей на месте не сидится; всё летает целый день,
Суетится, суетится, целый день звенит: «Тень-тень!»
Угадай-ка, что за птица? То весёлая … (синица).
***Стойкий, стужам неподвластный, песней славит он зарю.
Знать, недаром галстук красный дан с рожденья … (снегирю).
***
Окраска – сероватая, повадка – вороватая.
Крикунья хрипловатая, важная персона – кто она? (ворона)
***
Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая. (сорока)