Татьяна Владимирова
Конспект НОД по развитию диалогической речи в подготовительной группе «Мои друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе по развитию диалогической речи «Мои друзья»
Программное содержание:
Формировать понятие того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка. Помочь понять, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять друзьям эту радость. Продолжать знакомить детей с качествами, помогающими дружбе. Развивать способность к суждению и умозаключению. Учить составлять сложноподчиненные предложения с союзами «потому что», «чтобы». Совершенствовать диалогическую речь, вести координированный диалог между воспитателем и ребенком, учить быть доброжелательными и корректными собеседниками. Продолжать учить драматизировать предложенный текст. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
Публикация «Конспект НОД по развитию диалогической речи в подготовительной группе „Мои друзья“» размещена в разделах
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Словарная работа: обогатить речь детей прилагательными: «добрый», «верный», «честный», «смелый», «самоотверженный», «дружелюбный», «преданный», «мужественный», «правдивый», «отзывчивый», «внимательный», «надёжный».
Оборудование:
1. «Цветик – семицветик».
2. Лыжи из пластиковых бутылок.
3. Куклы би-ба-бо «Медвежата».
4. Портрет двух девочек в одном платье.
5. Цветы с фотографиями детей на каждого ребёнка.
6. «Поляна дружбы».
7. Аудиозапись музыки «Малыш у реки» из серии «Голоса природы».
8. Аудиозапись Э. Шаинского «Верные друзья».
Предварительная работа.
1. Чтение рассказа Л. Н. Толстого 2Два товарища». Беседа по нему.
2. Толкование пословиц и поговорок о дружбе. (Сам пропадай, а товарища выручай).
3. Проведение игр, способствующих развитию коммуникативных качеств: «Пузырьки», «И я», «Скажи соседу комплемент», «Волшебные очки», «Пойми меня», «Угадай кто это».
4. Использование коллективных игр («Дракон кусает свой хвост», «Гуси- лебеди», «Пузырьки», «Бабка-Ёжка», эстафеты).
Форма организации занятия: подгрупповая.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы поговорим о … Нет, я не буду вам ничего говорить, вы сейчас сами обо всем догадаетесь. Послушайте песню».
(Звучит песня «Верный друг».)
«Вы догадались, о чем мы будем говорить?» (Мы будем говорить о дружбе и настоящих друзьях».)
Воспитатель. «Что такое дружба?»
(Дружба- это когда дети играют вместе, делятся игрушками, не ссорятся).
Воспитатель: «А бывает так, что друзья иногда ссорятся?»
(Да, бывает.)
Воспитатель: «Что же надо делать, чтобы не ссориться?»
(Чтобы не ссориться, надо делиться игрушками, уступать друг другу в споре, соблюдать правила, уметь прощать.)
Воспитатель: «Я думаю, если мы будем соблюдать эти правила, то в нашей группе никогда не будет ссор. Вы ничего не слышите? Мне кажется, в театре что-то происходит. Давайте подойдем поближе.»
В театре появляется медвежонок Лакомка с бочонком меда (кукла би-ба-бо).
Лакомка: «Какой у меня большой бочонок меда, а мед ароматный, липовый. Сейчас я его весь съем.»
(Лакомка ест мед.)
Воспитатель: «Это медвежонок Лакомка. Он такой сладкоежка и дня не может прожить без сладкого»
Лакомка съедает весь мед, появляется второй медвежонок Топтыжка. У него маленькая чашечка с медом и две ложки.
Воспитатель: «Вот и друг нашего Лакомки - медвежонок Топтыжка»
Топтыжка: «Лакомка, Лакомка, ты где? Как хорошо, что я тебя нашел!»
Лакомка: «Ну чего тебе»
Топтыжка: «Мне мама меда дала, я тебя хочу угостить. Вот тебе ложка, а вот мне»
Лакомке становится стыдно. Он опускает голову.
Лакомка: «Не надо, ешь сам. Я не хочу»
Топтыжка: «Как же сам? Я хочу с тобой поделиться, с моим лучшим другом! Настоящие друзья всегда так поступают.»
Лакомка берет у Топтыжки ложку.
Лакомка: «Спасибо тебе, Топтыжка, за угощение и за урок.»
Воспитатель «Ребята, как вы думаете, почему Лакомка так сказал: «Спасибо за угощение и за урок?»
(Лакомка так сказал потому, что ему стало стыдно: он все съел один и не поделился с другом.)
Воспитатель: «Как вы считаете, чему Топтыжка научил Лакомку?»
(Топтыжка научил Лакомку делиться, не забывать своих друзей. 0
Воспитатель: «Мне кажется, что Лакомка еще только учиться дружить. Давайте ему подскажем, каким должен быть настоящий друг?»
( Настоящий друг должен быть: «добрым», «щедрым», «верным», «честным», «смелым», «самоотверженным», «дружелюбным», «преданным», «мужественным», «отзывчивым», «надежным».
Воспитатель: «Правильно. Таким и должен быть настоящий друг.»
Лакомка и Топтыжка благодарят детей и уходят.
А сейчас девочки нам хотят что- то рассказать.
Маша: Я сейчас все ребятам расскажу и покажу.
Лиза: Почему это ты? Я тоже хочу рассказать.
Маша: Я расскажу
Лиза: Нет, я расскажу.
Маша и Лиза обижаются друг на друга, расходятся в разные стороны.
Маша: Ну, вот опять поссорились. Лиза, может, вместе расскажем?
Лиза: Рассказывай ты, а я картинку поддеру.
Маша: Хорошо, слушайте. Гуляли мы с Лизой по парку, увидели художника, попросили его нарисовать вот эту странную картину и что-то написал.
Воспитатель рассматривает картину вместе с детьми.
Воспитатель: «Действительно, странная картина. Художник нарисовал двух подружек, одетыми в одно платье, и подписал картину: «Вместе тесно, а врозь - скучно.»
Давайте вместе подумаем и постараемся объяснить подружкам, почему художник их так нарисовал.»
Дети. Художник так нарисовал подружек потому, что (Они всегда рядом, любят играть вместе, но иногда ссорятся.)
Воспитатель: «Да, Лиза и Маша подруги, они всегда рядом и, несмотря на ссоры, скучают друг без друга. Поэтому художник нарисовал такую картину и подписал её : «Вместе тесно, а врозь скучно». Лиза и Маша вы все поняли?».
Лиза и Маша: Да, спасибо вам ребята, вы все поняли, больше никогда не будем ссориться. До свидания.
Воспитатель: «Молодцы, ребята, помогли подружкам. А теперь немного отдохнем, садитесь на ковре».
Воспитатель: «Русский народ издавна ценил верную, крепкую дружбу и придумал о дружбе и друзьях много пословиц и поговорок. Вспомните их пожалуйста и постарайтесь объяснить.»
(Настоящий друг познается в беде. Вместе тесно, а врозь- скучно.
Один за всех и все за одного. В настоящей дружбе так: сам пропадай, а товарища выручай. Нет друга- так ищи, а нашел- береги.)
Воспитатель: читает стихотворение о дружбе.
Друг нам в жизни очень нужен,
С другом жить нам веселей
Рядом с ним в любую стужу
Нам становиться теплей.
Дружбой искренней и честной
Нужно всем нам дорожить,
Потому что, как известно.
Без друзей нам не прожить.
В. Бердис
Воспитатель: «Вы любите играть с друзьями?»
(Да).
Воспитатель: «Хорошо, тогда я предлагаю вам немного поиграть.»
Физминутка.
(Самомассаж для профилактики простудных заболеваний «Белый мельник».
Белый, белый мельник Провести пальцами по
Сел на облака. Лбу от середины к вискам.
Из мешка посыпалась Легко постучать
Белая мука. Пальцами по щекам.
Радуются дети, Растереть крылья носа
Лепят колобки. Большим пальцем.
Заплясали сани. Массировать точки перед
Лыжи и коньки. И за ушными раковинами,
Раздвинув указательный и
Средний пальцы.
Воспитатель:
«Ребята, давайте тоже покатаемся на лыжах.»
Дети обувают лыжи, сделанные из пластиковых бутылок, выполняют упражнение дыхательной гимнастики «Лыжник».
И. П. - стоя, ноги слегка расставить, руки согнуты в локтях, туловище немного наклонено вперед. Подражая движения лыжника, дети передвигаются по ковру и произносят звук движущихся лыж: «В-ш-ш».
Дети все на лыжи встали,
Друг за другом побежали.
Снег, снег, белый снег
Кружит, падает на всех.
Воспитатель:
«Ребята, в нашей группе появилась волшебная поляна.
Воспитатель проводит детей к доске, где расположена «Поляна дружбы» и показывает цветы.
Воспитатель: «Я так хочу, чтобы на этой поляне расцвели цветы дружбы. Посмотрите, середина цветка- это каждый из вас, а лепестки это ваши друзья, они всегда рядом с вами: и в горе, и в радости. Нарисуйте в лепестках лица своих друзей.»
Воспитатель: «Какие замечательные цветы, как много у вас друзей. Ваши руки потрудились и им нужен отдых.»
Пальчиковая гимнастика.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
(поочередное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять.
(поочередное касание одноименных пальцев начиная с мизинцев)
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями).
Воспитатель: «В нашей группе расцвел еще один цветок.»
Воспитатель приглашает детей на ковер и показывает «цветик-семицветик».
Воспитатель: «Цветик- семицветик шепнул мне, что может исполнить ваши пожелания друзьям.»
Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова под музыку «Малыш у реки» (из серии голоса природы)
Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли, быть по- моему вели.
Вели, чтобы…
Дети произносят свои пожелания друзьям.
Воспитатель: «Я думаю, что все ваши пожелания исполняться. Все вы будите ценить, беречь своих друзей и вашу дружбу.»