Наталья Вострикова
НОД в подготовительной группе (познавательное направление) «Что может хвост?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать представление детей о функции хвоста у разных видов животных (общение, защита, передвижение).
Задачи:
Образовательная: продолжать учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения.
Развивающая: развивать логическое мышление, внимание и память.
Воспитательная: воспитывать любознательность, наблюдательность.
Предварительная работа.
Чтение рассказа В. Бианки «Хвосты», Ю. Казаков «Зачем мыши хвост».
Публикация «НОД в подготовительной группе (познавательное направление) „Что может хвост?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хвосты. Все про хвостики
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Материал: игрушки: собака, рыба, ящерица, белка; 2 картины с изображением тропиков и пустыни, картинки или игрушки обезьяны и тушканчика; корзинка, грибы (20 штук); картинки животных без хвостов на количество детей, хвосты животных на отдельных кар точках, яблоки, кроссворд о белке, ёлочки.
Ход занятия:
В-ль: Ребята, сегодня к нам прилетела гостья. Отгадайте, кто это?
Загадка:
Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся.
(муха)
Появляется муха.
В-ль: Ребята, муха очень грустная. Ей очень хочется иметь хвост. Но вот беда, где же его взять?
Дети высказывают свои предположения.
В-ль: Ребята, а давайте сделаем так, поспрашиваем у животных, зачем им хвосты нужны. У кого хвост лишним, ненужным окажется, мы попросим его для мухи.
Муха радуется, соглашается.
В-ль: На чём же мы отправляемся путешествовать?
Дети выбирают, на чём они отправляются в путь, (самолёт, машина, поезд) строят транспорт.
В-ль раздаёт детям билеты. На билетах изображены хвосты разных животных. Дети находят животных, которым принадлежат эти хвосты на спинках стульчиков и садятся.
Игра: Чей хвост
Остановка: Будка с собакой (игрушка).
(Вместо собаки говорит девочка).
Муха: Собака, собака, отдай мне свой хвост. Он у тебя для красоты только.
Собака: Что ты муха, при помощи хвоста я разговариваю.
Муха: Как это?
В-ль: показывает схемы поз хвоста. Спрашивает, что означает каждая поза.
1. При встрече с группой других собак собака виляет хвостом — изображаетрадость. Если стая тоже виляет хвостами — взаимное приветствие.
2. Но если вожаку не понравился подошедший пёс, то он поднимает хвост свечкой кверху. Это знак агрессии, превосходства, силы.
3. Тогда вновь пришедший пес поджимает хвост между ног, всячески выказывает испуг, полное подчинение.
В-ль: Если вам на улице встретится собака, никогда не смотрите ей в глаза — звери этого не любят — считают это вызовом, а смотрите на хвост, он вам многое расскажет о ее настроении.
Сможет ли собака жить без хвоста? Может ли она отдать свой хвост мухе?
Отправляемся путешествовать дальше на паровозе.
Встают друг за другом. На пути речка. В речке рыба (игрушка).
В-ль: Если мы составим загадку о рыбке, она нам поможет, на речке появится мостик.
Дети составляют загадки о рыбах, появляется мостик.
Н-р: И у взрослых и у деток
Вся одежда из монеток.
Муха: О, у рыб тоже есть хвост! Давайте у нее спросим, зачем он ей.
Вместо рыбки говорит тоже специально подготовленный ребенок.
Рыбка: Хвост мне помогает при плавании. Он служит рулем. Я не могу без него передвигаться.
Дети идут дальше пешком. На их пути кочка (холмик, на нем сидит ящерица.
Муха восхищается длинным хвостом ящерицы. Давайте, ребята, подергаем ее за хвост.
В-ль: Что ты, муха, ни в коем случае этого делать нельзя. Ребята это знают и никогда так не поступят.
Дети объясняют мухе, что ящерицы отбрасывают свой хвост, если им грозит опасность. Хвост отрастает снова.
В-ль: Читает стихотворение Ю. Синицына:
На припеке у тропинки
Греют ящерицы спинки…
Бегали за мошками
Ночь без передышки —
Натрудили ножки,
Ножки-коротышки.
Чем питаются ящерицы? Какую пользу приносят?
Дети делают заключение, что ящерица очень полезное животное, хвост ей тоже необходим.
Муха: Что же мне делать? Как мне хвост раздобыть? Очень уж мне хвост нужен.
Давайте отправимся дальше в лес.
Между деревьями дети находят пустую корзинку.
В-ль: Мы кажется кого-то испугали. А вот и подсказка. (на одной елочке кроссворд).
Хотите узнать, кто оставил корзинку?
Дети отыскали за деревьями белочку. (кроссворд — белка).
Муха: Отдай, белочка мне свой хвост. Он у тебя для красоты только.
Белочка: Не отдам, он мне самой нужен.
В-ль: Ребята, объясните мухе, зачем белочке нужен хвост?
Дети объясняют, что хвост помогает белке совершать прыжки с дерева на дерево. Кроме того, белка может спрыгнуть с макушки дерева прямо на землю. При этом хвост ей служит парашютом.
В-ль: Что необычного в хвосте белки?
Дети: Хвост у белки опушён только с боков, он плоский и гибкий.
В-ль: Почему белочку называют хлопотуньей?
Дети: Она делает запасы на зиму.
В-ль: Давайте поможем белочке наполнить корзинку грибами.
Игра: «Кто больше соберет грибов».
В-ль: Ребята, как нам быть? Не нашли мы мухе хвост. Давайте снова сядем в самолет (поезд) и полетим на юг. Там тоже много животных. Полет сопровождается пением любимой песни.
Воспитатель весит на стену картинку с изображением южной растительности, на пальмах сидят обезьяны.
Муха: Зачем обезьяны залезли на дерево? Почему у них такие цепкие лапки? Тогда им хвосты точно не нужны?
Дети объясняют, что хвост помогает обезьянам при передвижении с ветки на ветку, она цепляется им как рукой, может висеть на нём без помощи лап.
Муха: Ребята, чем питаются обезьяны?
Игра: «Кто больше фруктов назовёт»
Игра проводится между командой девочек и мальчиков.
Обезьянки дарят детям корзинку с яблоками.
Дети на самолёте прилетают в пустыню.
Картина на стене сменяется «пустыней». На ней изображён тушканчик.
Куда это мы попали? (в пустыню)
Муха: Какой интересный зверёк! На мышку похож! Кто это? (тушканчик)
В-ль: Почему в пустыне нет растительности?
— Как выживают животные в этой местности? Вспомните верблюда.
Дети: Верблюд делает запасы пищи (жир) в горбах.
В-ль: Этот маленький тушканчик — карлик ухитрился из своего хвоста сделать «склад» жировых запасов. За эту свою особенность, его называют жирохвостый. В холодное время года этот зверёк проводит в спячке. Перед тем, как на всю зиму скрыться в норке, зверёк усиленно питается, стараясь накопить больше жира. А поскольку размеры его не велики, то часть запасов откладывается в длинном хвосте. В результате этот тонкий в обычное время «придаток» значительно прибавляет в весе и толщине, Становится похожим на веретено.
Сможет ли, ребята, тушканчик выжить без хвоста? Что станет с тушканчиком, если он лишится хвоста?
В-ль: К сожалению, наше путешествие подходит к концу, нам пора возвращаться в д/сад. Обратно полетим на ковре-самолёте.
Дети садятся на ковёр. Во время полёта подводится итог.
В-ль: Как вы думаете, смогли мы помочь мухе отыскать хвост? Почему никто из животных не отдал свой хвост?
— Для чего нужны хвосты животным?
Дети перечисляют функции хвостов.
— Скажите, а нужен ли мухе хвост?
Дети делают вывод, что хвост мухе будет только мешать.
Муха: Я совсем не огорчилась, что не нашла себе хвост. Я очень много узнала о хвостах. Мне было очень интересно с вами путешествовать.
В-ль: Вот мы и прилетели в д/сад.
Дети садятся на стулья. Муха прощается. Воспитатель угощает детей кусочками яблок — угощением обезьянки.