Наталья Таштамирова
Конспект НОД в подготовительной группе «Птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Учить детей пересказывать небольшой текст с помощью схем – рисунков по цепочке.
Закрепить знания детей о птицах, их разновидностях, условиях жизни и пита-ния, классифицировать по заданному признаку.
Закрепить понятие о сложных словах (насекомоядные, водоплавающие, пу-чеглазые).
Продолжать учить слушать небольшие по объему описательные рассказы, отличать их от сказки. Знакомить с повадками некоторых птиц (воробей, синица, ласточка, дятел, сова).
Развивать пространственную ориентировку, использовать в речи слова – предлоги (в, на, за, под).
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Материалы:
Медали «Знатоку птиц» на каждого ребенка, схемы рассказа про сову, кормушка, изображения птиц (орел, дятел, синица, воробей, индюк, ласточка, гусь, сова и др., тексты рассказов – описаний про ласточку, дятла, воробья, синицу, сову, схемы для ориентировки в группе на каждого ребенка, музыкальное сопровождение (звуки леса).
Предварительная работа: чтение рассказов, загадок, стихов о птицах; работа над составлением панно «Лесные птицы»
Ход занятия:
На протяжении всего занятия звучит аудиозапись «Звуки леса» (пение птиц)
Ребята, мы с вами знакомились с жизнью птиц. Как вы думаете, вы многое о них узнали? Сегодня я хочу вручить вам медали «Знатокам птиц». Они вручаются только самым умным, догадливым все знающим о жизни птиц. Готовы? Тогда слушайте первое задание.
1. Наступила зима. На улице мороз. Птицам холодно, они прилетели поближе к жилищу человека. Как им помочь? Давайте их накормим. Выберите из птиц, которые к нам «прилетели», тех, которые бы могли питаться на нашей кормушке. Почему? (дети выполняют задание, затем обсуждают его). Почему сова и орел не могут питаться в кормушке? (хищные птицы). Почему индюк не может питаться в кормушке? (домашняя птица). Почему гусь не может питаться в кормушке? (водоплавающая птица, большая – не поместится в кормушку) и т. д.
2. Игра «Птицы, животные, рыбы, насекомые» (дети по очереди называют по 3 зимующие, перелетные, водоплавающие, хищные, насекомоядные, не умеющие летать птицы).
3. «Сейчас я буду читать рассказ о какой – то птице, а вы угадаете, о какой (воробей, синица, ласточка, дятел, сова)». Дети угадывают и объясняют свой ответ.
• Часами носятся эти птицы в небе, ловят комаров и разных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки.
Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое.
Гнездо они вьют в деревнях под крышей. Гнездо из глины, смешанной со слюной, и сидят в таком гнезде, как в чашке. (Ласточки)
• Живет эта птица в парках, садах, лесах. С осени в поисках пищи приближается к жилью людей. Это очень подвижные птицы. Порхая с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются с акробатической ловкостью, держатся на самых тонких веточках. Обшаривая самые узкие щели на коре деревьях, эти птицы вытаскивают оттуда насекомых, запрятавшихся на зиму. (Синица)
• Он маленький, коричневый, с черными пятнами, брюшко светлое, на крыльях полоски. Ножки короткие, клюв тонкий. В холодную погоду эти птицы сидят, прижавшись друг к другу, нахохлившись, распушив крылья. Они чистоплотны, постоянно охорашиваются, охотно купаются: зимой в снегу, весной и летом – в лужах и в пыли (таким путем они избавляются от насекомых). Весной они строят гнезда под крышами домов, выкармливают птенцов, они уничтожают очень много вредных насекомых, но никогда не нападают на зерновые культуры и сады. Зимой живут близко к человеку. Питаются хлебными крошками и семенами растений. (Воробей)
• По стволу осины, прямо по коре, прыжками поднимается эта пестрая птица. До чего же он хорош! Белый с черным, шапочка и подхвостье ярко- красные. Клюв у него – настоящий плотничий инструмент, клювом он выдалбливает глубокое дупло для гнезда, из-под коры жуков-короедов вытаскивает и шишки раздалбливает, семена достает. (Пестрый дятел)
• …У этой птицы перья мягкие, крылья неслышные, не свистят, не шумят; когти кривые, острые, никто из таких когтей не вырвется – ни мышь, ни белка, ни сонная птица. По ночам она охотится, а днем спит.
Две синички по лесу летали, по веткам шныряли и вдруг увидали эту птицу. Запищали, закричали: «Эй, собирайтесь, птицы, сюда! Вон он, вон он, ночной разбойник, вон он сидит, пучеглазый!» (Сова)
- Что я вам сейчас прочитала? (рассказы). А чем они отличаются от сказки? В одном из рассказов мне встретились непонятные слова, помогите мне их объяснить: «неслышные», «шныряли», «пучеглазый» (дети объясняют значения выражений).
- Ребята, скажите, а зачем сове нужны такие крылья, когти, клюв (ответы детей)
4. «Для следующего задания нам нужны схемы, но они спрятаны где-то в группе. Помогите мне, пожалуйста, их найти» (воспитатель раздает детям карточки, на которых изображено расположение в группе схем, дети находят их. Затем дети объясняют, где нашли схемы: на столе, под стулом, за диваном и т. д.)
5. «Сейчас я прочитаю вам небольшой рассказ о сове, его написал Е. Чарушин. Вы внимательно его прослушаете, а затем перескажете мне этот рассказ по цепочке» :
…У совы перья мягкие, крылья неслышные, не свистят, не шумят; когти у совы кривые, острые, никто из таких когтей не вырвется – ни мышь, ни белка, ни сонная птица. По ночам совы охотятся, а днем спят.
Две синички по лесу летали, по веткам шныряли и вдруг увидали сову. Запищали, закричали: «Эй, собирайтесь, птицы, сюда! Вон он, вон он, ночной разбойник, вон он сидит, пучеглазый!»
Воспитатель еще раз читает рассказ про сову с опорой на схемы. Предлагает детям повторить рассказ по схеме по очереди – цепочкой.
Итог:
- Я сегодня убедилась, что все вы молодцы, и действительно многое знаете о птицах, а еще умеете помогать друг другу. Расскажите мне, что вам сегодня понравилось на занятии? Почему? Как вы думаете, вы заслужили медали «Знатоку птиц»? (воспитатель награждает детей медалями.)
Используема литература
«Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе дет-ского сада» А. В. Аджи, Воронеж 2008
«Конспекты занятий по обучению детей пересказу (подготовительная группа)» Л. В. Лебедева, И. В. Козина, М. 2008
«Конспекты комплексных занятий по развитию речи (подготовительная группа)»Г. А. Затулина, М. 2009
«Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников» Н. В. Макарова, Е. А. Ставцева, М. Н. Мирошкина, М. 2009