Папки-передвижки

Конспект НОД «Устройство и украшение жилища» в подготовительной группе

Екатерина Смирнова
Конспект НОД «Устройство и украшение жилища» в подготовительной группе

Цель: становление основ уважительного, бережного отношения к культуре русского народа.

Задачи:

— систематизировать знания детей о назначении избы, ее убранстве, особенностях материалов, используемых в строительстве жилища, предметах быта;

— воспитывать интерес к жилищу русского человека, его убранству;

— формировать навыки практического применения полученной информации в игровой, изобразительной, речевой деятельности.

Публикация «Конспект НОД „Устройство и украшение жилища“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Оборудование: Домовенок Кузя (игрушка из соленого теста); альбом иллюстраций «Жилища»; макет избы; пластилин; глина; краски; круги из плотной бумаги (блюда, плетеные коврики из цветной бумаги; иллюстрации внутреннего убранства избы.

* * *

Воспитатель. Сегодня я шла по дороге и слышу — кто-то плачет. Оказалось, что это Домовенок Кузя дом свой потерял. Он ходил в гости к Нафане и заблудился.

Воспитатель показывает детям Домовенка Кузю.

Ребята, давайте покажем ему альбом с изображением различных жилищ, может быть, он там свой дом найдет.

Воспитатель показывает изображение шалаша.

Кузя, это твой дом? Домовенок Кузя. Нет.

Воспитатель. Ребята, а что это? Удобно ли жить в шалаше?

Дети. Печки нет, дверей и окон тоже нет, темно, холодно, неуютно, спать неудобно, мало места, не годится такой дом для жилья.

Воспитатель. Показывает многоэтажный дом. Вот какой красивый и большой дом. Кузя, ты в этом доме живешь?

Домовенок Кузя. Нет, мой другой был.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, в этом доме удобно жить? Какой он, как называется?

Дети. Это многоэтажный дом, построен из кирпича, он светлый, теплый, в нем много окон и дверей, в нем живет много народа, там весело.

Домовенок Кузя. Не хочу много народа, мой дом был деревянный, с трубой, в нем печка была, я люблю спать на печке.

Воспитатель. Показывает избу. Кузя, может, этот дом? Он деревянный.

Домовенок Кузя. Вот мой дом! И труба на крыше, и крыльцо! Вот моя изба!

Воспитатель. А ведь у нас с вами есть такая изба, давайте покажем ее Кузе.

Воспитатель вносит макет избы.

Домовенок Кузя. Это моя изба. И крылечко то самое широкое, на нем отдыхать можно, когда на улице тепло. А дверь в избу низкая, чтобы те, кто входит в избу, поклонились хозяевам, а то и шишку можно на лбу набить. Порог, наоборот, высокий, чтобы меньше тепла выдувало. Я люблю жить в моем доме!

Воспитатель. Ребята, в русской избе была одна комната. А что же занимало почти половину избы?

Дети. Печь.

Воспитатель. А из чего делали печи?

Дети. Сначала печи делали из глины, а затем из кирпича. Соединяли кирпичи глиной.

Воспитатель. Чем топили печь?

Дети. Дровами.

Воспитатель. Правильно, ребята, топили печь дровами. Самыми лучшими считались березовые поленья, потому что они хорошо горят и дают Много тепла, в отличие от сосновых и еловых. Дым от прогоревших поленьев вытягивался в

специальное окошко с задвижкой и уходил в дымник, а оттуда через трубу — на улицу. В какой посуде готовили еду в печи?

Дети. В посуде, которую делали из глины и металла.

Воспитатель. Правильно, еду в печи готовили в специальной посуде, которая не портилась при нагревании. Делали ее из обожженной глины, чугуна и различных металлов. Раньше говорили: «Когда в печи жарко, тогда и варко». А кто стихи про печь знает?

Ребенок

Ой, ты печка-сударыня,

Помоги нам, барыня:

Ты свари, испеки, обогрей, освети,

Подлечи и спаси, в дом богатство принеси.

Домовенок Кузя. Спасибо вам, ребята, за такие хорошие стихи про печь. Печь в доме — мое любимое место, там можно погреться, поспать.

Воспитатель. А еще где спали в избе?

Дети. На больших лавках, на полатях.

Воспитатель. Ребята, а что такое полати?

Дети. Это доски под потолком.

Воспитатель. Под потолком в избе делали полати — деревянный настил. Полати были широкими и удобными, на них любили спать ребятишки. Но маленькие дети могли упасть с них. Где же они спали?

Дети. В колыбельке.

Воспитатель. Правильно, ребята, в избе обязательно была колыбель (зыбка, люлька, где спали маленькие дети.

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением колыбели.

Устройство колыбели было простым и удобным: днище, высокие стенки, веревки для крепления на крюк в потолке. Материал, из которого делали колыбель, был легким, пропускающим воздух (прутья деревьев, струганные доски). Чтобы ребенка можно было убаюкивать, к ней привязывали веревку для укачивания. Ребята, а как назывался левый от печки угол?

Дети. Красным.

Воспитатель. Почему его так называли?

Дети. Красный означает красивый. Здесь принимали гостей, отмечали праздники.

Воспитатель. Правильно, ребята. Красный угол предназначался для встречи гостей, сбора родственников во время праздников, обедов. В левом от печки углу в избе всегда стоял большой стол. Около него — простые длинные скамейки, так как стульев и табуреток тогда еще не было. Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Какие вы знаете пословицы и поговорки о гостеприимстве?

Дети. «Что есть в печи — все на стол мечи», «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Умей в гости звать, умей и угощать».

Воспитатель. Сажая гостя в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью».

Домовенок Кузя. Я люблю, когда приходят гости! С ними весело, можно поиграть! Ребята, давайте поиграем в старинную русскую игру «Передай скалку».

Русская народная игра «Скалка»

Нужно передать скалку без помощи рук, спрятав ее под мышку. Кто уронит скалку, тот отвечает на вопросы.

Вопросы

• Чем топят печь?

• Из чего делали печь?

• В чем готовили пищу?

• Где спали в избе?

• Как назывался угол напротив печки?

• Где спали маленькие дети?

Воспитатель. Спасибо тебе, Кузя, за интересную игру! Мы оставляем тебя в твоей избе.

Домовенок Кузя. Ребята, а я хочу, чтобы в моей избе стало красиво. Когда я ходил в гости к Нафане, видел у него столько расписной посуды! Помогите мне украсить дом.

Воспитатель. Ребята, поможем Кузе? Из чего мы можем ему смастерить посуду?

Дети. Из глины, пластилина, можно вырезать блюда из картона, плотной бумаги и раскрасить их красками.

Дети делятся на две группы. Одни лепят, а другие раскрашивают блюда, чтобы украсить дом Кузи. Звучит русская народная песня.

Домовенок Кузя. Как красиво и весело будет в моей избе! Спасибо вам, ребята!

Воспитатель. А еще наши дети сплели вот такие коврики- половики (показывает заранее сплетенные из полосок цветной бумаги коврики, они тоже очень украсят твой дом.

Дети прощаются и уходят.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Украшение окон к 9 Мая» в подготовительной группеФотоотчет «Украшение окон к 9 Мая» в подготовительной группе Фотоотчет «Украшение окон к 9 Мая»в подготовительной группе К празднику 9 мая,Дню Победы, проходит особая подготовка :декорируются улицы.

Интегрированное занятие «История жилища» по познавательному развитию с использованием ИКТ в разновозрастной группе «Ромашка» Интегрированное занятие в разновозрастной группе «Ромашка» по познавательному развитию с использованием ИКТ. «История жилища человека».

Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе на тему «Украшение посуды» Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группеТема «Украшение посуды»Программное содержание Образовательные задачи: -учить.

Конспект НОД по ПДД в средней группе «Устройство проезжей части» Тема «Устройство проезжей части» Цель: Дать детям представление об основных элементах улицы (тротуар,проезжая часть, пешеходный переход.

Конспект НОД в подготовительной группе «Жилища русских людей» Цель: формирование основ уважительного отношения к культурным ценностям. Задачи: — обобщать первоначальные представления о жилище русского.

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе «Украшение на тарелке» Автор: воспитатель высшей категории Кочерга Жанна Ивановна МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик»» г. Лесосибирск,2018г. Тема: «Украшение на.

Мастер-класс «Украшение для волос Ромашка» в подготовительной группеМастер-класс «Украшение для волос Ромашка» в подготовительной группе В замечательный праздник День Семьи Любви и Верности, мы с воспитанницами подготовительной группы решили сделать символ праздника своими.

Подборка материала ко Всемирному Дню жилища и архитектурыПодборка материала ко Всемирному Дню жилища и архитектуры Стихотворения о домах. В городе дома – домищи И машин, пожалуй, тыщи, А я маленький, я - гномик, У меня из снега домик. Он без лифта и без.

Презентация «Какие бывают жилища?» Цель: закрепить знания детей о диких животных, о месте проживания, о питании; повторение знаний о домашний животных. Активизировать и расширить.

Реферат «Устройство голосового аппарата и принципы его работы» УСТРОЙСТВО ГОЛОСОВОГО АППАРАТА И ПРИНЦИПЫ ЕГО РАБОТЫ. ВВЕДЕНИЕ Человеческий голос – в своем роде уникальное явление и как акустический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Устройство и украшение жилища» в подготовительной группе
Опубликовано: 2 декабря 2019 в 17:54
+43Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД