Зинаида Пьянкова
Конспект НОД в средней группе «Трудно птичкам зимовать, надо птахам помогать»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с зимующими птицами, их условиями жизни зимой.
Задачи:
• Учить детей различать и называть зимующих птиц.
• Дать детям представление о видах питания птиц.
• Развивать познавательную активность, интерес к миру птиц.
• Способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, устной речи, кругозора детей.
• Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Трудно птичкам зимовать, надо птахам помогать“» размещена в разделах
Предварительная работа: Беседы: «Птицы, живущие в лесу», «Кто чем питается?», «Кто где живёт», «Звуки природы». Рассматривание иллюстраций, альбомов, картинок по теме «Птицы», просмотр презентаций «Зимующие птицы», «Голоса птиц», чтение художественной литературы, загадывание загадок, наблюдения, подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Птички в гнездышках», аппликация «Кормушка», рисование «Снегири на рябине», нарисуем для них ягоды рябины «Зёрнышки для птичек», «Воробей», лепка «Птичка - снегирь». Чтение стиха «Покормите птиц» (А. Яшин)
Словарная работа: зимующие, птаха, кормушка, корм, полны горсти.
Материал и оборудование: ноутбук, презентация, корм для птиц (хлебные крошки, ягоды- рябины, калины, сало, гречка, пшено, семечки, кормушка, аудиозапись голосов птиц, картинки - вырубки зимующих птиц, мольберт.
Ход занятия.
Организационный момент. Игра-приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Воспитатель: Читает загадку:
«Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом.
Каркать, петь и ворковать.
Нас зимою подкормите…
Дети, кто мы? Назовите!» (птицы)
-Как вы думаете, про что или про кого мы сегодня будем говорить?
(Ответы детей) (Включается запись «голоса птиц»)
Воспитатель: Дети, послушайте, чьи голоса вы слышите?
Дети: Птички поют. (стук в дверь)
Бабушка Загадушка: Здравствуйте, ребята! Услышала я, как вы хорошо на вопросы отвечаете, и подумала: «Такие умные дети наверное и загадки умеют отгадывать о птицах? Я вам загадаю загадки, а вы угадайте, о какой птичке я говорю. Если вы правильно отгадаете птицу, то её изображение появится на экране. Да ещё отгадку (картинку) на столе найдёт тот, кого я назову, остальные проверяют правильность ответа.
(Ребёнок выходит, находит картинку, воспитатель вешает её на мольберт).
(Компьютерная презентация «Зимующие птицы нашего края», картинки)
Загадки:
Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти (Свиристели)
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут! (снегирь)
Целый день без перерыва -
Кар-кар-кар,
- кричит сварливо… (ворона).
Прыгает мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает… (Воробей)
Ходит важно,
Вперевалку.
И воркует, и клюет… (Голубь.)
Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор… (Дятел)
Непоседа - невеличка
Жёлтогрудая птичка
Ем я сало и пшеничку
А зовут меня?. (синичка)
Физкультминутка (А. Барто)
Скачет шустрая синица,
(Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится,
(Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок,
(Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок.
(Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку,
(Присели.)
Почесала клювом грудку,
(Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень,
(Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири,
(Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень!
(Прыжки на месте на двух ногах.)
Бабушка Загадушка: Вот ещё одну загадку я вам загадаю…
В тёплом гнёздышке уютном
Вывелись зимой птенцы,
Им мороз не страшен лютый,
Вот какие молодцы. (Клёст)
Воспитатель: Дети, клёст - зимующая птица, но она отличается от других зимовщиков. А чем, вы сейчас узнаете, прослушав разговор клеста и синички.
Синичка: Ты, Клёст, чего визжишь, обидели тебя, что ли?
Клёст: Да нет, Синичка, это я радуюсь.
Синичка: Нашёл время радоваться.
Клёст: Как раз самое время, как раз. У меня в гнезде птички вывелись до чего милые, до чего хорошие.
Синичка: В такой-то мороз? Да они живыми не останутся.
Клёст: Ещё как будут жить - поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать Клестиха греет их вроде печки. И тепло им и сытно, и от моей песенки весело.
Воспитатель: Чем же отличается клёст от других зимующих птиц? (Выводит зимой птенцов)
Бабушка Загадушка: - Молодцы, все загадки мои отгадали! Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем они все похожи?
А вот что общего в строении у всех птиц? (круглая головка, овальное туловище, покрытое перьями,2 крыла, 2 лапки, хвост, клюв)
Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга? (Размером, окраской, оперением)
Дидактическое упражнение «Для чего?»
- Для чего птице клюв? (есть, пить)
- Для чего птице крылья? (летать)
- Для чего птице лапки? (передвигаться по земле, цепляться за ветки)
- Для чего птице пёрышки?
- Для чего птице хвост?
Бабушка Загадушка: А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Какой птички не стало? Я буду убирать одну картинку птицы на мольберте, а вы её назовёте, закройте глазки. Какой птички не стало?
Бабушка Загадушка: Молодцы, хорошо поиграли…. Вижу птиц, вы знаете хорошо. А знаете ли вы, как они поют? Сейчас мы это проверим.
Игра “Птичий концерт” (дети издают пение птиц)
Воробьи – чирик – чирик
Синицы – синь – синь
Ворона – кар – кар
Дятел – тррр – тррр
Клёст – цок – цок – цок
Свиристель – тюр –тюр – тюр
Снегирь – дю – дю – дю.
Воспитатель: Ну прямо настоящий птичий концерт!
Бабушка Загадушка: Почему в зимнее время птицы приближаются к человеческому жилью, как вы думаете? (Чтобы люди им помогли, подкормили.)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Не богаты их корма!
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна – И не страшна
Будет им зима.
Воспитатель: О чем это стихотворение?
Дети: О птицах, их надо кормить.
Воспитатель: Какой же корм им нужен? (Ответы детей.)
Пальчиковая гимнастика"Птички зимой"
Прилетайте, птички!
(«Зовущие» движения пальцами обеих рук)
Сала дам синичке.
(«Режущие движения» одной ладони по другой)
Покрашу немножко,
(Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)
Хлебные крошки.
(Тереть подушечки пальцев друг о друга)
Эти крошки – голубям,
(Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям.
(Вытянуть левую руку с раскрытой ладонью)
Галки да вороны
Ешьте макароны
(Тереть ладонь о ладонь)
Бабушка Загадушка: А у вас есть кормушки на прогулочном участке? (Ответы детей.) Я принесла корм для птиц, предлагаю вам на прогулке подкармливать птиц, им будет легче переноси холод. Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями. До свидания, до новых встреч!
Рефлексия. Ребята, кто сегодня был у нас в гостях? О каких птицах мы говорили? Как сказать, одним словом? Как нужно помогать птицам зимой? Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать. Я рада, что вы такие добрые, заботливые, отзывчивые, готовые прийти на помощь.