Анна Груздева
Конспект НОД в средней группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
дать детям представление о видах питания зимующих птиц;
закрепить понятие «зимующие птицы»;
учить постановке элементарных опытов со льдом и помогать делать выводы на основе полученных результатов;
расширять представление детей о свойствах льда;
развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов;
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам;
активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы», умение говорить «громко-тихо», вырабатывать силу голоса;
расширять словарный запас детей: корм, кормушка, холодно, голодно; ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная.
Материал:
иллюстрации с изображением зайца, волка, лисы, белки, воробья, вороны, снегиря, синицы, кошки;
опорные карточки по ознакомлению детей с понятием «Птицы»,
карточки с изображением корма для птиц.
ягоды, замороженные в кубиках льда, стаканы с тёплой водой;
кормушка;
на тарелочках сало, семечки, зёрна, крошки; запись с голосами леса, зимы;
макеты деревьев, фланеграф.
Ход занятия.
Восп. : - Ребята, здравствуйте! Мы сегодня с вами отправимся на лесную опушку.
Раз, два, три, повернись, (дети закрывают глаза)
На лесной опушке окажись!
(звучит музыка)
Восп. : - Ой, как здесь холодно! А почему, ребята, как вы думаете?
Дети: - Потому что зима холодная пришла.
Восп. : - А какая ещё зима бывает?
Дети: - Снежная, морозная, лютая, суровая, вьюжная.
Восп. : - А что бы нам было не холодно, нам нужно одеться.
Дети делают вид, как будто одеваются в тёплую одежду.
Восп. : - Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! (Звучит музыка «голоса леса»). Слышите голоса? Это нас лесные жители встречают. Это кто нас здесь встречает, ласково так привечает?
На столе лежат картинки с изображением животных и птиц. Дети их называют.
Восп. : - Молодцы, как можно назвать одним словом зайца, белку, волка и лису?
Дети: - Дикие животные.
Восп. : - Как можно назвать одним словом воробья, синицу, снегиря и ворону?
Дети: - Зимующие птицы.
Восп. : - Положите в одну сторону животных, в другую – птиц. Молодцы, ребята! Загадки отгадывать любите?
Дети: - Да, любим.
Восп. :
Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит (Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появиться опять.
(Снегирь)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Окраской – сероватая,
повадкой – вороватая,
каркунья хрипловатая.
Очень хитрая персона,
А зовут её … (ворона)
Дети находят загаданных птиц и прикрепляют их на ковролин.
Восп. : - Посмотрите, а чем покрыто тело птиц?
Дети: - Перьями.
Восп. : - А у кошки?
Дети: - А у кошки волосы, шерсть.
Восп. : - Зачем птичкам перья?
Дети: - Тепло сохраняют, крылья у птицы из перьев, перья помогают летать.
Восп. : - Где у птички расположены длинные перья, а где короткие?
Дети: - Длинные - на крыльях, короткие – на голове, животе.
Предлагаю детям найти карточку, обозначающую покров тела птицы, и выставить на фланелеграф.
Восп. : - А что помогает птицам узнавать, что находится вокруг них?
Дети: - Глазки.
Восп. : - А где ушки?
Дети: - Они спрятаны под пёрышками.
Восп. : - Что ещё находится на голове у всех птиц, но нет этого у зверей, например кошки?
Дети: - У птичек есть на голове клюв, а у кошки нет.
Восп. : - Найдите карточку, обозначающую голову с клювом.
Восп. : - Зачем птицам клюв?
Дети: - Птичка им клюёт корм, чистит перья, пьёт воду. С помощью клюва она поёт песенки.
Восп. : - А ещё, ребята, на клюве есть носовые отверстия, поэтому часто клюв называют носом. Как может передвигаться птичка? Что ей в этом помогает?
Дети: - Птицы летают, прыгают, ходят. Для полёта у птиц есть крылья, хвост, а для ходьбы-ноги.
Восп. : - А как кошка передвигается? Что ей в этом помогает?
Дети: - Кошка лазает, прыгает, ползает, бегает. У неё есть ноги.
Восп. : - У кого количество ног больше у кошки или у птички? На сколько больше?
Дети: - У кошки 4 ноги, а у птички 2. У кошки на 2 ноги больше, чем у птички.
Предлагаю выбрать карточку с органами передвижения птичек из набора: на одной карточке - 2крыла и 6 ног, на другой - 4 крыла и 6 ног, на третьей - 2ноги и 2 крыла. Дети прикрепляют правильную карточку в ряд с выставленными раньше на фланелеграф.
Восп. : - У всех птичек есть две ноги и два крыла. Давайте посчитаем, сколько пальцев на ноге у птички.
Дети считают. Их четыре.
Восп. : - А сколько пальцев у вас на ноге?
Дети: - Пять пальцев.
Восп. : - А хвост зачем птице? Он ей мешает или помогает?
Дети: - Хвост помогает летать. У самолёта тоже есть хвост.
Восп. : - Найдите карточку с изображением хвоста птицы и прикрепите на фланелеграф.
Воспитатель выставляет карточки с гнёздами птиц : в одном – яички, в другом – птенчики.
Восп. : - Что находится в первом гнезде, во втором?
Дети: - В первом гнезде – яйца, во втором – птенчики.
Восп. : - Давайте прочитаем вывод, используя карточки: «Что такое птицы».
Дети: - Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями, есть клюв, передвигаются с помощью двух крыльев и двух ног, им помогает хвост, сначала птицы откладывают яйца, а потом из них появляются птенцы.
Физкультминутка:
Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево - вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири - тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
Восп. : - Ребят, а легко ли птицам зимой в лесу? Почему?
Дети размышляют.
Восп. : - Да, правильно, ребята,/ птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм. А чем питаются птицы?
Дети: - Крошками, зёрнышками. Дети высказывают свои предложения
Восп. : - Правильно, ребята (говорит таинственным и тихим голосом). Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается? Садитесь в кружок.
Восп. : - А вы знаете, что воробьи питаются зёрнышками и крошками. Давайте обозначим их вот такой карточкой.
Восп. : - А синицы тоже питаются зёрнышками и крошками, но любимое их лакомство – сало, его обозначим
Восп. : - Снегири едят семена, ягоды, очень любят клевать ягоды рябины, их обозначим так
Восп. : - Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим так
Пальчиковое упражнение «Дятел»
Я по дереву стучу, Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец
Червячка добыть хочу, другой руки – клюв дятла. На каждую строчку
Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.
Восп. : - Давайте теперь поиграем. Вы запомнили, кто чем питается? Я карточки перемешиваю. Кто хочет их расставить?
Дети выходят по - одному, выбирают карточку – модель, называют, что на ней обозначено и говорят, какая птица этим питается.
Восп. : - Молодцы! Я принесла сегодня настоящие ягоды. Ой, ребята, пока мы с вами здесь играли, зима заморозила ягодки и превратила их в льдинки. Что же нам делать, как освободить ягодки из ледяного плена?
Дети: - Надо растопить лёд.
Восп. : - А как это можно сделать?
Дети: - Можно погреть в кулачке, можно положить на батарею, можно положить в тёплую воду.
Восп. : - Давайте проверим и узнаем, какой из предложенных опытов самый быстрый,
(Проводим опыты с таянием льда. Делаем вывод, что в тёплой ладошке лёд начинает таять и превращается в воду; в тёплой воде льдинки тают быстрее, чем в холодной.)
Восп. : - Ребята, а что мы сделаем с ягодками, которые мы разморозили?
Дети: - Можно накормить птичек, отнести на улицу и положить на кормушку.
Восп. : - А какая птичка больше всего любит такие ягоды?
Дети: - Снегирь.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть настоящий корм. На столе припасены в тарелочках сало, крошки хлеба, зерно, очистки от яблок. Детям предлагаю положить на кормушку каждого вида питания птиц.
Восп. : - Ну, что же, ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
Один, два, три, повернись,
В детском саде окажись!
Итог
- Каких птиц мы повстречали в лесу?
- Как можно назвать их одним словом?
Какое доброе дело мы сделали?
- Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц.
Кого угостим салом?
Рябиной?
Семечками?
Кусочками яблок?