Елена Дементьева
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие по страницам «Живого слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательного мероприятия
«Путешествие по страницам
«Живого слова»
подготовительная группа
Воспитатель: Е. Н. Дементьева
МАДОУ №171 "Центр развития ребенка-детский сад"
Кемерово 2013 г
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Путешествие по страницам „Живого слова“» размещена в разделах
Цель:
развитие коммуникативной активности детей, формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения.
Задачи:
1. учить детей составлять метафоры (с опорой на схему) и предложения с этими метафорами.
2. продолжать учить детей сравнивать, делать обобщения, рассуждать, задавать вопросы.
3. развивать логическое мышление, воображение, фантазию детей.
4. развивать внимание, память.
5. совершенствовать навыки письма.
6. развивать умение составлять короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета (игра «Пойми меня»).
7. обогащать словарь: учить подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков (определений).
8. учить детей по описанию определять объект.
9. воспитывать умение слушать друг друга, воспитателя.
В. : Ребята, сегодня на нашем занятии мы узнаем, как помогает понимать друг друга умная и красивая речь. Она делает нашу жизнь интересной, яркой, при помощи речи легче общаться.
1. Нам живыми словами
Интересно общаться,
Можем мы вместе с вами
Рассуждать и смеяться.
2. Зазвучит наша речь
И становится ясно:
Жить легко в мире слов
В мире звуков прекрасных.
3. Книга «Слова живого»
Мудрых мыслей полна,
Это речи основа,
Это чудо страна.
-Посмотрите, у меня в руках книга! Как она называется? (книга с надписью на обложке «Живое слово») Правильно, это книга называется «Живое слово». Мы с вами вместе будем читать её страницу за страницей. А когда прочтём последнюю страницу, то перед нами откроется волшебная, чудесная, прекрасная страна «Живого слова». И мы станем мудрыми, умными её жителями. А все тайны живого слова мы будем открывать самостоятельно.
На первой страничке мы откроем тайны Королевы красивой речи. Она нам посылает свои задания.
-Посмотрите на картину, что за цветы изображены на ней? (одуванчики)
-А какие они? (пушистые, красивые, маленькие, жёлтые)
-А что ещё бывает такими же жёлтыми? (витаминки, цыплята, солнышки)
рисую схему маленьких солнышек
-А где находятся одуванчики? (на лесной полянке, зелёном лугу)
дорисовываю травку на лугу
-Давайте теперь объединим эти слова, смотрим на схему. (маленькие солнышки зелёного луга)
-Кто составит предложения с этими красивыми словами? (н-р., ранней весной расцвели маленькие солнышки зелёного луга. Так приятно любоваться маленькими солнышками зелёного луга! Я и моя сестра нарвали огромный букет маленьких солнышек зелёного луга.)
-Молодцы! А Королева красивой речи приготовила для нас ещё одну не менее замечательную картину. Скажите, что на ней изображено? (закат солнца)
-А какой бывает закат? (красный, жёлтый, розовый, алый, малиновый) Это всё огненные, горячие цвета. А что может вызывать огонь? Где мы можем наблюдать огонь? (при поджигании свечи, при включении настольной лампы, в печи) А на природе? (разжигаем костёр) Так что можно сказать про закат, какой он?
рисую схему заката в виде костра
Закат пылает как костёр.
-А где мы можем наблюдать закат? (на вечернем небе)
дорисовываю над костром звёздное небо
-Давайте теперь объединим эти слова, смотрим на схему. (костёр вечернего неба)
Дети составляют предложения, например: За лесом пылал (полыхал) костёр вечернего неба. Костёр вечернего неба радовал глаз всех отдыхающих.
-Умнички! Сколько красивых слов и выражений! Ну а мы перелистываем страничку и делаем следующее открытие: учимся правильно составлять логическую цепочку слов. Одной команде дано слово МОЛОКО, другой слово ВАРЕНЬЕ (н-р., молоко-кот-мышь-сыр-магазин-продавец; варенье-банка-стекло-ваза-цветы-сад.) Дети озвучивают свои ассоциации (Кот любит молоко. Сыр продают в магазине. Ваза сделана из стекла.)
Умные слова, волшебные звуки - это так здорово! Но что я вижу? На зелёной полянке ярко засияло после дождя разноцветная радуга. Приглашаю полюбоваться ею всем вместе.
Физминутка
«Семь цветов у радуги».
Семь цветов у радуги, а у лета 200,
С нами ты порадуйся, не сиди на месте.
Дискотеку летнюю на лугу устроим,
На зелёном цвете мы- дом себе построим!
О, о, о-ля, ля, ля, ля, ля
Мы живём на радуге, на радуге, на радуге.
И под ярким солнышком в небе голубом
Так чудесно здесь гулять дружною гурьбой.
Всех гостей к себе домой с миром приглашаем
Вкусным тортиком, зефиром, чаем угощаем!
О, о, о,-ля, ля, ля, ля, ля
Мы живём на радуге, на радуге, на радуге.
Жителям страны «Живого слова», конечно, просто необходимо быть очень внимательными и находчивыми. И на третьей странице мы учимся быть внимательными. Внимательно слушаем и запоминаем. Играем по командам. На определённую тему первый участник называет слово, второй участник повторяет его слово и добавляет своё, третий участник в правильном порядке называет два слова первых участников и добавляет своё слово. У какой команды цепочка окажется длиннее, та команда и заслужит звание самых внимательных жителей. (темы, например, цветы и деревья: мак-мак, роза-мак, роза, лилия-мак, роза, лилия, георгин и т. д.) (Тополь-тополь, липа-тополь, липа, берёза-тополь, липа, берёза, дуб и т. д.)
-Ребята, вы так старались, и четвёртая страница дарит вам вот такую красивую шкатулку с секретами. Мы ведь умеем хранить секреты? Один из вас вытягивает, не глядя картинку, смотрит, что на ней, никому не показывает и не говорит, что нарисовано. Про объект нужно рассказать так, чтобы постепенно, шаг за шагом, описать все характерные особенности данного объекта, явные признаки не говорить. Остальные угадывают, что это за объект. Поэтому игра называется «Пойми меня» (на картинках изображения камня, дельфина, пальмы, осины, волос) Например, этот объект большой, тяжёлый, серый, холодный, твёрдый. Относится к неживому миру. (дети отгадывают, что это камень). Этот объект длинный, чёрный, волнистый, растёт (дети отгадывают, что это волосы)
-Ребята, вот мы и перелистнули последнюю страницу нашей книги, полезна ли она была для вас? Что вам понравилось в этой книге? Что больше запомнилось?
-Я очень рада вашим достижениям и хочу подарить вам на память эти блокнотики. Будем записывать в них умные, красивые, полезные слова.