Приложение МААМ

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Раз песчинка, два песчинка»

Наталья Шут
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Раз песчинка, два песчинка»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Создание условий для развития познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей со свойствами твердых веществ песка и глины.

Учить сравнивать материалы, правильно называть их особенности в соответствии с их свойствами использовать в поделках.

Познакомить с песочными часами, развивать чувство времени.

Развивающие:

Развивать способности сравнивать похожие (твердые) вещества на ощупь, по внешнему виду.

Обогащать словарный запас, аргументировано отвечать на вопросы.

Публикация «Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Раз песчинка, два песчинка“» размещена в разделах

Воспитательные: Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Словарная работа: пустыня, магнит, бархан, конус, почва.

Методы и приемы:

1. Наглядные: рассматривание.

2. Словесные: рассказ педагога, вопросы.

3. Положительная мотивация.

4. Художественное слово.

5. Практические действия: Изготовление «Песчаный конус», изучение почвы, опыты, рисование сухим песком «Придумай и изобрази».

6. Игровые: Дидактическая игра «Чьи следы на песке?», П/игра «Слепим пирожок».

Используемые технологии: социоигровая, развивающего обучения, технология (педагогика сотрудничества, технология проблемного обучения.

Предварительная работа:

Чтение книги Сладкова «Земля солнечного огня», изготовление макета Пустыни, экскурсия на берег реки.

Материал: Кукла Кузя, географическая карта, макет пустыни, ящики с сухим чистым песком, стакан, палка, сухая и мокрая глина, микроскоп, листы белой бумаги. Стекло, трафарет, лейка, салфетки, тазик с водой., магнит, песочные часы, схема.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.

1часть: Образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Вид деятельности: коммуникативная.

Домовенок Кузя рассматривает географическую карту и бормочет.

Кузя: Где же эта пустыня, не найду ее никак, нет значит ее. Пустыня от слова пусто, вот ее и не найду.

Воспитатель: (услышав разговор Кузи) Кузя, зачем тебе пустыня?

Кузя: Да, Баба - Яга, когда злится на меня, то всегда грозится отправить меня в пустыню, чтоб я там хозяйничал.

Воспитатель: Вот в чем дело. А ты Кузя, не знаешь, что такое пустыня?

Кузя: Нет, она сказала искать на карте, вот я и ищу.

Воспитатель: Кузя, да ее же очень просто найти. Там, где на карте много желтого цвета – это пески. Вот тебе и пустыня. Хочешь узнать, что такое пустыня? Кузя соглашается.

Рассказ о пустыне.

Воспитатель: Есть на земле огромное пространство, где нет почвы. Один песок (обращает внимание детей на географическую карту). Там где

нет растений, называют такие места пустынями. Слышишь Кузя, как похоже это название на слово пусто. Пустыня это желтое и голубое. Голубое вверху – небо, желтое внизу, впереди, позади, справа, слева, вокруг кругом золотистый песок барханы.

Воспитатель обращает внимание детей и Кузи на макет пустыни, дети рассматривают его.

2часть: Образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Вид деятельности: познавательно - исследовательская

Воспитатель: Предлагает детям сделать песчаный конус, который так похож на бархан.

Изготовление «Песчаный конус».

Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место, постепенно в месте падения образуется конус растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом, возникают сплавы: движение песка похоже на течение. Каждый ребенок должен почувствовать, что песок сыпучий.

Воспитатель: В пустыне такие конусы делает барханы – ветер. Можно сказать, что песок двигается.

Кузя: А песок только в пустыне? (обращается к детям). У меня в сундучке всегда есть горстка родной земли (открывает сундучок и достает землю). А в ней есть песок?

Воспитатель: Давайте проверим.

Изучение почвы.

Возьмем немного земли и размешаем ее в стакане с водой. Что произошло в стакане? Рассмотрим внимательно. Сверху вода, на дне, что осталось от почвы. У самого дна песчинки разных размеров. Над песком коричневатое вещество. Осторожно слить воду. Палочкой взять немного вещества, помните его пальцами, но конечно это глина. Вода отделила ее от песка, который осел на дно.

Воспитатель: Ребята, что есть в земле (ответы детей) Песок и глина.

Познакомимся с этими веществами. Сравнить песок и глину.

Для опытов заранее готовится чистый песок, мягкая и сухая глина. На каждого ребенка свой набор для опытов.

Опыт 1

Возьмите щепотку сухой глины и потрите ее между пальцами. Потом потрите между пальцами немного песка. Что вы заметили? Почувствовали? Глина состоит из пылинок или песчинок, а песок? (если дети затрудняются, то подсказать, что в слове песчинки уже есть песок)

Работа с увеличительным стеклом или микроскопом.

Насыпать немного песка на белую бумагу и рассмотреть его, что можно сказать о песке? Какой формы песчинки? Цвета? Какого размера?

Дети делают вывод: песок желтого цвета, песчинки разной формы и размера. А пылинки глины все одинаковые.

Опыт 2

Приготовить чистое стеклышко без царапин. Взять немного сухой глины и потереть ею стекло. Что появилось на стекле? (ответы детей). Положить теперь на стекло песок, потереть песок, посмотри не осталось ли на стекле следов.

Воспитатель: Ребята, почему от песка на стекле остаются царапины? А от глины нет (объяснения детей).

3часть: Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Вид деятельности: игровая

Кузя: Смотрите, я нашел чьи - то следы. Может это Леший, оставил. На полу в деревянных ящичках стоит мокрый песок и на нем видны следы.

Воспитатель: Ребята, давайте угадаем, чьи это следы?

Дидактическая игра «Чьи следы на песке?»

Следы можно сделать с помощью разных трафаретов, формочек. Можно предложить детям оставить отпечатки ладошек на песке.

Воспитатель: Как вы думаете, если оставить следы на глине, то можно угадать, чьи они? (предположения детей).

Воспитатель: Может, кто-нибудь обращал внимание на то, что после дождя песчаные дорожки высыхают быстро, а глинистые превращаются в грязь. Какими становятся после дождя глина и песок? (мокрые). Экспериментально доказать. Полить из лейки песок и глину. Где быстрее вода впитается.

Кузя: Помню, за водой ходил, нес ее в ковшике, старался водицу донести и не капли, не пролить, а то песок вон какой, выпьет всю воду до капли, ищи ее потом.

Воспитатель: Для чего могут пригодиться мокрый песок и глина? (для лепки, рисования) Я вам покажу, как можно рисовать сухим песком и магнитом.

4часть: Образовательная область «Познавательное развитие».

Вид деятельности: продуктивная

Рисование сухим песком «Придумай и изобрази»

Необходим чистый лист бумаги, на который высыпается песок. Под действием магнита песчинки будут складываться в красивые неожиданные узоры. Для ребят можно предложить по желанию слепить из песка город, а из глины животное, которых потом в него поселим. Здесь же отметим свойства сырого песка и глины. Чтобы деятельность детей не затянулась по времени рассказать им о песочных часах, которые будут следить за временем.

Демонстрация песочных часов.

Дети рассматривают часы, пробуют с ними действовать. Воспитатель объясняет детям, что песочные часы бывают разные, поэтому показывают разное время (3 минуты, 5 минут). Дети наблюдают за движением песка в часах. Воспитатель выставляет песочные часы и предлагает за 10 минут слепить город и животных. По прошествии 10 минут обращает внимание детей на время. 10 минут – это довольно много. Все успели сделать много разных животных и город. В дальнейшем воспитатель предлагает играть с поделками. Если при работе с песком он рассыпался на пол, то с детьми можно вспомнить правила работы с песком.

Правило: Если сыплешь ты песок рядом веник и совок.

В конце занятия Кузя благодарит воспитателя за рассказ о пустыне. Если остается время, можно провести игру – моделирование.

П/игра «Слепим пирожок».

Воспитатель превращает мальчиков сухие песчинки и пытается слепить пирожок для Кузи. Песчинки – мальчики разбегаются. Воспитатель призывает на помощь капельки воды – девочек. Соединяя детей песчинки и капельки воды в пары, а затем в круг, овал лепят пирожок. Дети водят хоровод исполняя песню:

Как для Кузи испекли мы пирожок,

Вот какой ширины, вот какой ужины.

Вот такой нижины, вот такой высоты

Из песочка и водички пирожок.

Литература:

1. Л. В. Ковинько «Секреты природы – это интересно»

2. И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир «детское экспериментирование»

3. План программы «Детство»

4. Журнал «дошкольное воспитание» №9, 200г.

5. Методические рекомендации «организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Публикации по теме:

Занятие в старшей группе «Свойства песка и глины» Цели: Познакомить со свойствами песка и глины. Развитие интереса в исследовательской работе. Материал: песок, глина, вода. Введение в игровую.

«Ознакомление с особенностями песка, глины и камней». Творческий проект исследовательской деятельности «Я — исследователь» «Ознакомление с особенностями песка, глины и камней» Автор: Ярославцев Давид Дмитриевич. Подготовительная к школе группа Воспитатель: Перетятько.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Раз песчинка, два песчинка»
Опубликовано: 6 февраля 2015 в 11:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Раз песчинка, два песчинка»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шут (УИ 1831) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД