Анна Саморукова
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой с детьми 6–7 лет на тему: «Богатыри земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОДГОТОВИЛА:воспитатель МБДОУ №8 «Аистёнок», Протасова Анна Валериевна /апрель 2012г. /
Программное содержание:
• воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории русского народа;
• познакомить детей с оружием богатырей;
• развивать представления детей о былинных героях – Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче;
• вызвать интерес к языку былин и сказаний о русских богатырях.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой с детьми 6–7 лет на тему: „Богатыри земли русской“» размещена в разделах
рассматривание репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри», чтение отрывков из былин «Илья Муромец и соловей разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
Оборудование: проектор, презентация, канат, камушки, костюмы гусляра и богатырей.
Ход образовательной деятельности
Минута эмоционального настроя:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг, и ты – мой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: ребята, давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были леса. На этой земле жили наши предки – славяне. Впоследствии они основали свое государство и назвали его Русью. На славян часто совершали набеги хазары, монголы-татары и печенеги. Они опустошали земли и уводили в плен людей. Жить в таких условиях могли только очень храбрые люди. Ребята, скажите, как назывались наши предки, которые защищали землю русскую от врагов?
Дети: богатыри.
Воспитатель: Саша, расскажи, пожалуйста, что ты знаешь о русском богатыре:
Силен, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей!
Воспитатель: правильно. Богатыри – это люди безмерной силы и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов. Ребята, мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте вспомним, как они называются.
Дети: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Финист – Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Алеша Попович и Тугарин Змей»
Воспитатель: ребята, подвиги русских богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов написал картину «Богатыри». И сегодня мы с вами поговорим об этом произведении искусства.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель:
Три защитника, три брата, три богатыря!
Русь на воинов богата!
С поля боя нет возврата,
За спиною – Русь,
Мать-земля, родные хаты…
- Эй, смелее в бой, ребята!
Мечи и лук, копье, булава,
Щит и верный конь…
Враг! Не тронь родной державы,
Охраняет Русь по праву
Богатырь родной!
- Ребята, давайте рассмотрим картину и побеседуем о ней.
Скажите, пожалуйста, кто изображен на картине художника Васнецова?
Дети: три богатыря.
Воспитатель: кто находится в центре картины?
Дети: Илья Муромец.
Воспитатель: в центре на вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Родился он в селе Карачарово, что под Муромом. Согласно былинам, Илья Муромец до 33-х лет не мог ходить. Он был разбит параличом, а затем получил чудесное исцеление от старцев. Это самый старший опытный и могучий богатырь. У Ильи Муромца благородное лицо. Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке – щит и копье. Одет он в железную кольчугу, на голове – шлем.
Любит богатырь Родину и честно ей служит.
- Ребята, скажите, а кто стоит слева от Ильи Муромца?
Дети: Добрыня Никитич.
Воспитатель: Добрыня Никитич – известный и любимый народом воин. Добрыню иногда величают князем. Он умен, образован, а также искусен в боях, плавании и в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни украшен каменьями, меч у него булатный, а взгляд – зорький. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно чует врага.
- Ребята, скажите, а как зовут третьего богатыря?
Дети: Алеша Попович.
Воспитатель: третий богатырь – Алеша Попович – сын священника. Он тоже храбрый и смелый воин, но не такой сильный, как Илья или Добрыня. Алеша славится своей ловкостью, быстротой и находчивостью. Он и воин, и гусляр. Вооружен он скромнее. В левой руке он держит лук. Рыжий конь подстать Алеше: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил.
У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником.
- Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их и узнать про их подвиги?
Дети: да.
Воспитатель: тогда нам нужно собираться в путь, где нас будут ждать приключения и препятствия от Змея Горыныча. Знаю, что вы ребята дружные и смелые. Дружба поможет вам преодолеть все преграды.
На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти с закрытыми глазами, держа руки на поясе.
Воспитатель: Для начала разомнитесь
По веревочке пройдитесь
Со ступать с нее нельзя
Пропасть вас там ждет, друзья.
- Молодцы, ребята, справились с заданием.
Задание №2. Вот преграда на пути. Ее так просто не пройти.
Надо быстро вспоминать и пословицы сказать.
- Ребята, назовите пословицы о смелости и отваге.
Дети: тот герой, кто за Родину горой. Кто смел, тот на коня сел. Сам погибай, а товарища выручай. Жить – Родине служить. Если дружба велика, будет Родина крепка.
Воспитатель: молодцы, ребята, справились с заданием. Идемте дальше.
Задание№3. Вот и речка на пути
Не проехать, не пройти
Соловей-разбойник злой
Мост сломал здесь над рекой.
Воспитатель: Ребята, здесь нужно перейти через реку по камушкам.
- Молодцы, ребята. Сейчас вас ждет последнее испытание.
Все преграды покорились
Дальше в путь вы все пустились
Но, увы, не тут-то было,
Вихрем все вдруг закружило!
Змей Горыныч трехголовый
Повстречался на пути, тут спасенья не ищи!
Но ребята не зевай! И оружие скорее выбирай.
Д/и «Старинное и современное оружие»
Дети с воспитателем идут дальше по дороге, и навстречу им выходит мальчик-гусляр.
Воспитатель: кто ты?
Гусляр: я гусляр, хожу от города к городу, от села к селу, пою о подвигах богатырей русских. Раньше ведь телевидения и интернета не было, только от меня люди новости и узнавали.
Воспитатель: что же ты, гусляр, нам поведаешь?
Гусляр: а под славным городом, под Киевом, стояла то застава богатырская. На заставе были Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша – поповский сын.
Выходят три мальчика, одетых богатырями.
Илья Муромец: сидел соловей-разбойник во сыром дубу, свистел соловей-разбойник по-звериному, от его свиста все цветочки осыпалися. Но срубил я ему буйну головушку.
Добрыня Никитич: поехал я к славной речке – вдруг не дождь дождит, не гром гремит, а Змей Горыныч летит. Изловчился я, ударил Змея, упал он на сыру землю.
Алеша Попович: рассказали мне про Тугарина Змея, и что все боятся лютого. Как хлестнул я его по голове, как упал он на землю, то вскочил я ему на черну грудь и отрезал ему голову прочь и сказал: «По грехам твоим, Змей, все учинилось».
Гусляр: «Гой еси, богатыри, вы да святорусские, седлали вы коней добрых, да стояли вы за Отечество и Веру Православную. Поклон вам от Руси-матушки во веки веков». Кланяются друг другу и уходят.
Воспитатель: ну, вот, ребята, и подошло к концу наше сказочное путешествие. Скажите, пожалуйста, картину какого русского художника мы с вами сегодня рассмотрели? Ребята, скажите, как звали богатырей, с которыми мы встретились?
Ребята, мы с вами сегодня преодолели все опасности и препятствия. Все вы были молодцы – внимательными, смелыми и ловкими. Я надеюсь, что богатыри русские будут примером для подражания в вашей жизни.