елена якимова
Конспект ОД «Беседа о предметах внутреннего убранства русской избы, сделанных руками умельцев» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Донести до понимания детей особенности внутреннего убранства избы, используя фольклор, как богатейший источник познавательного и нравственного развития детей.
Развивать познавательную активность детей через историческую преемственность с современными аналогами быта.
Закрепить понятия о том, что человек красив своим трудом.
Продолжать расширять словарь, употребляемых старинных русских слов и выражений, осмысливать переносное значение пословиц.
Воспитывать интерес детей к наследию прошлого, желание ощутить духовную жизнь своего народа.
Публикация «Конспект ОД „Беседа о предметах внутреннего убранства русской избы, сделанных руками умельцев“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Обогащение словаря: ремесло
Активизация словаря: печь, стол, плотник, кузнец, металлические, деревянные, кузница, изба, люлька, ухват, прялка, лавка.
Методы и приемы:
Словесный: беседа, вопросы, пояснения, указания, поощрения, художественное слово (загадки, пословицы, рассказ;.
наглядный: показ, наблюдения;
ТРИЗ
Материал: предметы внутреннего убранства избы.
Организация деятельности детей: групповая.
Предварительная работа :
Анализ пословиц о ремеслах и мастерстве, анализ фразеологизмов, загадывание загадок, чтение русских народных сказок.
Цикл НОД по изодеятельности по теме «Внутреннее убранство избы».
Разучивание р. н. песен «Во поле березка стояла», «Во кузнице», «Прялица».
Вышивание носовых платков папам и салфеток мамам в подарок к празднику, изготовление кукол из ткани.
Экскурсия в Лысковский краеведческий музей, беседа о профессиях, КВН «Кто больше знает и умеет».
Ход:
Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие на «Машине времени» в прошлое (воображаемая ситуация).
Дети оказываются в русской избе, где их встречает Хозяйка в русском народном костюме.
Хозяйка: Здравствуйте гости дорогие. «Гости на гости хозяевам радости». Гости мои любезные, кто вы будете и из каких краев вы прибыли?
Дети: Мы ребята из детского сада №16 «Радуга» г. Лысково, прилетели на «Машине времени»
Хозяйка: А по каким делам вы ко мне пожаловали?
Дети: Мы прилетели посмотреть, как раньше жили русские люди и чем они занимались.
Хозяйка: Ну, осмотритесь как следует. Нравится вам моя изба?
Дети: Да, ваша изба нам нравится.
Хозяйка: Видите как много разных и нужных предметов есть у меня. Но есть в моей избе главные предметы, а какие отгадайте по загадкам, да заодно и посмотрим, скоры ли вы на ум: «Под одной шляпой четыре брата стоят». Что это такое?
Дети: Это стол.
Хозяйка: Как вы думаете, почему стол считается одним из главных предметов в моей избе?
Дети: За столом собираются всей семьей на завтрак, обед и ужин.
Хозяйка: Какой предмет является одним из главных в моей избе?
Дети: Стол является одним из главных предметов.
Хозяйка: Правильно ребята, а еще по вечерам мы собираемся всей семьей вокруг стола и занимаемся рукоделием, поем красивые, народные песни. Сейчас мы с моими девицами-красавицами покажем вам, как мы прядем пряжу. (Хозяйка вместе с детьми, имитируя движения прядения пряжи, поют русскую народную песню «Прялица».)
Хозяйка: А вот и следующая загадка:
«Что из угла в угол не переставишь?»
Дети: Из угла в угол нельзя переставить печь.
Хозяйка: Почему печь тоже считается одним из основных предметов в избе?
Дети: Без печи нельзя обойтись, потому что она согревает избу, и в ней готовят еду.
Хозяйка: Правильно ребята, я готовлю еду в печи. А в ваше время, на чем готовят еду?
Дети: В наше время еду готовят на газовой плите.
Хозяйка: Какую еду готовят в печи?
Дети: В печи готовят супы, каши, компоты, пекут пироги.
(Хозяйка хвалит детей за правильные ответы)
Хозяйка: Я готовлю еду в чугунке. А в ваше время, в чем готовят еду?
Дети: В наше время еду готовят в кастрюлях.
Хозяйка: В моей избе два самых основных предмета, без которых не обойтись: стол и печь. А какие еще предметы в моей избе вам знакомы?
Дети перечисляют знакомые предметы в избе : лавки, люлька, прялка, ухват.
Хозяйка: Для чего нужен ухват?
Дети: Ухват нужен для того, чтобы вынимать из печи горячую посуду с едой.
Хозяйка: Для чего нужны лавки в избе?
Дети: Лавки в избе нужны для того, чтобы на них сидеть.
Хозяйка: Для чего нужна прялка?
Дети: Прялка нужна для того, чтобы прясть пряжу.
Хозяйка: Для чего нужна люлька?
Дети: Люлька нужна для того, чтобы укачивать в ней малыша.
Хозяйка: Из чего сделаны предметы в моей избе?
Дети: Предметы в избе сделаны из дерева и металла.
Хозяйка: Каких предметов у меня в избе больше деревянных или металлических?
Дети: Деревянных предметов в избе больше чем металлических.
Хозяйка: Почему деревянных предметов у меня в избе больше чем металлических?
Дети: Деревянных предметов в избе больше чем металлических, потому что раньше больше делали предметов из дерева, чем из металла.
Хозяйка: Кто сделал деревянные предметы в моей избе?
Дети: Деревянные предметы в избе сделал плотник.
Хозяйка: Кто сделал металлические предметы в моей избе?
Дети: Металлические предметы в избе сделал кузнец.
(Хозяйка хвалит детей за правильные ответы)
Физкультминутка. (Русская народная песня «Во кузнице» с движениями.)
Хозяйка: Ходят у нас от деревни к деревне мастера, которые изготавливают разные предметы, и каждый из них владеет каким-то ремеслом.
Ремесло – это то, чему человек обучен, и что он всех лучше умеет делать. Что такое ремесло?
Дети: Ремесло – это то, чему человек обучен, и что всех лучше умеет делать.
- «Всякому молодцу ремесло к лицу», – говорим мы.
Хозяйка: Как вы понимаете эту пословицу?
Дети: Каждого человека ценят за его труд.
Хозяйка: Одним из нужных и важных считается ремесло плотника.
Как вы думаете, почему ремесло плотника считается важным?
Дети: Ремесло плотника считается важным, потому что избы и большинство предметов в избе сделано руками плотника.
Хозяйка: Что в избе сделано руками плотника?
Дети перечисляют предметы, сделанные руками плотника (кровать, стол, лавки, люлька, прялка, рубель).
Хозяйка: Правильно ребята, плотники, мастерски работая топором, не только строят избы, но в самой избе большинство предметов сделано руками плотника. «Плотника не шуба греет, а топор», – говорим мы.
Таким же важным считается и ремесло кузнеца. Как вы думаете, почему ремесло кузнеца тоже считается важным?
Дети: Ремесло кузнеца считается важным, потому что много нужных предметов в избе сделано кузнецом.
Хозяйка: Какие предметы в избе сделаны руками кузнеца?
Дети перечисляют предметы, сделанные руками кузнеца (чугунок, ухват, кочерга).
Хозяйка: Где работает кузнец?
Дети: Кузнец работает в кузнице.
(Хозяйка хвалит детей за правильные ответы)
Хозяйка: Кузнец должен быть очень сильным и выносливым, ведь не каждый может справиться с такой тяжелой работой и тяжелыми инструментами.
Вот какие умельцы есть у нас на Руси. Недаром у нас в народе говорят: «Красна птица опереньем, а человек уменьем». Как вы понимаете эту пословицу?
Дети: Когда человек что-то очень хорошо умеет делать, то все его хвалят и уважают за это.
Хозяйка: Мне очень приятно, что вы растете такими любознательными, разумными, находчивыми и как полагается по русскому обычаю, угощу-ка я вас чайком с сахарком, да с баранками. Вот как раз и самоварчик мой поспел, прошу к столу гости дорогие:
Сверху пар, снизу пар –
Шипит наш русский самовар
Милости просим на чашку чая
(дети пьют чай)
Вот так мы живем,
Баранки жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем!
(После чаепития) Надеюсь, что мы с вами еще встретимся. (Дети благодарят Хозяюшку за угощение, прощаются и на «Машине времени» отправляются в детский сад.)
Используемая литература:
1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н,Корепанова и др. –СПб. : «Детство-пресс», 2004.
2. КнязеваО. Л., МаханеваМ. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб. : «Детство-пресс»,2004.
3. Козлова С. А. Мой мир – М., 2000.
4. Кутьина Н. Б. Программа «Ребенок в XXI веке. Воспитание культуры» - СПб. : «Детство-пресс», 2004.
5. ЛитвиноваМ. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : «Айрис-пресс», 2003.
6. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «Детство-пресс», 2004.