Вера Павловна Крикущенкова
ООД «Круговорот воды в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Круговорот воды в природе
Подготовила и провела: Крикущенкова В. П.
Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) и «Коммуникация».
Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах и круговороте воды в природе.
Основные задачи:
Образовательные задачи:
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора : продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу круговорота природы;
Публикация «ООД „Круговорот воды в природе“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные: модель, глобус, лаборатория, опыты, оборудование, испарение, осадки.
помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды : течёт, смачивает, тает, испаряется;
развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;
Развивающие задачи:
Способствовать развитию любознательности;
Развивать внимание детей;
Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
Воспитательные задачи:
Продолжать воспитывать культуру поведения в природе;
Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;
Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
Оборудование и материалы:
- Глобус.
Презентация к теме «Круговорот воды в природе». Раздаточный материал на каждого ребё нка : лоток для раздаточного материала, одноразовые стаканчики с водой, салфетки, губка, цветные карандаши (синий, коричневый, жёлтый, зелёный).
-Для проведения опытов с водой: термос с кипятком, лёд, трёхлитровая банка, поднос.
Место проведения – музыкальный зал
Предварительная работа: Беседа с детьми о значении и свойствах воды, чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, проведение отдельных опытов с водой.
На занятии использовались - игровые, экспериментальные виды детской деятельности.
Методические приемы:
Беседа
Вопросы;
Совместная деятельность педагога с детьми (опытническая деятельность);
Загадки.
Сюрпризный момент.
Первая часть: (информационно-познавательная)
Организационный момент:
Педагог входит приветствует детей и предлагает собраться на ковре образуя круг взявшись за руки. В центре круга глобус скрыт большой салфеткой.
Педагог предлагает догадаться, что находится под салфеткой отгадывая загадку:
На ноге стоит одной крутит, вертит головой
Нам показывает страны реки, горы, океаны.
Дети отгадывают загадку, снимают салфетку.
Беседа с детьми о глобусе
Воспитатель: Что это такое?
Дети: это глобус.
Воспитатель: А, что такое глобус?
Дети: это модель Земли?
Воспитатель: А какой формы наша планета-Земля?
Дети: круглая.
Воспитатель: на глобусе много голубого цвета, что это?
Дети: это вода (моря, реки, океаны.)
Воспитатель: А, что обозначено желтым цветом?
Дети: Это суша.
Воспитатель: а чего больше на Земле: воды или суши? (воды)
Правильно, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты. Посмотрим, что это значит на примере яблока: разрезаем яблоко на 4 части, показываю детям 3 части – это вода, 1 часть суша. Рассмотрим на плоскостной модели: возьмём круг вырезанный из бумаги, складываем пополам, затем ещё раз пополам. Разворачиваем: лист разделили на 4 части, для наглядности закрашиваем синим карандашом три части, одну часть закрашиваем цветами соответствующими цвету суши на глобусе.
Вода – чудо природы. Почему? Благодаря своим волшебным свойствам. Ни одно существо не обходится без воды.
Без пищи мы можем прожить 49 дней.
Без воды человек может прожить не больше 2-х суток.
Воды на Земле много - 2\3 поверхности; плюс вода рек, озер, ледников – получается 3\4, но мы используем всего 2% от этой огромной массы, т. к. вся вода соленая, а пресной (не соленой, которую мы можем использовать) - всего 2%.
- Какой вывод мы можем сделать?
(Воду нужно беречь.) Примеры из нашей жизни, что помыли посуду, искупались и выключили воду,т. к. ее мало, надо ее беречь, нельзя засорять водоемы, реки, т. к. вода нужна животным и растениям.
Еще вода – самое удивительное вещество, потому что она бывает в природе одновременно в 3-х состояниях.
В жидком, твердом и газообразном – это свойства воды.
Воспитатель: - А теперь скажите: кому нужна вода на Земле?
Дети: Всему живому на Земле (животным, растениям, человеку).
Воспитатель: Да это правильно, для жизни всем нам необходима вода.
Воспитатель: подхожу к столу, открываю салфетку, и показываю детям в каких состояниях бывает вода: жидкость, если воду нагреть получается – пар (открываю термос с кипятком, подношу зеркало к горлышку, дети видят, как появляется пар, а если воду заморозить получается - лед (показываю бутылку со льдом).
Физкультминутка:
- А сейчас мы немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.
Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.
Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.
А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.
Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.
Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.
Воспитатель: Ребята! Свойства воды позволяют воде путешествовать – что это значит?
Дети: это круговорот воды в природе
“Путешествие капельки и ее волшебные превращения,
Просмотр презентации со Смешариками.
Воспитатель:
Опыт № 1
Давайте с вами проведём эксперимент – как образуется туча и пойдет дождь. Дети выливают воду в поднос, опускают губку в воду. Вода впитывается в губку, поднимаем губку над подносом, слегка сжимаем и наблюдаем: вода капает, пошёл дождь.
Опыт №2
Воспитатель: А сейчас понаблюдаем как образуется облако. Поймаем облако в 3-х литровую банку и понаблюдаем за ним.
В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см, сверху вместо крышки положим металлический поднос со льдом. Банка запотела
- Во что превратилось наше облако? (Дождь)
- Как называется это явление? (Круговорот воды в природе)
-А сейчас какое время года? Зима! И с неба падают снежинки.
Давайте сейчас в наших тетрадях нарисуем 5 различных снежинок, которые упали на варежку (дети рисуют)
Проведение эстафеты.
Подведение итогов.
Для организации детей педагог предлагает собраться на ковре образуя круг взявшись за руки.
Беседа по вопросам:
– Что интересного узнали?
- Что понравилось больше всего?
– Что хотели бы рассказать?