ольга котлярова
Конспект организации игровой деятельности для старших дошкольников «Маленьким детям — большие права»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта квест-игры
Тема: «Маленьким детям-большие права!»
Культурная практика: познавательная деятельность
Группа: Старшая группа
Действующие лица: «Дети, судья, лиса, заяц.
Воспитатель: Котлярова Ольга Сергеевна
Цель квеста: формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры детей через игровую деятельность.
Задачи квеста:
Публикация «Конспект организации игровой деятельности для старших дошкольников „Маленьким детям — большие права“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
- обобщить знания детей об основных правах ребёнка;
- научить детей применять права в повседневной жизни;
- формировать уважительное отношение друг к другу;
- воспитывать правовую грамотность старших дошкольников.
Предварительная работа:
- беседы о правах ребёнка;
- чтение художественной литературы;
- просмотр видеосюжетов предложенных произведений;
- просмотр мультфильмов;
- экскурсии;
- дидактические игры;
- игровые упражнения;
- подбор иллюстративного материала;
- решение проблемных ситуаций;
- макетирование;
- моделирование;
- экспериментирование;
- заучивание стихотворений
Работа с родителями:
- подготовка атрибутов к игре.
Оборудование:
- карточки с заданиями;
- карточки с обозначением места следующего задания;
- белый восковой мелок или свеча, простые карандаши;
- бусы с контейнерами от киндер-сюрпризов;
- ватман с расчерченными окошками и крышей, модели членов семьи;
- воздушный шарик.
Этап Деятельность педагога Деятельность воспитанников Планируемые результаты
1. Введение в игровую ситуацию
Группа красиво украшена, на люстрах висят разноцветные балерины с бабочками, на стене оформлены плакаты, где изображены права детей.
Дети входят в группу под музыку, садятся на стульчики.
- Здравствуйте, дорогие ребята!
(Слышим плач зайчика)
Кто это тут плачет,зайчик почему ты плачешь? Кто тебя обидел?
(Заяц)Как же мне не плакать, хитрая лиса- плутовка все мои права нарушила, избушку заняла!
(Лиса) Важно заходит лиса в группу напевает слова (будет все по моему)
Лисонька красавица что же ты наделала, зайчика обидела, все права его нарушила,домик заняла.
Вот за это лисонька, мы с ребятами устроим над тобой суд.
За свои поступки-будешь отвечать по закону!
Прошу всех встать, суд идет! (Судья входит). Прошу садиться.
Судья: Рассматривается дело, суть которого состоит в том, что: Лиса нарушила права Зайчика.
Судья. Признаете ли вы себя виновной?
(Лиса)Дорогие мои ребята, виновной я себя считаю!
Как же мне теперь быть, как вину искупить?
Ребята, давайте поможем зайчику и лисе разобраться,какие права нарушила лиса, а судья нам поможет, вынести правильное решение.
- Я приглашаю вас в путешествие по удивительной стране. Говорят, есть такая страна, в которой уважают каждого, не сравнивая ни с кем, уважают всегда и любого.
- Эта страна называется страной «Прав и обязанностей». А живется в ней так хорошо, потому, что все ее жители знают и уважают законы и права друг друга.
Коммуникативная
Осознание детьми того, что они отправляются путешествовать
2. Мотивационно-побудительный
- Мы будем путешествовать по этой стране, останавливаться на станциях и выполнять интересные задания. А о чём эти будут эти задания, вы узнаете, когда разгадаете мои загадки:
Лишь появится ребёнок и едва начнёт дышать,
У него уже с пелёнок появляются (права).
Пусть ты пока еще ребёнок,
Но должен знать уже с пеленок,
Что ты уже России сын,
Пусть маленький, но (гражданин).
- Сегодня мы будем говорить о ваших правах и о правах всех людей, о том, что их нужно соблюдать, чтобы жить в мире и согласии с людьми и самим собой.
- Итак, вперёд!
Коммуникативная
Отгадывают загадки.
3. Проблемный вопрос
- Ведь для путешествия нужна карта.
- Как же нам её раздобыть?
Слышится голос жителей «Страны прав и обязанностей» :
- Чтобы получить карту, вам нужно пройти по лабиринту. Если вы найдёте верный путь, то карта будет у вас.
- Смотрите, вот она карта. Теперь только вперёд!
Коммуникативная
Игровая
Не знаем, как раздобыть карту.
Выход из сложившейся ситуации найден.
Проходим по лабиринта и находим карту.
4. Работа с квест-маршрутом На карте первая станция «Таинственная»
- Перед детьми чистый лист бумаги. Нам нужно разгадать тайну этого чистого листа. Педагог говорит о том, что на этом листе засекречена очень важная информация. Кроме стаканчика с водой и красками рядом ничего нет. Чтоб ее узнать, надо проделать определенные действия (лист бумаги закрасить синим цветом). На листе восковым мелком или свечой нарисован новорождённый малыш.
- Как вы думаете, о каком праве нам хотят сказать жители страны?
- Посмотрите внимательно, малыш маленький, он только что родился, начал жить, он имеет право на …
Педагог предлагает выбрать соответствующую карточку. Показали судье.
(Судья)стучит молоточком и говорит-
Лиса -задание выполнено верно.
Прошу приступить к следующему заданию.
Следующая станция «Именная»
Эта книжка невеличка
Нет рисунков на страничках
Но в любое время года все расскажет про тебя.
-Через несколько дней после того, как ребенок появился на свет, родители получают очень важный документ. В нем записаны имя, отчество и фамилия ребенка, дата рождения, имена, отчества и фамилии родителей, название страны в которой родился и гражданином которой является. Этим документом является «Свидетельство о рождении»
Какое право закреплено в свидетельстве о рождении?
Игра «Назови свое фамилию, имя и отчество.» (воспитатель надевает ребенку шляпу и он называет свою фамилию, имя, отчество)
Педагог предлагает выбрать соответствующую данному праву карточку.
(Судья)стучит молоточком и говорит-
Лиса -задание выполнено верно.
Прошу приступить к следующему заданию.
Станция «Семейная»
Задание: «Разложи правильно»
На столе лежит ватман с расчерченными окошками и крышей. Это дом.
После того, как дети рассмотрели дом, педагог убирает всех из окошек и просит расставить всех людей по своим местам.
А сейчас Демьян прочитает стихотворение:
Семья- это радость, тепло и уют,
Семья – это место, где любят и ждут.
Семья – там, где верят, желают добра.
Семья – там, где любят и ценят тебя.
Семья – это люди. Семья – это дом.
Семья – это мир, обогретый теплом.
Семья – это счастье. Семья – это свет.
Дороже семьи ничего в жизни нет.
- А для чего человеку нужна семья?
Ответы детей: чтоб ухаживать и заботиться друг о друге, чтоб помогать друг другу в трудную минуту, чтоб любить друг друга.
Педагог предлагает выбрать соответствующую карточку.
Судья)стучит молоточком и говорит-
Лиса -задание выполнено верно.
Приступить к следующему заданию.
Физминутка
В понедельник
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Какое право спряталось в физминутке?
Право на отдых.
Станция «Угадай - ка»
Задание «Достань подсказку»
Перед детьми сдутый шарик с подсказкой внутри. Дети догадываются о том, что достать ее можно только надув и лопнув шарик. На подсказке изображен домик.
- Как вы думаете, почему изображен дом?
- Какое право имеет каждый человек?
Педагог предлагает выбрать соответствующую карточку.
Судья)стучит молоточком и говорит-
Лиса -задание выполнено верно.
Приступить к следующему заданию.
А теперь мы прибываем на станцию «Волшебную»
Задание: «Волшебные бусы»
На веревочке нанизаны закрытые контейнеры от киндер – сюрпризов. В них лежат различные мелкие игрушки и картинка «Азбуки». После того, как дети извлекут все предметы, делают вывод о том, что тут лишнее и почему.
- Лишний рисунок «Азбуки».
- Почему?
- Значит каждый из нас имеет какое право?
Педагог предлагает выбрать соответствующую карточку.
Судья)стучит молоточком и говорит-
Лиса -задание выполнено верно.
Приступить к следующему заданию.
Коммуникативная
Изобразительная
Коммуникативная
Коммуникативная
Игровая
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Игровая
Коммуникативная
Игровая Закрашивают лист синим цветом и делают вывод.
Вывод: дети имеют право на жизнь.
Выбирают из предложенных карточек, карточку с изображением права на жизнь.
Рассматривают свидетельство о рождении. Делают вывод.
Вывод: в свидетельстве о рождении закреплено право на имя.
Выбирают карточку.
Дети запоминают, в каком окошке расположен каждый из членов семьи (бабушка, дедушка, мама, папа, брат старший, брат младший и сестра).
Расставляют по местам членов семьи и делают вывод.
Вывод: дети имеют право на семью.
Выбирают карточку.
Дети догадываются о том, что достать ее можно только надув и лопнув шарик.
Делают вывод.
Вывод: дети имеют право на жилье.
Выбирают карточку.
Дети извлекаю все предметы, делают вывод о том, что тут лишнее и почему.
Вывод: дети имеют право на образование.
Выбирают карточку.
5. Осмысление
(итог) Станция «Сказочная»
Педагог предлагает детям определить, о каком праве идёт речь в сказках.
- Лиса съела Колобка, какое право она нарушила? (право на жизнь);
- Лягушка отправилась в путешествие с утками, какое право она использовала? (право на свободу передвижения);
- Лиса выгнала зайца из избушки, какое право она нарушила?
(право на неприкосновенность жилища);
- Буратино купил себе «Азбуку», каким правом он хотел воспользоваться?
- Какое право добросовестно исполнял Доктор Айболит? (право на медицинскую помощь)
Судья)стучит молоточком и говорит-
Лиса -задание выполнено верно.
Приступить к следующему заданию.
Станция «Музыкальная»
Педагог предлагает детям прослушать отрывки из песен и определить, о каком праве идет речь в каждой песне.
Песенка мамонтёнка Право жить и воспитываться в семье
Чему учат в школе Право на образование
Антошка Право на труд и на отдых
Кабы не было зимы Право на отдых, каникулы для детей
Пусть всегда будет солнце Право на жизнь
- Наше путешествие подходит к концу. И я предлагаю поиграть в игру
Дети передают мяч по кругу называют права "Ребенок имеет право на…"
(Судья) Лиса вам предоставляется слово…
(Лиса)Прошу меня простить, я больше не буду нарушать права жителей леса.
Суд удаляется в совещательную комнату для постановления приговора.
Коммуникативная
Коммуникативная
Игровая
Дают ответы на вопросы.
Определяют, о каких правах идет речь в песнях.
Определяют: разрешается или не разрешается совершать предлагаемые действия.
6. Рефлексивный - Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, и помогли Зайчику и Лисе.
Вам понравилось наше путешествие?
- Что запомнилось больше всего?
- А что было самым сложным для вас?
Встать суд идет….
Судья: После детального изучения дела, суд выносит приговор в отношении Лисы,т. к. Лиса лишает всех прав Зайца, а именно право на жилье. Подарить Лисе карточки по правам человека и сказки, чтобы она могла рассказать жителям леса, что важно соблюдать эти права.
Судебное дело считаю закрытым.
Стучит молоточком …
- Наша встреча подошла к концу!
(Дети)- Спасибо за занятие!
Коммуникативная Карточки которые мы собрали, по правам человека- дарим Лисе
чтобы она могла определять права жителей леса, что важно соблюдать эти права.