Эльвира Серикова
Организация прогулки в холодный период года (старшая возрастная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Цель: расширять представление детей об осени через двигательную активность;
создание игровых условий для развития воображения, мышления, памяти, словарного запаса, познавательного интереса у детей.
Задачи:
Наблюдение:
• закреплять умение определять признаки поздней осени;
• формировать представление об изменениях в природе;
• воспитывать любовь к природе.
Подвижная игра:
Публикация «Организация прогулки в холодный период года (старшая возрастная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
• закреплять умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве;
• развивать двигательную активность, умение производить движения в соответствии с текстом;
• прививать уважение к русским народным сказкам.
Самомассаж:
• продолжать знакомить с приемами самомассажа;
• развивать коммуникативные качества;
• воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.
Сюжетно-ролевая игра:
• формировать умение детей до начала игры согласовывать тему;
• распределять роли;
• подготавливать необходимые условия;
• совершенствовать и расширять игровые умения детей;
• формировать умение организовывать сюжетно-ролевые игры.
Трудовая деятельность:
• формировать умения выполнять различные поручения;
• закреплять умение работать сообща;
• развивать дружеские взаимоотношения, желание трудиться вместе и доводить начатое дело до конца.
Основные виды движений:
• закреплять умение сочетать замах с броском при метании;
• закреплять умение прыгать на двух ногах;
• совершенствовать двигательные умения и навыки.
Дидактическая игра:
• формировать умение выполнять правила игры;
• обобщать и систематизировать знания детей о деревьях, кустарниках и их плодах;
• развивать память, внимание, речь;
• воспитывать самостоятельность, дружелюбие.
Чистоговорка:
• автоматизировать и дифференцировать звук «Ц»;
• развивать тонкие движения пальцев рук.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, познавательно-исследовательская, самообслуживание и элементарный бытовой труд в природе.
Форма организации : групповая, подгрупповая.
Методы и приё мы: практические, наглядные, словесные.
Оборудование:
1. эмблемы к подвижной игре.
2. атрибуты к сюжетно-ролевой игре «День рождения» : природный и бросовый материал, открытка поздравительная.
3. доски для зарисовок на каждого ребенка.
4. трудовой инвентарь: лопаты, грабли, ведра, метелки.
5. обручи – 5 штук, мячи – 5 штук.
6. карточки с различными видами деревьев, кустарников наших лесов (их плоды).
Предшествующая работа:
Работа во время НОД по ознакомлению с окружающим по теме «Осень», экологические беседы, игры на осеннюю тематику, знакомство с русскими народными играми.
Словарная работа:
Полузимник, листогной. студень, караван гусей, таинственная сень.
Используемая литература:
И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова «Прогулки в детском саду» (методическое пособие-СФЕСО Москва 2008)
М. Ю. Картушина «Быть здоровыми хотим» (оздоровительные и познавательные занятия подготовительного возраста детского сада-СФЕСО Москва 2004)
Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой (2010 г) «От рождения до школы»
М. Ю Картушина «Конспекты логопедических занятий с детьми 5-6 лет» (СФЕСО Москва 2005)
Ход прогулки:
Воспитатель предлагает детям подойти и загадывает загадку:
Грачи улетели, леса пожелтели,
Одни зеленеют лишь сосны да ели.
Дни стали короче, длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
Ответы детей. (осенью)
Появляется путешественник (из прошлого)
Путешественник:
- Здравствуйте! Скажите пожалуйста, куда я попал? Что это за город?
Ответы детей.
Путешественник осматривает площадку.
Путешественник:
- А в какое время года я попал?
Воспитатель:
- Ты, путешественник, попал в 2014 год, а время года, скажите ребята, какое, и именно, какой месяц?
Ответы детей. (осень, ноябрь)
Воспитатель:
- А еще как можно назвать последний месяц осени, ребята?
Ответы детей. (поздняя осень)
Путешественник:
- Вот как, а что же изменилось с приходом осени?
Осматривает участок.
Ответы детей. (деревья стали голыми, перелетные птицы улетели в теплые края, на улице стало холодно, больше стало пасмурных дней, дни стали короче, а ночи длиннее, насекомые спрятались в свои норки, животные готовятся к зиме, зимней спячке, люди надели теплые вещи).
Воспитатель предлагает детям зарисовать на доске зарисовок погоду дня.
Схематично каждый ребенок в процессе обсуждения с воспитателем изображает: тучки, солнце, силу ветра, человека в теплой одежде.
Путешественник:
- А в наше время люди по приметам определяли состояние погоды!
Воспитатель:
- И в наше время дети тоже знают народные приметы! Ребята, расскажите о народных приметах.
Дети:
1. Много ягод рябины – к дождливой и холодной зиме.
2. Много орехов, а грибов нет – зима будет снежная.
3. Поздний листопад – к суровой и долгой зиме.
4. В ноябре комары – быть мягкой зиме.
Путешественник:
- Да. Ребята, молодцы, вы даже по народным приметам, как у нас на Руси было, можете определить состояние погоды.
Да, ноябрь – суровый и хмурый месяц. Мои предки называли его по-разному: студень, листогной, полузминик. (Поясняет детям понятие этих слов)
Воспитатель:
- А поэты тоже сочиняли стихи об осени. Вот послушайте, как великий русский поэт А. С. Пушкин описывал осень. Читает стихотворение А. С. Пушкина «Осень»
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало.
- Вот видишь, путешественник, как наши дети много знают об осени!
Путешественник:
- Что-то холодно стало, я замерз!
Воспитатель:
- Ребята, а давайте нашему гостю поможем согреться!
Проводится самомассаж «Греемся»
Я в ладоши хлопаю, (хлопают в ладоши)
Я ногами топаю, (топают ногами)
Ручки разотру, (трут предплечья)
Тепло сохраню,
Ладошки, ладошки, (растирают ладошки)
Утюжки-недотрожки,
Вы погладьте ручки, (гладят руки от плеча до кисти рук)
Чтоб играли лучше,
Вы погладьте ножки, (гладят ноги от колена до ступни ног)
Чтоб бежали по дорожке. (бег на месте)
Воспитатель:
- А чтобы ноги бежали по дорожке, давайте побегаем и поиграем в игру «Кто быстрее».
Воспитатель напоминает детям правила игры:
- Я буду вам называть предметы, которые находятся на участке, а вы по желанию подбегайте к ним, дотрагивайтесь и бегите обратно. Кто быстрее прибежит, тот и победил! Только бежать нужно после слов: «Раз, два, три, беги!»
Проводится подвижная игра «Кто быстрее» 2-3 раза.
После того, как дети подбегают до названного места, воспитатель подводит итог, хвалит детей за быстроту и ловкость.
Путешественник:
- А в наше время в особом почете была русская народная игра: «Ручеек».
Воспитатель:
- Знаем, знаем! Эта игра дошла и до наших дней. Давайте, ребята, покажем нашему гостю, как мы в нее играем!
Воспитатель предлагает ребенку напомнить правила игры.
Проводится русская народная игра малой подвижности «Ручеек».
В конце игры воспитатель подводит итог.
Путешественник:
- Да, и у нас в это время года люди любили отдыхать, играли после убранного урожая, заготовок на зиму, но я думаю. Не надо забывать про уход за деревьями, за своим участком!
Воспитатель:
- Да, ты прав путешественник, ну а ребята у нас любят трудиться и всегда наводят порядок на участке и ухаживают за живой природой. «Делу время, а потехе час!»
Воспитатель предлагает детям собрать листья на участке и укрыть ими клумбу на зиму, при этом объясняя путешественнику, для чего это нужно делать.
Проводится трудовая деятельность по желанию детей.
Дети с помощью метелок, граблей, ведер собирают листву, после чего укрывают ею клубнику.
После трудовой деятельности воспитатель подводит итог и хвалит детей за активную и нужную работу.
Путешественник:
- Молодцы, ребята, умеете вы дружно трудиться, а вот смотрю я птицы у вас на участке остались зимующие, я так соскучился по перелетным птицам!
Воспитатель:
- Ты не переживай, путешественник, мы с ребятами с помощью игры напомним тебе о перелетных птицах.
Давайте, ребята, поиграем в игру «Птицы»
Воспитатель с детьми вспоминают правила игры. Затем с помощью считалки выбирают «Коршуна»
Считалка:
Гусь гнездо свое чинил,
Гусь считалку сочинил,
И гогочет, и гогочет,
Заучить считалку хочет!
Ребенку, исполняющему роль «Коршуна» надевают эмблему коршуна (проводится игра 2-3 раза)
Под слова воспитателя дети выполняют движения.
После каждой игры подводится итог, выбирается (по желанию детей) другой коршун.
Игра проводится 2-3 раза.
Путешественник:
- Вот спасибо, ребята, напомнили вы мне о перелетных птицах. Даже повадки их знаете!
Да, чуть не забыл, в моей походной сумке кое-что находится….
Достает карточки с изображением деревьев, кустарников и их плоды.
- Собрал я эти плоды в вашем парке, и никак не пойму, какой плод на каком дереве растет?
Воспитатель:
- Давайте, ребята, поможем путешественнику разобраться!
Дети раскладывают плоды в соответствии с деревьями.
Проводится дидактическая игра «Дерево и плод» (яблоня - яблоко, сосна - сосновая шишка, ель - еловая шишка, куст шиповника - шиповник и т. д.)
Воспитатель в конце игры подводит итог. Уточняет у детей, какой плод к какому дереву подошел.
Путешественник:
- А я, ребята, принес с собой вот эти предметы.
Показывает обручи, мячи.
- И хочу посмотреть, какие вы ловкие и меткие!
Воспитатель и путешественник раскладывают три обруча в ряд (расстояние 15 см друг от друга. Один обруч расстояние 1 м. от них.
Путешественник предлагает детям по желанию соревнование, в котором можно определить ловкость и меткость.
Проводится индивидуальная работа по ОВД – закрепление прыжков на двух ногах с продвижением вперед и метанием в цель.
Путешественник рассказывает правила игры с показом:
- Нужно прыгать из одного обруча в другой на двух ногах. Затем взять мячик и метнуть его в обруч, который лежит напротив. Быстро добежать и встать в конце колонны.
Путешественник показывает свою неуклюжесть в ОВД, а дети выполняют упражнения.
Воспитатель в процессе выполнения исправляет, направляет, помогает детям, которые затрудняются, а в конце подводит итог, отмечая ловкость детей.
Далее проводится индивидуальная работа по звукопроизношению:
Чистоговорка «Ц».
Во время проведения индивидуальной работы по ОВД и индивидуальной работы по звукопроизношению, остальные дети занимаются самостоятельной деятельностью.
Воспитатель следит за самостоятельной деятельностью детей, по необходимости помогая им.
Путешественник:
- Ребята, а какое сегодня число?
Ответы детей.
- Я совсем забыл, у меня сегодня день рождения!
Воспитатель:
- Ой, ребята, нужно исправлять положение! Как же нам поступить, и порадовать гостя?
Высказывания и предложения детей.
Организовывается сюжетно – ролевая игра «День рождения».
Дети с помощью воспитателя, словесного поздравления, изготовления подарков из природного и бросового материала поздравляют путешественника, организовывают концерт.
В конце прогулки подводится итог, дети рассказывают, что им понравилось, запомнилось сегодня больше всего.
Путешественник благодарит детей, угощает их яблоками, прощается и уходит.
Воспитатель и дети возвращаются в детский сад.