Эльвира Шмойлова
Конспект открытого интегрированного занятия по теме: Творческая реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
▼ Скачать + Заказать документы
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ В ИЗОСТУДИИ «РАДУГА»
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ 4-5 лет
ПО ТЕМЕ :
«Обогащение эстетического восприятия окружающего мира.
Передача эмоций через рисование нетрадиционными способами.»
«РИСУЕМ НАСТРОЕНИЕ»
Руководитель изостудии «Радуга» Шмойлова Э. Ю., социальный педагог, учитель-логопед
Цель:
Учить детей передавать чувства и эмоции через цвет по средствам нетрадиционных приемов рисования
Программное содержание:
Публикация «Конспект открытого интегрированного занятия по теме: Творческая реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения» размещена в разделах
1. Закреплять технические приемы рисования нетрадиционными способами.
2. Развивать фантазию и воображение, учить использовать навыки рисования для передачи эмоций.
3. Знакомить с новыми способами нетрадиционного рисования: процарапыванием
4. Вызывать радость от выполнения красочных работ.
5. Использовать здоровьесберегающие технологии для снятия эмоционального и мышечного напряжения во время занятия
6. Развивать навыки диалогического общения
Материал:
Диск с музыкой «Цветочное настроение», листы картона с контуром солнца, гуашь, трафареты, палочки с паролоновым наконечником, цветные карандаши, стеки, рисунки бабочек с восковой штриховкой, закрашенные черной краской, бонусы-картинки, фигурки бабочек, брелки, витражные краски.
Предварительная работа:
чтение стихов о настроении, заучивание потешек о солнце, красках, цветах, рисование способом тычка, обведение и раскрашивание трафаретов.
Здоровьесберегающие технологии:
1. Физминутка: пальчиковая гимнастика на снятие напряжения в кистях рук
2. Упражнение на снятие напряжения в мышцах спины и шеи
3. Дыхательная гимнастика
4. Координирующая гимнастика
5. Гимнастика для глаз
Ход ЗАНЯТИЯ:
(на протяжении всего занятия звучит музыка)
Педагог:
- Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями, когда мы здороваемся,
мы желаем друг другу здоровья, добра и хорошего дня.
Установка:
- Возьмите друг друга за руки и послушайте меня.
Стихотворение о настроении
Лика Разумова
Секрет хорошего настроения
Если вы скучаете.
Если вы зеваете.
Или плакать хочется.
Или носик морщится,
Значит надо…
Значит надо…
Надо веселиться!
И конечно…
И конечно…
нужно помечтать!
И конечно…
И конечно…
Карандашики достать,
Белый листик, кисти, краски…
Фантазируйте и красьте!
Настроение увидит,
Как вам весело живётся.
Пожалеет, что сбежало
И опять домой вернётся.
- Я слышу, кто-то постучал к нам в окно, давайте посмотрим.
(дети подходят к окну отодвигают занавеску)
- Кто заглядывает к нам?
-Солнышко.
-Правильно.
Солнышко - толоколнышко,
Загляни в окошко,
Деткам посвети,
На улыбки посмотри.
-смотрите, оно улыбается – улыбнитесь ему в ответ.
- Опишите, какое солнышко?
-Ласковое, доброе, веселое, теплое…
-Молодцы, у него, наверное, хорошее настроение. А какое настроение у вас?
-Хорошее, веселое
-Замечательно, и у меня очень хорошее настроение.
-А теперь возьмите эти картинки и сядьте туда, где найдете такую же.
(дети садятся на места)
- Я предлагаю вам нарисовать наше настроение разными способами, вы готовы?
- Да
- Посмотрите, на столе лежат необычные кисточки, они волшебные, чтобы ими рисовать вода не нужна, нужна только краска. Я предлагаю вам нарисовать солнышко. Каким цветом оно бывает
- Желтым, оранжевым, красным.
-Правильно, солнышко теплое и краски которыми его рисуют какие?
-Теплые
Какая краска у тебя?
-Желтая
-А у тебя?
-Оранжевая
-Молодцы, я покажу, а затем вы сами выполните свой рисунок, смотрите внимательно. (показ на своем листе)
- приступайте к работе. (дети рисуют способом тычка)
Физминутка – пальчиковая гимнастика
Наши пальчики устали,
Очень долго рисовали,
Мы немного отдохнем,
Снова рисовать начнем.
- вам понравилось рисовать волшебными кисточками?
-Да
- Вы прекрасно справились с работой, я даю вам волшебную картинку, приклейте
ее рядом с солнышком на стекло, в конце занятия у нас получится целая картина.
(дети помещают картинку «цветок» на стекло)
-А теперь скажите, какое сейчас время года?
- Весна
-Правильно, что появляется весной из-под снега и радует всех людей?
- цветы
- Правда, цветы создают прекрасное настроение, давайте нарисуем вазу с цветами с помощью трафарета.
-А раскрасить их можно цветными карандашами.
(дети выполняют задание)
-Молодцы вы очень хорошо справились с заданием, получайте волшебную картинку
(дети помещают картинку «цветок» на стекло)
- теперь мы выполним несколько упражнений, чтобы не уставать
( гимнастика на снятие напряжения в мышцах: приседание и повороты корпуса)
( координирующая гимнастика: повороты и наклоны головы и корпуса)
Садитесь на места, сейчас мы будем рисовать совсем новым и необычным способом
-Посмотрите злой волшебник закрасил рисунки черной краской. Давайте их исправим, возьмите стеки и счищайте краску по контуру, а я помогу вам.
-Вот так, замечательно. Кто же нарисован здесь?
-Бабочки
-Да бабочки как живые цветы, очень красивые и всем поднимают настроение, вы снова справились с заданием, и получаете волшебную картинку
(дети прикрепляют картинку «бабочка» к стеклу)
- А теперь послушайте загадку и узнаете, что находится у меня в коробке.
-Порхает, веселится,
На цветок садится (бабочка)
-Правильно, смотрите, в коробке находятся бабочки, чтобы наше настроение всегда было хорошим, давайте устроим полет бабочек.
( дыхательная гимнастика: бабочки из салфеток сдуваются с ладошки, полетели 3 раза)
-Какие вы молодцы, давайте посмотрим, какая картина в окне у нас получилась. (гимнастика для глаз, дети зажмуриваются и смотрят на стекло, выбрав по одному предмету, потом смотрят на другой предмет)
Анализ занятия :
- Давайте повторим, какими способами мы сегодня рисовали
Дети рассказывают.
- Вы замечательно справились со всеми заданиями, вам понравилось?
- Да
- и солнышку тоже все понравилось, поэтому оно приготовило вам сюрприз
(дети получают угощение).
ГКОУ ДЕТСКИЙ ДОМ СТ-ЦЫ ОТРАДНОЙ
Шмойлова Э. Ю., руководитель изостудии, социальный педагог, учитель-логопед
ТВОРЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Творчество даёт человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность. Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья.
В процессе творческой деятельности у ребенка с ОВЗ усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку с ОВЗ легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально т. е речью, следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, проясняющим интенсивные чувства и убеждения. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, а особенно рисование во всех его техниках и видах. Независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.
Ребенок не создает проблемы и трудности, их порождает инвалидность или ОВЗ
• Инвалидность – это не столько медицинская проблема, сколько проблема неравных условий.
• Нет и не может быть чудодейственного средства, поэтому необходимо использовать все, чем располагает общество.
Например дистанционное обучение
• но новые технологии, которыми пользуются дети с ОВЗ, не могут заменить признания, чувства собственного достоинства и самоуважения, которое дается сознанием собственной полезности.
В последнее время вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами обучения и воспитания.
Творческая реабилитация – это целый комплекс мероприятий, направленных на раскрытие творческого потенциала ребенка, на повышение уровня духовного и интеллектуального развития, на укрепление здоровья ребенка с ОВЗ, на то, чтобы ребенок овладел необходимыми умениями, навыками по самообслуживанию, выработка у ребенка психологической уверенности в собственной полноценности и социальной значимости.
Задачи творческой реабилитации :
• Создание благоприятной микросреды.
• Актуализация желания ребенка работать
• самостоятельный выбор предложенных материалов для работы
• удовлетворенность ребенка своей деятельностью
• Приспособление ребенка к жизни и труду, его бытовое и последующее трудовое устройство (например, продажа изделий).
Развитие творческих способностей, для детей с ОВЗ имеют важное значение. Так как способствуют раскрытию личного потенциала, реализации себя, созидании, приобретении опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к дальнейшему профессиональному самоопределению, что крайне важно для его социализации.
Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, мы создаем условия для их успешной адаптации в социум.