Алла Синько
Конспект открытого занятия для родителей «Путешествие в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.
«Путешествие в осенний лес».
Цель: Коррекционно – образовательная:
- учить детей отвечать на вопросы и задавать их;
- закреплять акустико-артикуляционную характеристику звуков У,А,И;
- систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
- активизировать словарь по данной теме.
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект открытого занятия для родителей „Путешествие в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
- работать над развитием фонематического слуха;
- работать над развитием дыхания и голоса.
Коррекционно- воспитательнын:
- создание эмоционального контакта между детьми и родителями.
Оборудование: магнитофон, диск с записью «звуков природы», мини – бассейн с водой, ваза с букетом осенних листьев и цветов, 2 магнитные доски, мольберт, картины с изображением осенних пейзажей, предметные картинки на звуки А, У, И, символы этих звуков.
Предварительная работа: экскурсия в городской парк, наблюдения за осенними изменениями в природе; за тем, как меняется цвет листьев и травы, отцветают цветы. Сбор листьев деревьев и кустарников на прогулке и составление букетов из собранных листьев. Повторение упражнений артикуляционной гимнастики, работа над просодической стороной речи, общими речевыми навыками на индивидуальных занятиях с логопедом.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед:-Ребята и уважаемые родители сегодня я приглашаю Вас в гости в осенний лес. Отправляемся в путь за мной.
(Дети идут за логопедом по кругу «змейкой»)
А вот и полянка.
Как хорошо в гостях у Осени,
Среди березок золотых.
Подольше б золото не сбросили
Стоял бы лес багрян и тих.
Давайте поздороваемся с Осенью, позовем ее. Но сначала вспомним, что нужно сделать перед тем, как начать говорить.
Голосовое упражнение.
(Дети произносят каждую строчку после глубокого вдоха)
Дети:-Ау, ау, аукаем: Осень золотую приаукиваем.
Лог: Хорошо в лесу осенью! Давайте присядем и послушаем, какими звуками наполнен осенний лес. (Дети проходят к столу на котором стоит букет с осенними листьями и присаживаются на стульчики. Звучит фонограмма со «звуками природы»)
Лог: Посмотрите, какой красивый осенний букет. Давайте понюхаем, чем пахнет осень.
(Дети наклоняются к букету и делают глубокий вдох через нос, не поднимая плеч)
Дети: Осень пахнет опавшими листьями, последними цветами, сыростью.
Лог: Ну что ж. Это действительно так.
Падают, падают листья
В нашем саду листопад,
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем.
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибком.
- Что растет в лесу под деревьями, на пенечках?
Дети: грибы, ягоды.
Лог: Значит чем еще пахнет в лесу?
Дети: Грибама и ягодами.
Лог: Покажите пожалуйста «язычком» «грибочек».
(Дети показывают элемент артикуляционной гимнастики)
2. Обявление темы занятия. (Логопед приглашает детей пройти к магнитной доске, на которой находятся картинки с изображением осенних примет)
Лог: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об осенней поре. Какие приметы осени вы знаете?
- Погода осенью (какая)- пасмурная, дождливая
- Дождь осенью (какой)- холодный, моросящий
- Листья осенью (какие)- желтые, красные, разноцветные
(Логопед раздает детям за правильный ответ листочки)
Разноцветная метель
Красных листьев карусель
В желтых листьях все деревья,
А в зеленом только ель.
Лог: Как называется явление, когда листья опадают?
Дети: Листопад.
Лог: Давайте превратимся в осенние листочки и покажем как они кружатся на ветру.
3. «Осенние листочки» (Координация речи с движением)
Листья осенние тихо кружатся, Дети кружатся на носочках
Листья к нам под ноги тихо ложатся Дети приседают
И под ногами шуршат, шелестят волнообразные движения ру
ками внизу
Будто опять закружится хотят. Поднимаются на носочки, кру
жатся.
Лог: Давайте присядем на места. Ой, я слышу стук.
Логопед вносит в кабинет корзинку с разноцветными листочками. Среди листьев находит письмо. Это послание осени. Но осенний дождик размыл некоторые строчки и детям придется самим догадаться, о чем там было написано. Логопед читает текст, дети вставляют подходящие по смыслу пропущенные слова.
Рассказ «Осень»
На смену лету пришла… (золотая осень). Солнышко все реже выглядывает (из-за туч). Листья на деревьях стали (разноцветные). Часто моросит холодный… (дождь). Птицы собираются в стаи и (улетают в теплые края).
Чтение рассказа составленного с помощью детей.
4. Упражнение на развитие длительного, плавного выдоха.
Кап, кап на дорожку.
Кап, кап на ладошку,
На ладошку, на дорожку.
Лог: О чем эта загадка?
Дети: О дождике.
Лог: Когда на улице идет дождь, то погода какая?
Дети: Дождливая.
Лог: Давайте покажем какое у нас настроение, если погода дождливая, пасмурная.
(Дети показывают мимикой)
Лог: Скажите, что остается на земле после дождя?
Дети: Лужи.
Лог: Посмотрите, какая большая лужа осталась после дождя в лесу.
(Логопед бросает в воду разноцветные листочки)
-Вы говорили, что в лесу шуми т ветер. Сейчас вы станете ветром. Подуйте на листики так, чтобы они поплыли по воде. Помните, как нужно дуть правильно?
Дети: Нужно сделать вдох через нос, а потом подуть, вытянуть губы трубочкой и не раздувать щеки.
(Дети поочереди дуют на листья. Логопед контролирует выполнение задания)
5. Пальчиковая гимнастика. «Ветер по лесу гулял» (Логопед предлагает детям вновь пройти за столы и сделать пальчиковую гимнастику)
Ветер по лесу гулял, Волнообразные движения руками
Ветер листики считал.
Вот кленовый, Загибание пальцев по одному на обеих
руках
Вот дубовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой
И последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку плавно опустить руки на стол ладонями
Вниз.
6. Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте.
(на магнитной доске выставлены картинки АРБУЗ, УТЮГ, ИГРУШКИ)
Лог: Определите первый звук в каждом из этих слов.
Дети: Арбуз. Звук А.
Утюг. Звук У.
Игрушки. Звук И.
Лог: Подумайте и вспомните, как называются звуки, с которых начинаются эти слова.
Дети: Это гласные звуки.
Лог: У звуков есть домики, как они называются.
Дети: Это буквы,
Лог: Буквы А, У, И отправляются в путешествие на поезде. В каком вагоне они поедут?
Дети: В красном.
Лог: Правильно т. к. гласные звуки мы обозначаем красным цветом. Буквы отправились в путешествие, а на столах у вас остались их символы. Давайте поиграем с ними. Я покажу на картинку, а вы поднимите тот кружок, который обозначает первый звук этого слова.
7. Итог занятия.
Лог: Сегодня мы с вами говорили об осени. О том, как красиво в осеннем лесу. Но ее красота не вечна. Листочки скоро засохнут, цветы завянут. Давайте на память об осени сделаем картину «Осенний букет», а родители вам в этом помогут.
(Дети вместе с родителями на заранее заготовленный фон наклеивают листочки из самоклеящейся бумаги).