Елизавета Писаревская
Конспект открытого музыкального занятия «Мама — первое слово»
▼ Скачать + Заказать документы
для детей старшего дошкольного возраста
«Мама, первое слово, главное слово»
Тип занятия - тематическое
Цель: формировать у детей чувство любви, уважения, и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме; воспитывать чувство благодарности за ее заботу и любовь; повышать уровень музыкальной культуры детей; расширять кругозор воспитанников.
Публикация «Конспект открытого музыкального занятия „Мама — первое слово“» размещена в разделах
Задачи:
Образовательные:
• Формировать представление о празднике - «День матери».
• Углубить знания детей о роли мамы в их жизни.
•Знакомить детей с выразительными возможностями музыкальных инструментов (фортепиано)
•Знакомить детей с традициями русской народной культуры
•Расширить кругозор детей
Развивающие:
Развивать музыкально-эстетические потребности
Развивать эстетические эмоции, чувства
Развивать творческое воображение (ритмично-пластичных образов)
Развивать выразительность оценочных суждений о красоте музыке
Развивать сосредоточенность внимания
Развивать музыкальное мышление детей (осознание эмоционального содержания музыки, умение различать оттенки настроения в музыке)
Воспитательные:
Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, посредствам музыкальных произведений, в которых главным является образ женщины - мамы
Воспитывать желание порадовать маму поделкой.
Создать ситуацию совместной деятельности детей
Методы:
Наглядный (фото, кукла, люлька, игрушки)
Словесный (Художественное слово, беседа, вопрос-ответ)
Практический (слушанье песни, пьесы; игра «Помоги медведю», «Убаюкай малыша»; мастерство поделки)
Метод побуждения к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире, направленный на обогащение эмоционально-чувственного опыта ребёнка;
Педагогические технологии:
Игровая
Нравственно – эстетическая
Здоровьесберегающая (смена деятельности)
Технология формирования основы музыкальной культуры
Средства обучения: фото, кукла, люлька, игрушки, необходимые материалы для рукоделия.
Ход занятия
У центральной стены музыкального зала стоит колыбелька, в который лежит красивая кукла, напоминающая новорожденного малыша.
Звучит красивая спокойная музыка. Дети заходят в музыкальный зал. Музыкальный руководитель здоровается с детьми и обращает их внимание на колыбельку, подзывает детей к колыбели.
Муз. рук: Ребята, посмотрите, в нашей колыбели спит малыш, а ведь когда-то и вы, и я были такими же маленькими. Скажите, а кто же подарил нам с вами жизнь…. тебе Машенька, тебе Сашеньке….мне?
Ответы детей…
Муз. рук: Конечно ребята – это мама. Наше сегодняшнее занятие будет посвящено всем мама. Присаживайтесь на стулья.
Дети садятся на стулья.
Каждую секунду в мире рождаются 3 человека, и именно Мама открывает для нас этот мир и дарит нам путешествие по нему, длинною в жизнь.
Во все времена, все народы смотрели с уважением на человека, который бережно и с любовью относится к своей маме, оберегает ее старость, а человека, оставившего свою маму в одиночестве на старости лет, общество всегда осуждало.
Каждый год уже 15 лет подряд наша страна отмечает праздник – День Матери. Этот праздник очень важный и значимый, ведь мама - самый близкий человек для каждого из нас.
«Мама – первое слово, главное слово в каждой судьбе.
Мама жизнь подарила, мир подарила мне и тебе…»
- Это слова из песни «Мама - первое слово» музыку к ней сочинил Жерар Буржоа, слова : Ю. Энтин.
Песня была написана специально для детского фильма-мюзикла «Мама».
Ребята, сейчас мы с вами послушаем эту песню, а вы закройте пожалуйста глазки, и вспомните, какая же именно ваша мама, а потом скажите нежно и ласково, как вы умеете мама…мамочка, мамуля… Я уверена, что мама каждого из вас самая лучшая, и я хотела бы, чтобы вы все рассказал мне про свою любимую маму.
Звучит начало песни «Мама - первое слово». Дети закрывают глаза, произносят слова : мамочка, мамуля.
Муз рук: Вы почувствовали, сколько тепла и доброты в слове мама….
Посмотрите, у меня есть мишка, он хочет подарить своей маме сердце, наполненное добрыми словами. Давайте поможем ему: пусть каждый назовет доброе слово, о своей маме. Ребята, пожалуйста, встаньте в круг, так нам будет удобней передавать мишку.
Дети встают, образуют круг. Муз. рук. еще раз повторяет свое задание. Дети передают мишку по кругу, называют добрые слова.
Муз. рук:
Спасибо, ребята, теперь мишка подарит свой маме сердце полное добрых слов.
Музыкальный руководитель предлагает детям занять свои места.
Весь мир начинается с мамы,
И в сердце хранится портрет
Той женщины, ласковой самой,
Которой родней в мире нет.
Музыкальный руководитель обращает внимание детей на фотографию.
Муз. рук: Ребята, посмотрите на фотографию. Эта улыбчивая женщина - моя мама, а вот я, совсем маленькая, здесь мне годик. Моя мама любила меня безгранично, вкладывала в меня все самое лучшее, что умела сама, была моим первым учителем в жизни. Мама воспитывала меня в строгости, но при этом была со мной справедлива и добра.
Многие композиторы сочиняли произведения, в которых передавали образ свой мамы. Великий русский композитор П. И. Чайковский создал цикл пьес «Детский альбом», в этом альбоме есть пьеса «Мама». Послушайте эту пьесу и подумайте, какой образ мамы нам хотел передать композитор? Всегда ли мама в его пьесе веселая?
Муз. рук играет отрывок пьесы «Мама» П. И. Чайковского, после игры спрашивает еще раз про образ мамы в пьесе.
Ответы детей….
Да, ребята мама не всегда бывает улыбчивой. Мама может быть грустной, сердитой и нахмурившейся. В этой пьесе выражены разные чувства, звучат разные мелодии.
Сейчас я вам сыграю самое начало пьесы, а вы подумайте, какое настроение у этой мелодии? (исполняет начало пьесы)
Ответы детей…
Муз. рук: Правильно, вначале звучит нежная, тихая, плавная мелодия. А что же дальше происходит с настроением мамы, остается ли мама такой же веселой, послушайте? (исполняет 9-10ый такты)
Ответы детей….
Муз. рук: Да, верно, в музыке появились грустные - минорные ноты. Маме взгрустнулось, она нахмурилась, озабоченно вздыхает, а что же дальше происходит с мамой, обратите внимание на темп, на насыщенность звука. (исполняет 11-17 такты)
Ответы детей….
Муз. рук: Верно ребята, мелодия звучит громче, темп ускоряется, мы слышим: печаль, тревогу и беспокойство.
У Чайковского образ мамы очень живой, и естественный. Конечно, мама не может всегда оставаться веселой. Ребята, порой мы дерзим, грубим родителям, не слушаемся, и бываем к ним не внимательны. Это их огорчает и расстраивает. Мне хочется, чтобы вы были ласковыми, добрыми, внимательными сыновьями и дочерьми. Проявляйте любовь и благодарность к тем, кто дал вам жизнь, заботился о вас и днем и ночью.
Ребята, а вы знаете, как трудно успокоить плачущего малыша? Поэтому мамы поют своим малышам колыбельную песню. Ребенок еще не понимает слов, которые произносятся, но воспринимает вибрацию) голоса и успокаивается, засыпает, при этом мама качает своего малыша в колыбельке или на ручках. Давайте возьмем наши игрушки и под мою колыбельную песню убаюкаем их. Не забудьте, что ваши движения должны соответствовать характеру мелодии.
Музыкальный руководитель предлагает вместе выполнить музыкально-ритмические движения, соответствующие характеру исполненной (колыбельной) музыки.
Муз. рук исполняет колыбельную песню, дети берут игрушки и убаюкивают их.
Слова колыбельной песни :
Люли, люли, люли
Прилетели гули.
Сели гули на кровать
Стали гули ворковать.
Спи дитя моё родное
Буду я всегда с тобой.
Сохраню тебя от бед
Ты мой ангел
Ты мой свет.
Музыкальный руководитель хватит детей или дает им какие-то подсказки по выполнению движений.
Муз. рук: Много веков назад на Руси была традиция: дети в знак благодарности, за подаренную им жизнь дарили мама маленьких кукол, которые делали сами. Это традиция называлась «Отдарок на подарок». Мне хочется, чтобы и вы подарили своим мамам таких куколок.
Дети с помощью музыкального руководителя мастерят кукол.
Муз. рук: Ребята, Мама – это опора и защита. Мамочка и ее малыш – это две неразрывные нити и в радости, и в горести. Ваши мамы, как солнышко согревает вас всю жизнь своей любовью. Не забывайте про это никогда, берегите и цените ваших мам.
^ Внимательный мишка
По полянке мишка шел
пальцы одной руки шагают по ладони другой
И в бочонке мед нашел.
царапающие движения пальцев одной руки по ладони другой
Лапкой мед он доставал,
надавливание на центр ладони указательным пальцем другой руки
Язычком его лизал.
круговые движения указательным пальцем по центру ладони другой руки
Нету меда!
крепко зажать кулаки
Где же мед?
выпрямить напряженные пальцы
Ищет мишка — не найдет.
ладони на щеках, качаем головой
Hyжнo обязательно
Мишке быть внимательным.
указательными пальцами обеих рук стучим по коленям в ритме фразы