Лучший педагог года

Конспект открытого занятия «Музыкальные инструменты России»

Татьяна Савицкая
Конспект открытого занятия «Музыкальные инструменты России»

МКДОУ «Михайловский детский сад №6», Ракитовский филиал

Конспект открытого занятия

«Музыкальные инструменты России»

Составила :

Музыкальный руководитель Савицкая Т. Ю.

2022г.

Ц ель:

Публикация «Конспект открытого занятия „Музыкальные инструменты России“» размещена в разделах

-Приобщать детей дошкольного возраста к русской народной культуре, её историческим истокам, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию.

-Воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной музыки, исполнительской и слушательской культуры

Задачи:

-познакомить детей с историей русских народных музыкальных инструментов;

-познакомить со звучанием русских народных инструментов;

- повышать интерес детей к музыкальной деятельности через интеграцию образовательных областей;

- обогащать словарный запас и активизировать речь детей, связанными со строением музыкальных народных инструментов;

- способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии, эмоциональной сферы ребенка;

- активизировать творческое мышление в ходе творческих игр и заданий (дидактические игры, загадки и др.);

- развивать творчество детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах;

- воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам.

Ход ЗАНЯТИЯ

Дети под русскую народную мелодию входят в зал.

- Ребята,мы сегодня не случайно зашли в зал под русскую народную мелодию. Мы совершим увлекательное путешествие в мир русской народной музыки, и познакомимся с русскими народными инструментами.

Давайте выполним русские движения. которые знаем (пройдем по кругу топающим шагом, выполним пружинку- присядание, топотушки)

(Под звуки русской народной мелодии входит скоморох, который увешан русскими народными музыкальными инструментами и ещё несет гармонику)

Скоморох:

Я- весёлый скоморох,

Выйду с дудкой за порог.

Я сыграю от души.

Эй, народ, не стой, пляши!

Я и гудочник, волынщик,

Я и дудочник и шут,

И потешных дел зачинщик,

И весёлый баламут.

Эй, люд, местный и неместный,

Весёлые головы,

Молодые молодцы,

Удалые удальцы,

Красные девицы,

Милые баловницы.

Сходись, народ честной скорее!

Здесь сегодня и только вас

Мы запишем в музыкальный класс.

В царстве царя Гороха

Музыкальная школа открывается.

«Народные инструменты»

она называется.

- Ребята, посмотрите на Скомороха. Он же весь увешан русскими народными инструментами!

-А с каким интересом они смотрят на твои музыкальные инструменты!Наверное, им захотелось и в руках их подержать, а если можно, то и поиграть попробовать. Нельзя ли нам помочь?

Скоморох. Отчего же? С удовольствием. У меня их много. Я и подарить вам могу, но с одним условием: я буду загадывать загадки про музыкальные инструменты, если отгадаете, то тогда и забираете. Согласны?

- Ребята, ну как, попробуем отгадать загадки?

Дети: Попробуем!

Скоморох (загадывает загадки)

1. Ящик на коленях скачет,

То поёт, то громко плачет (Гармонь)

2. Всех кормлю с охотой я,

А сама безротая (Ложки)

3. Треугольная доска,

А на ней 3 волоска.

Волосочек тонкий,

Голосочек звонкий. (балалайка)

4. Треско, треско, трескотуха,

Протрещала прямо в ухо.

Раз, два

Раз, два, три

Мне, дружочек, помоги! (Трещотка)

Скоморох.

Ну, ребята, молодцы!

Я и не думал, что вы так хорошо отгадываете загадки. Так и быть, оставлю вам всё, что у меня с собой. И обязательно к вам вернусь, посмотреть, чему вы тут научились. Ну а мне пора и уходить. Пойду в другие детские сады, до встречи!

(Скоморох уходит под русскую народную мелодию)

-Ребята, эти музыкальные инструменты нам сейчас как нельзя кстати, вы догадываетесь о чем мы будем с вами говорить (предполагаемые ответы)

- Сегодня мы будем говорить о музыкальных инструментах России, со многими инструментами мы уже знакомы, а о тех, с которые вы еще не знаете, я расскажу.

- Как вы думаете, скоморох-это персонаж современный или пришёл к нам с древних времён?

Дети. С древних времён.

-Правильно. Тогда скоморохи были желанными гостями на княжеских пирах. Именно скоморохи были первыми профессиональными музыкантами Древней Руси. Иногда именно скоморохами создавались и совершенствовались многие музыкальные инструменты. Среди них очень популярны следующие:

- Один из них считается самым древним на Руси и был верным помощником певцам- сказителям. Он называется- Гусли. (На экране – изображение гуслей).

- Давайте послушаем, как звучит этот завораживающий звучанием инструмент. (слушание)

Найдите среди наших инструментов гусли. (дети показывают инструмент)

- А кок называется этот инструмент (дудучка)

- Да. это тоже русский народный инструмент. Он был известен с древних времён как пастушеский инструмент, потому что такими инструментами пользовались пастухи, очаровывая своей игрой и стадо, и диких зверей и даже природу

Срезали ветку острыми ножами,

Запела ветка семью голосами.

В лесу выросла,

Из лесу вынесли,

Ножом порезали.

В руках плачет,

А кто слушает —

Скачет.

- Послушайте, как она звучит (слушание)

- А сейчас споем песенку по дудочку

Исполнение песни- попевки «Дудочка»

Внимательно рассмотрите этот музыкальный инструмент.

(Свистулька)Как вы думаете, из чего изготовляли свистульки? (Из глины)

- Свистулька – это музыкальный инструмент Древней Руси и русский народ изготовлял его из глины.

- Пение, какой птички напоминает звучание свистульки? (Жаворонка)

- Да, звучание свистульки напоминает пение жаворонка. Птица — символизировала собой народное представление о счастье. Роспись носила знаки солнца — круги, кресты, ромбы. А еще свистульки были в форме петушков, людей, животных и рыб.

- Много лет назад свистульки использовались как игрушки для детей, в засуху люди свистели и вызывали дождь, в непогоду — тепло и лучи солнца. Со свистульки начиналось гуляние, во время которого взрослые играли на балалайках, а дети свистели в свистульки. Это называлось – «свистопляска».

- А как вы думаете, при помощи чего извлекается звук в свистульке? (При помощи дутья). Правильно!

- Вы хотели бы попробовать исполнить на свистульке любую свою мелодию? (Да) Хорошо! Тогда вам первое задание: наиграть на свистульке любую мелодию.

- А сейчас закройте глазки, и послушайте звучание русского народного инструмента. Его вы очень хорошо знаете. (игра на ложках)

- Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков. Деревянные ложки- это отражение нашей русской культуры. Деревянные ложки изготавливались вручную. Чтобы изготовить ложку, нужно было сначала от большого бревна отколоть небольшой кусочек дерева, он назывался баклушей, из нее вырезалась ложка. Раньше ложки были просто деревянные, не расписные Ложки расписывают вручную, применяя старинную технику письма. А затем их покрывают специальным лаком. Изготовление такой красивой ложки, дело не простое, и поэтому с ложкой обращаться нужно аккуратно, особенно, когда играешь на ней.

- Кто хочет поиграть на ложках?

Исполняется мелодия «Светит месяц»дети играют на ложках, муз. рук – на бубне)

-Замечательное исполнение! Ребята, а на каком инструменте я подыгрывала вам?

Бубен- это тоже русский народный инструмент

Долгое время бубен считался инструментом бродячих артистов. Но он так полюбился всем за свою веселость звонкость, за простоту в обращении, что со временем не только музыканты, но и простые горожане, старые и молодые. Стали играть на бубне, а при этом еще и петь и танцевать. Откуда это известно? Художники в разных странах мира зарисовывали картины жизни простого люда, и картины эти сохранились. Мы можем видеть их в разных музеях. Вот пляшет с бубном девушка – она выполняет легкие прыжки и одновременно касается бубна кистью руки. (изображение)Здесь вы видите национальный танец народов Севера – его исполняют мужчины. Бубны у танцоров большие, и по ходу танца они бьют по бубну не рукой, а колотушкой. (изображение)

- Мы с вами уже знаем инструменты : колокольчики, трещотки, барабаны (показ)- это тоже русские народные инструменты. -Сейчас,ребята, возьмите музыкальные инструменты и встаньте в круг. Есть ли среди нас желающие попробовать себя в роли дирижера?

Выбирается «дирижер» - он встает в центр круга. Во время исполнения любого произведения все музыканты смотрят на дирижера, который взмахами рук управляет игрой оркестра. Итак, все внимание на дирижера! Дети берут ложки, барабаны, бубны.

Проводится игра «Оркестр».

Спасибо музыкантам и, конечно, дирижеру! Проходите на свои места и оставьте у себя инструменты – они нам скоро снова понадобятся.

Глядя на вас, ребята, мне тоже захотелось попробовать себя в роли дирижера. И если из меня выйдет хороший дирижер, значит, и оркестр у меня замечательный. Оркестр наш сегодня довольно большой – это вы все, ребята. А произведение, которое мы попробуем исполнить, написал Вольфганг Амадей Моцарт. Сегодня вы услышите для вас произведение – небольшую пьесу под названием «Марш», а исполним мы его на русских народных инструментах.

По-моему, у нас с вами хорошо получилось! Не хватает только аплодисментов, которыми одаривают музыкантов благодарные слушатели.

- Ну, вот мы с вами и попели, и на инструментах поиграли. Понравилось вам занятие?

- А что вам больше всего запомнилось?

-А вы хотели бы ещё больше узнать об этом? Ответы детей. Ну, что ж, я очень рада. Всех благодарю,жду вас на следующем занятии…., до новых встреч.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о конкурсе «Музыкальные инструменты»Фотоотчёт о конкурсе «Музыкальные инструменты» Полноценное психическое здоровье каждого ребенка невозможно представить без игрушек. Игра для ребенка - это основное средство для познания.

Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста «Музыкальные инструменты»Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста «Музыкальные инструменты» Цель: Расширять представления старших дошкольников о музыкальных инструментах. Задачи: Продолжать знакомить с гармошкой, балалайкой, барабаном,.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Музыкальные инструменты»Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Музыкальные инструменты» Цель: познакомить детей с различными музыкальными инструментами и их звучаниями. Задачи: 1. Учить узнавать и правильно называть музыкальные.

Лэпбук «Музыкальные инструменты»Лэпбук «Музыкальные инструменты» Наверное, все педагоги уже знают, что такое Лэпбук (Lapbook - наколенная книга) и успешно используют его в своей работе. Ведь это пособие.

Лэпбук «Музыкальные инструменты»Лэпбук «Музыкальные инструменты» Музыкальные инструменты для детей - всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный.

Мастер-класс «Музыкальные инструменты»Мастер-класс «Музыкальные инструменты» Сегодня хочу предложить Вашему вниманию мастер класс по изготовлению музыкальных инструментов, которые я сделала для своего музыкального.

Музыкальные инструменты для проведения занятияМузыкальные инструменты для проведения занятия Для проведения интересного музыкального занятия у меня под рукой есть различные инструменты (и не только музыкальные). Это деревянные.

Музыкальные инструменты своими рукамиМузыкальные инструменты своими руками Вместе с музыкальным руководителем Верой Викторовной Косоуровой и родителями мы решили сделать музыкальные шумовые инструменты для детского.

Музыкальные инструменты в детском садуМузыкальные инструменты в детском саду Музыка воздействует не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Музыка развивает музыкальные и творческие способности.

Картотека загадок «Музыкальные инструменты» Загадки на тему «Музыкальные инструменты» 1. Движенья плавные смычка Приводят в трепет струны, Мотив журчит из далека, Поёт про ветер.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия «Музыкальные инструменты России»
Опубликовано: 4 сентября 2022 в 09:44
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД