Ольга Гаранжа
Конспект открытого занятия по грамоте «Волшебное дерево»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по грамоте в старшей группе «Волшебное дерево»
Программное содержание :
Закреплять умение детей различать гласные, твёрдые и мягких согласные звуки; выделять необходимый звук в слове, определять его местонахождение в слове; упражнять детей в умении придумывать слова с заданным звуком; соотносить слово с начальным слогом; подбирать слова к звуковым схемам; определять количество слогов в слове; способствовать развитию фонематического восприятия, внимания, реакции.
Публикация «Конспект открытого занятия по грамоте „Волшебное дерево“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Чудо-дерево. Волшебные и сказочные деревья
- Темочки
Оборудование:
1. Дерево в горшке с жёлтыми листочками;
2. Разрезная буква Р (два набора);
3. Речевой куб (на каждой грани куба - картинки предметов, в названии которых есть звук Р);
4. Набор картинок и набор карточек с начальными слогами этих слов;
5. Звуковые схемы;
6. Коробка с предметами и 3 полочки;
7. Мяч;
8. Зелё ные листья с заданиями и картинками: сова, пуговица, апельсин, самолёт, игла, белка, овощи;
9. Набор карточек с буквами: С, П, А, С, И, Б,О.
Ход занятия:
В. : Здравствуйте, ребята!
Д: Здравствуйте!
В: Дети, посмотрите за окошко, наконец-то наступила долгожданная весна. Давайте вспомним, какие изменения происходят в природе с наступлением весны?
(Ответы детей)
В: Скажите, с каким настроением вы встречаете это время года?
(Ответы детей)
В: Давайте все улыбнёмся и подарим свою улыбку друг другу, чтобы настроение у всех было радостное, весёлое, весеннее.
В: На улице всё цветёт, зеленеет, настроение у нас радостное, весёлое, но посмотрите на это грустное деревце, оно не радуется вместе с нами. Но я открою вам секрет - мы можем помочь ему расцвести, если отгадаем все загадки и выполним все задания. Вы готовы к испытаниям?
(Ответы детей)
В: Но прежде сделаем гимнастику.
Пальчиковая гимнастика.
Есть у любого два кулачка. Хлопнул один по другому слегка. Ну а ладошки не отстают,Следом за ними весело бьют. Кулачки быстрее бьют,До чего стараются. А ладошки тут как тут,Так и рассыпаются. Кулачки давай сердиться,Громко хлопать стали,А ладошки-баловницыТоже не отстали.
В: Мы узнаем где спрятано первое задание, если отгадаем загадку.
(Воспитатель «срывает» с дерева жёлтый листочек и зачитывает загадку).
В: Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь - и в ответ
Он засмеётся тоже.
Д: Зеркало.
(Дети вынимают зелёный листочек с заданием из-за зеркала).
В: Дети, на столах перед вами лежат части «рассыпавшейся» буквы, а какой мы сможем узнать, если соберём её.
(Дети делятся на две команды и коллективно собирают разрезную букву).
Игра «Разрезная буква».
В: Какая буква у вас получилась?
Д: Буква Р.
В: Какой звук обозначает эта буква?
Д: «Р», «Р’».
В: Какой это звук?
Д: Согласный.
В: Как вы узнали, что это согласный звук?
Д: При произношении этого звука, нам мешает язык.
В: Какими бывают согласные звуки?
Д: Твёрдыми и мягкими.
В: Произнесите, как звучит твёрдый и мягкий звуки?
Игра «Весёлый кубик»
(Дети поочередно бросаю кубик, и на выпавшей картинке определяют в какой части слова находиться звук «Р», «Р’», мягкость-твёрдость).
В: Вы правильно выполнили задание, и на дереве уже распустился первый зелёный листочек!
Слушайте следующую подсказку:
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы-
Все умелые пловцы.
Д: Аквариум.
(Дети находят зелёный листочек возле аквариума).
В: Ребята, вам необходимо соединить каждую картинку с нужным слогом. Давайте прочитаем эти слоги.
МА КУКЛА
ДЕ РЫБА
ДО ЛИМОН
РЫ ДЕРЕВО
ЛИ ДОМ
КУ МАШИНА
(После выполнения задания воспитатель прикрепляет ещё один зелёный листочек на дерево).
В: Предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка.
По дорожке, по дорожкеСкачем мы на правой ножке (Подскоки на правой ноге.) И по этой же дорожкеСкачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.) По тропинке побежим, До лужайки добежим. (Бег на месте.) На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)Стоп. Немного отдохнем. Ну и дальше мы пойдем. (Ходьба на месте.)
В: Следующая загадка:
Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает.
Д: Книга.
(Дети находят следующее задание в книжном уголке).
Игра «Лишнее слово»
В: Ребята, я буду называть слова, а вы попробуйте догадаться, какое слово лишнее.
Обратите внимание на первые звуки в словах
корзина гриб удочка
облако небо туча
абрикос апельсин банан
Обратите внимание на последние звуки в словах.
волк слон собака
пчела муха комар
тарелка стакан ложка
(В «лишних» словах дети находят ударный звук. После выполнения задания на дереве «распускается» зелёный листочек).
В: Молодцы, и вот вам ещё одна подсказка:
Если ты его поточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь.
Солнце, море, горы, пляж…
Что же это?
Д: Карандаш.
(Дети находят очередное задание в уголке творчества).
В: Дети, перед вами схемы слов. Давайте вспомним какими фишками мы обозначаем согласные и гласные звуки?
(Ответы детей).
Игра «Звуковые домики»
В: Перед вами схема слова. Сколько в этом слове звуков? Какой первый? Второй? Третий?
(Ответы детей).
В: Ответьте на вопрос: «Что лечит врач: ухо или зуб?»
(Дети определяют какое слово подходит к заданной звуковой схеме).
«Кто прячется за деревом : кот или лев?»
«Что рисует художник: дом или лес?»
(На дереве «вырастает» зелёный листочек).
В: Следующий листочек будет искать вот где:
Это что за зверь такой
Пробежал по мостовой,
На ногах его резина,
А питается бензином?
Он рычит, клубится пыль.
Что за зверь?.
Д: Автомобиль.
(Дети находят задание в уголке транспорта).
В: Ребята, у меня в коробке лежат разные предметы и их нужно расставить на полочки, но есть условие на верхнюю полку ставим предметы в названии которых 1 слог, на вторую- где 2 слога, на третью- где 3 слога.
(Дети поочерёдно подходят к коробке, берут любой предмет и ставят на нужную полочку).
В: Давайте немного отдохнём.
Физкультминутка (под музыку)
Девочки и мальчики прыгают, как мячики
(выполняют прыжки под музыку,
Ручками хлопают
(хлопки 3 раза,
Ножками топают
(топают 3 раза,
Глазками моргают
(ритмичное зажмуривание глаз,
После отдыхают
(садятся на стульчики).
В: Ребята, смотрите, к нам настоящий мячик катится. И здесь листочек с заданием: «Вы ребята не зевайте и со мною поиграйте». В какую бы игру нам сыграть? Предлагаю поиграть в игру «Называй слова только на гласные звуки».
В: Молодцы, ребята. Посмотрите, как расцвело дерево. Ой, а листочки то необычные, они с секретом.
(Воспитатель переворачивает листья на дереве обратной стороной и дети видят картинки: сова, пила, арбуз, самолёт, игла, белка, овощи).
В: Дети, я догадалась, здесь зашифровано послание, которое нужно прочитать по начальным буквам этих слов.
(Дети на доске выставляют слово СПАСИБО).
В: Молодцы!