Получи документы

Конспект открытого занятия по приобщению дошкольников к культурному наследию народов России в подготовительной группе

Гюзелия Сурина
Конспект открытого занятия по приобщению дошкольников к культурному наследию народов России в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: путешествие по России.

Цель: расширять представления детей о народах, населяющих Россию, их национальной культуре и традициях. Способствовать развитию личности, способной к конструктивному, толерантному взаимодействию и общению с представителями разных этносов и культур.

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Интеграционные задачи:

Публикация «Конспект открытого занятия по приобщению дошкольников к культурному наследию народов России в подготовительной группе» размещена в разделах

Образовательные: расширять представления детей о России, как огромной многонациональной стране; приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре народов, населяющих территорию России, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям; формировать у детей духовно-нравственные качества (способность к различению добра и зла, уважение к старшим, сочувствие, отзывчивость, справедливость, вежливость, ответственность за порученное дело); формировать у детей культуру межнациональных отношений в условиях полиэтнического и поликультурного мегаполиса.

Развивающие: развивать диалогическую и связную речь, зрительное и слуховое восприятие, память, воображение, мелкую моторику рук, координацию в пространстве, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать желание познавать культуру своего народа, формировать бережное отношение к ней; воспитывать бережное отношение к культуре других народов России; воспитывать патриотические чувства: любовь к родному краю, к Родине, уважение к тем, кто добросовестно трудится, уважение к людям других национальностей.

Предварительная работа: чтение и заучивание стихов, рассматривание иллюстраций, фотографий городов России, прослушивание мелодий, песен народов России, беседы о культуре, обычаях, традициях народов, населяющих территорию России.

Оборудование и материалы: мольберты с магнитами, иллюстрации: национальные костюмы, гербы, флаги республик, наборы для практической деятельности: цветная оранжевая бумага (квадраты 20x20, цветные карандаши или фломастеры, клей, клеёнки, полоски красной бумаги, ромбы для составления узора на головное украшение «маасмак», шаблоны тюбитеек для росписи, хлеб, солонка с солью, полотенце, микрофон - игрушка, «видеокамера»-игрушка, платки для игры «Юрта», аудиозаписи мелодий, проектор, ноутбук, экран, презентация.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

Звучит русская народная мелодия.

В зал входят дети, усаживаются на свои места, их встречает девочка в русском костюме с хлебом - солью.

Входят дети в роли иностранных корреспондентов.

Корреспондент 1 (ребёнок) : Здравствуйте взрослые и дети. Мы иностранные корреспонденты, приехали в Россию, готовим репортаж, хотим рассказать всему миру о вашей огромной Родине, о традициях и культуре народов многонациональной страны.

Корреспондент 2 (ребёнок) : мы услышали, что у вас сегодня пройдёт увлекательное путешествие по некоторым республикам России. Хотим узнать больше обо всём, этот материал нам понадобится для нашего репортажа. Разрешите нам путешествовать с вами.

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие. Проходите, пожалуйста. Ребята, поможем нашим иностранным гостям больше узнать о нашей стране?

Дети: поможем!

(девочка подходит к «корреспондентам» с хлебом - солью)

Воспитатель: этот древнейший обычай встречать дорогих гостей хлебом и солью сохранился с незапамятных времен. Гости подходили к хозяйке отламывали кусочек хлеба, макали его в соль и съедали. Хлеб символизирует благополучие и богатство, а соль - это оберег, способный защитить человека от враждебных сил и влияний.

1 слайд-хлеб-соль

2 слайд-природа России

Ребё нок 1: Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим - степной простор.

Ребё нок 2: У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Ребё нок 3: Один - рыбак с рожденья,

Другой - оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Ребё нок 4: Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия,

У нас у всех одна.

Воспитатель: Россия - является многонациональным государством, на её территории проживает более 190 народов. У всех народов России есть свои традиции, обычаи, культура. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по России и познакомиться с некоторыми народами, которые проживают в нашей необъятной России-матушке. (Раздаются маршрутные листы).

II. Основная часть.

Станция «МОРДОВСКАЯ РЕСПУБЛИКА»

Воспитатель: Шумбратада, ялгат (Здравствуйте, друзья). Шубратада – это первое слово, которое можно услышать в гостеприимной Мордовии.

Республика Мордовия – это благодатный и красивейший край, где живут одной семьей многие народы. Эти народы живут в мире и согласии. Основное население республики – мордва, они разговаривают на мордовском языке. Давайте научимся здороваться по мордовски. - Шумбратада!

Дети: Шумбратада.

Воспитатель: Каждая республика имеет столицу, символы, традиции, историю. Вспомните, какие три официальных символа есть у любого народа?

Дети: Флаг, герб и гимн.

Воспитатель: Столица Мордовии – город Саранск.

Слайд 3— Саранск.

Слайд 4 — флаг, герб Мордовии

Флаг представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трех полос темно-красного, белого и темно-синего цветов. В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка – символ солнца. Важную роль во флаге играет цвет: красный означает силу, мужество, храбрость; белый означает чистоту, мудрость, невинность, мир; синий – славу, честь, верность. Герб, обрамленный золотыми колосьями пшеницы и золотой нашейной гривной. Колосья пшеницы олицетворяют приверженность мордовского народа к сельскому хозяйству, a нашейная гривна, это национальное украшение женщин. Ha гривне находятся семь орнаментов, означающих 7 городов республики. В верхней части восьмиконечная розетка красного цвета — символ солнца. В середине герба изображена бегущая лиса красного цвета, расположенная под тремя вертикально направленными вниз стрелами, что означает преобладание охотничьего промысла.

Ребёнок (Ева Б.) : Мордовия – часть нашей славной России!

Прекрасная Родина светлой мечты.

Не сыщешь нигде в мире края красивей

Об этом всегда помню я, помни ты.

Практическая деятельность.

1. Детям выдаются оранжевые листы бумаги, клей, карандаши или фломастеры.

Слайд 5 — схема оригами «лиса»

Задание: сложить способом оригами символ Мордовии лису.

Звучит тихая музыка.

Воспитатель: молодцы, выполнили, спасибо. Вастомазонок! Уледа шумбрат! (До встречи. Будьте здоровы).

Станция «РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН»

Слайд 6- Казань

Воспитатель: следующая станция- республика Татарстан. (Под татарскую национальную музыку дети переходят к стойке Татарстан) Исянмесез, дуслар! (Здравствуйте, друзья) - так здороваются татары. Татарстан – это республика, поэтому у неё есть свой флаг, гимн и герб. Столица Татарстана – город Казань.

Слайд 7- флаг, герб Татарстана.

Флаг представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трех полос зелёного широкого, белого узкого и красного широкого цветов.

Зелёный цвет означает цвет весны, возрождения. Белый – цвет чистоты; Красный – это жизнь, сила.

На гербе изображен барс на фоне красного солнца. Барс считается покровителем республики Татарстан и её народа. Красное солнце обозначает успех, счастье, жизнь. Щит – это защищенность. Цветок астры символизирует долголетие.

Практическая деятельность.

(Звучит татарская народная мелодия)

1. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки детей в национальном татарском костюме.

Слайд 8 — национальный костюм татарский

Воспитатель: ребята, обратите внимание на то, как необычно одеты дети. Вот костюм для девочек. Посмотрите, платье носили с оборками. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзул. На голове женщины носили калфак. Мальчики носили рубаху, штаны, а сверху надевали халат или так же камзул. А на голове носили тюбетейку, которая украшалась вышитым орнаментом.

Игра «Тюбетейка» (все дети играют)

А теперь я предлагаю вам поиграть в татарскую национальную игру «Тюбетейка»

Правило игры: дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребёнка. Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка, тот выполняет задание.

Слайд 9 - тюбетейки

Звучит быстрая татарская мелодия для игры.

Воспитатель: Исян булыгыз! (будьте здоровы)

Станция «ЧУВАШСКИЙ КРАЙ»

Воспитатель: Аван! (Здравствуйте) Республика Чувашия. Столица – город Чебоксары.

Слайд 10 — Чебоксары

Слайд 11-флаг, герб Чувашии

Так же есть флаг, гимн, герб. Флаг представляет собой прямоугольное полотнище пересеченное на жёлтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящимися в центре флага пурпуровым древне- чувашскими эмблемами. Государственный герб Чувашской Республики представляет собой геральдический щит, на котором мы видим «Дерево жизни» – знак долгого исторического пути пройденного чувашским народом. Светло-желтый цвет Солнца, дарующего жизнь всему на земле.

Над геральдическим щитом находятся три 8 - угольные звезды.

8-угольная звезда – один из наиболее распространенных элементов чувашской вышивки, выражающих красоту и совершенство.

Стилизованный хмель - образ традиционного богатства чувашского народа - «зеленого золота».

Ребё нок: Чувашия - как многолика ты

Трудолюбива, искренна, красива

И все твои прекрасные черты

Народ твой отразил в поэзии правдиво!

Слайд 12 - чувашский национальный костюм и женская повязка на голову

Воспитатель: обратите внимание на чувашский национальный костюм. Свою голову женщины украшаю расшитой бисером и монетами повязкой с узорами. Называется это украшение - "маасмак". Чаще встречается в виде красной ленты с мелким геометрическим узором.

Практическая деятельность.

(Девочки изготавливают «маасмак» в технике аппликация. Мальчики украшают тюбетейки узорами в технике декоративное рисование.)

Воспитатель показывает образцы работ (украшенная тюбетейка и повязку на голову из полоски картона.

Слайд 13 — образцы тюбетейки и «Маасмак»

1. Изготовление повязки «маасмак». На столах у девочек полоска бумаги красного цвета, треугольники, клей. Дети выполняют аппликацию, затем склеивают края в кольцо и надевают на голову.

Воспитатель: мальчики, а вы запомнили, как называется головной убор у мальчиков в Татарстане? (Мальчикам раздаются шаблоны тюбетеек разных цветов, фломастеры или карандаши)

Воспитатель: я хочу вам предложить украсить свои тюбетейки, выбирайте цветной шаблон, подходите и украсьте их красивыми узорами.

(Дети рисуют узор на тюбетейках)

Звучит тихая чувашская мелодия.

Воспитатель: Сыво пулор! (До свидания)

Корреспондент 1: мы приехали в республику Башкортостан. Вы, ребята, расскажите нам, пожалуйста, о своей малой Родине.

Слайд 14 -природа Башкортостана

Станция «РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН»

Звучит тихая башкирская мелодия.

Ребёнок (Тимофей М.) : Башкортостан – страна услад,

Бесценный клад, нетленный сад,

Где лев – по имени башкир –

Родился и увидел мир!

Башкортостан – страна трудов,

Страна цветов, страна плодов,

Где лев по имени башкир –

Родился и увидел мир!

Воспитатель: Хаумыхыгыз, дустар!

Ребёнок 1 (Амина) : Наш край очень богат и красив. Здесь можно увидеть горы, леса, озера и реки. Но главное богатство - это люди разных национальностей, которые проживают на территории нашей республики. Столица Башкортостана-город Уфа.

Слайд 15 -Уфа

У башкир древняя и богатая история. Народ создал богатую культуру, сохранил свой язык и традиции.

Слайд 16 — флаг, герб Башкортостана

Ребёнок 2 (Радмир) : в нашей республике также есть свои государственные символы: гимн, флаг и герб.

Три цвета носит флаг республики моей,

Цвет синий - это ясность и чистота.

Цвет белый – миролюбие, открытость.

Зеленый-это цвет свободы, вечной жизни.

Цветок курая –символ дружбы.

Воспитатель: герб Республики Башкортостан представляет собой изображение памятника. Кому посвящён памятник?

Дети: национальному герою Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая.

Воспитатель: что символизирует цветок курая?

Дети: символ мужества и единства народов.

Воспитатель: и лента, окрашенная в цвета государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю: «Баш ортостан».

Слайд 17 - природа Башкортостана

Практическая деятельность:

Воспитатель: предлагаю всем детям и нашим гостям – корреспондентам поиграть в игру.

Звучит тихая башкирская мелодия для игры.

1. Игра «Собери флаг, герб»

Воспитатель: ребята, вы запомнили, как выглядит герб и флаг? Соберите из частей целое: флаг (1 команда); герб (вторая команда).

Воспитатель: молодцы, справились.

Воспитатель: отгадайте по описанию. Жилище легко собирается и разбирается, строится из деревянных решёток и жердей, покрытые тёплым войлоком или кошмой из бараньей шерсти и шкурами животных. Не имеет углов и окон.

Слайд 18 - юрта

Дети: юрта.

Воспитатель: предлагаю поиграть в игру, которая так и называется.

2. Подвижная игра «Юрта»(играют все дети)

III. Заключительная часть. Рефлексия.

После прохождения всех станций дети садятся на свои места.

Воспитатель: у вас у каждого есть смайлики. Если вам понравилось путешествие и вы узнали что-то новое - поднимите смайлик весёлый, если нет - грустный.

- Расскажите, что вам было интересно.

Корреспондент 2: очень интересное путешествие у нас получилось. Много нового мы узнали, хороший репортаж получится у нас. Спасибо.

Слайд 19 — молодцы!

Воспитатель: ребята будьте добрыми, терпеливыми, уважайте друг друга, дружите, любите людей и свою Родину.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Фестиваль дружбы народов» в старшей группе по приобщению детей к культуре семейских Забайкалья «Русь православная»«Фестиваль дружбы народов» в старшей группе по приобщению детей к культуре семейских Забайкалья «Русь православная» Цель: - познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством семейского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. Задачи: • продолжать.

Фотоотчёт о тематической неделе «Народная культура и традиции народов России» в подготовительной группеФотоотчёт о тематической неделе «Народная культура и традиции народов России» в подготовительной группе Воспитание любви к Родине является одним из основных принципов современной педагогики. Родина впервые предстает перед ребенком в образах,.

Конспект литературного занятия «Путешествие по сказкам народов России» с творческим занятием «Сказочное дерево»Конспект литературного занятия «Путешествие по сказкам народов России» с творческим занятием «Сказочное дерево» .

Конспект музыкального занятия для подготовительной группы с использованием ИКТ «Танцы народов России»Конспект музыкального занятия для подготовительной группы с использованием ИКТ «Танцы народов России» Конспект музыкального занятия для подготовительной группы с использованием ИКТ «Танцы народов России» Цель: Воспитание любви и уважения.

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Путешествие по России» Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Путешествие по России» Цель: Развивать у детей чувство патриотизма.

Конспект занятия с дошкольниками «Богатство народов России»Конспект занятия с дошкольниками «Богатство народов России» Цель: дать представление детям о богатстве народов России как о совокупности национальных блюд, костюмов, устного народного творчества.

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группеКонспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группе Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в подготовительной группе на тему: «Нижегородский кремль». г. Нижний.

Конспект занятия — путешествия для детей старшего дошкольного возраста «Игры народов России» Конспект занятия – путешествия для детей старшего дошкольного возраста «Игры народов России» Музыкальный руководитель: Собрались все дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по приобщению дошкольников к культурному наследию народов России в подготовительной группе
Опубликовано: 25 апреля 2024 в 06:47
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по приобщению дошкольников к культурному наследию народов России в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Гюзелия Сурина (УИ 1146215) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД