Марина Дергунова
Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему «День славянской письменности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели, задачи:
- познакомить детей с праздником славянской письменности и культуры;
- дать первоначальное представление о происхождении славянской письменности, о её создании Кириллом и Мефодием, о культурном единении России;
- формировать познавательную активность детей, эмоциональную отзывчивость детей;
- воспитывать любовь к Родине, уважение к культурным традициям, бережное отношение к книге;
- обогатить активный словарь дошкольников.
Публикация «Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему „День славянской письменности“» размещена в разделах
- День славянской письменности (Кирилл и Мефодий), 24 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Словарная работа:
кириллица, аз, буки, веди, глаголь, библиотека, Кирилл, Мефодий, славяне, славянский язык, Псалтырь, Библия,
Предварительная работа:
- беседа о предстоящем празднике чтение сказок, чтение пословиц, игры.
Материал:
1. Репродукции с изображением Кирилла и Мефодия.
2. Славянская азбука.
3. Буквы кириллицы «А», «Б», «В», «Г», «Д», «Л», «С».
4. Дерево с листочками, на листочках буквы для составления слов: «мама», «папа», «добро», «друг», «Родина».
5. Репродукция Библии или детская Библия.
6. Книги для выставки.
7. Сундучок.
8. Тарелка. Яблоко.
9. Бочонок с мёдом.
10. Конфеты с пожеланиями.
Ход.
Дети под русскую народную музыку входят в зал и садятся на стулья.
Восп-ль. – Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня на нашем празднике мы узнаем кто создал письменность для славян, чтобы мы могли читать сказки, интересные рассказы, стихи; посетим удивительную страну книг.
В далёкой стране Византии жили два брата, добрые, послушные, которые очень любили учиться и звали их Кирилл и Мефодий.
Воспитатель обращает внимание на репродукцию с изображением братьев.
Когда они выросли много профессий перепробовали, но в конце концов они стали учителями. И учили они людей не простым наукам, а как жить на белом свете и творить добро. Они были христианами, знали много разных языков, ходили по свету и рассказывали людям на их языках о слове Божьем, знакомили с Библией, Псалтырью. Люди, видя их усердие, попросили Кирилла и Мефодия придумать способ как записывать слова с помощью букв для славян, у которых не было ни одной книги.
«Буквы должны быть красивыми и простыми, чтобы рука писала легко, без задержки, словно пела», - сразу решили братья.
Много трудились Кирилл и Мефодий и наконец придумали славянскую азбуку. И с тех пор все люди на Руси могли читать книги. До сих пор весь славянский народ благодарен святым равноапостольным Кириллу и Мефодию – учителям славенским за их труд.
С давних пор все славяне : Болгары, Украинцы, Белорусы, Россияне, чествуют Кирилла и Мефодия 24 мая. И сегодня мы с вами в канун замечательного праздника славянской письменности вспоминаем Кирилла и Мефодия.
Вот так воссиял свет разума над государством Русским.
Ребята, а как же выглядит эта азбука? Давайте посмотрим.
Показ азбуки.
- Вот она какая красивая. Азбука славянская зовётся кириллица, по имени святого, создавшего азбуку – кириллица – Кирилл.
А вам знакомы эти буквы? В славянской азбуке каждая буква имеет название, у которого есть своё значение.
Показ букв кирилицы.
- Посмотрите, что это за буква. Да, мы знаем её как «А». А в кириллице она звучит «Аз».
Что это за буква? («Б»). Звучит она вот так «Буки».
Это? («В»). Это буква «Веди».
«А», «Б», «В».
- АзБукиВеди. Что это я такое произнесла? Какое слово получилось? Азбука. По первым двум буквам славянского алфавита можно составить слово «азбука».
Слово «Аз» по-славянски означает «Я». «Я» стоит в начале азбуки славянской, сейчас она последняя в алфавите, а раньше была первая.
«Буки» означает буква. «Веди» от глагола «ведать», что значит «знать».
Повторяя названия первых букв славянской азбуки, человек как бы говорил: «Я знаю буквы».
Это что за буква? («Г»). Эта буква называется «глаголь», от слова «глаголить», что значит говорить.
А это какая буква? («Д»). Эта буква звучит так «добро».
Эта буква в нашем алфавите как звучит? («Л»). А в славянской азбуке она звучит так «люди».
Что это за буква? («С»). Звучит она как «слово».
Вы видите что одной буквой славянской азбуки можно сказать целое слово, и вся кириллица это добрые буквы, добрые слова, т. к. созданы они были Кириллом и Мефодием с добром, светом, верой.
Послушайте, что сказал о славянском языке Виктор Афанасьев.
Он самый молитвенный в мире,
Он волею божьей возник,
Язык нашей дивной псалтыри
И святоотеческих книг.
Он царское украшенье
Церковного богослуженья,
Живой благодатный родник,
Господнее нам утешенье –
Церковославянский язык.
Сейчас на этом языке не говорят люди, но в храмах на богослужениях можно его услышать.
Какое у нас тут дерево красивое стоит, как оно называется? Да, наша прекрасная берёза. Друзья мои, да у неё на листочка буквы. А давайте мы из этих букв составим добрые слова. «Берёзка, берёзка наклонись, наклонись. К светлому, доброму потянись, потянись». Снимаем вот с этой веточки листочки. (Буквы «м», «м», «а», «а».) Какое слово мы составим из этих букв? Конечно, «мама».
Затем дети составляют слова «папа», «добро», «друг», «Родина».
- Вот какие замечательные добрые слова вы составили. Теперь споём песню о России.
-Как вы думаете, какая самая первая книга на земле? Самая первая книга – это Библия. В Библии рассказывается об истории людей живших на земле и о правилах их жизни.
Если слово книга перевести на латинский язык, то получится слово Библио. А какие похожие слова вы знаете? (Библиотека). Библиотека, что в переводе: Библио – это книга, Тека – течёт, текут книги, течёт много книг. Скоро вы пойдёте в школу, там обязательно посетите библиотеку и увидите сколько в ней много книг.
Библия первая книга, которую Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык, чтобы славяне могли постоянно читать.
Чему нас учат книги?
Доброте, терпению, взаимопомощи, послушанию. Часто слышм слова доброта, добрый поступок, добрый человек, а какого человека мы называем добрым? Добрый человек это такой человек, который помогает другим: товарищам, родным, младшим, он делится игрушками, сладостями, выручает тех кто попал в беду.
А давайте вспомним пословицы о добрых делах:
- доброе дело два века живёт,
- добро не лихо бродит тихо,
- доброму везде добро,
- добро творить себя веселить,
- добро того учит, кто слушает,
- доброе начало половина дела,
- за добро всегда добром воздаётся.
О чё м мы сейчас поговорим отгадайте:
Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями,
В строчках на листочках,
Где станции на точках. (книга)
Обратить внимание детей на книги на выставке
- Конечно, это любимые книги. Посмотрите сколько их много разных, интересных. Благодаря Кириллу и Мефодию мы с вами можем читать книги. Благодаря книгам мы много узнаём. Знания делают людей разумными, мудрыми. Благодаря знаниям можно научиться читать, считать, писать. Послушайте, что сказал один поэт:
Я к вам обращаюсь, товарищи дети,
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
Мы много читаем книг: рассказов, стихов. Но с самого раннего детства мы все любим сказки.
Ваня, почитай нам стихотворение, которое ты знаешь.
В мире много сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
Какие вы сказки знаете? Да, и вправду много. Сейчас мы сыграем в игру «Наоборот» и посмотрим, так ли вы хорошо знаете сказки как говорите. Слушайте внимательно и отгадайте, что не так я в сказке скажу?
1. «Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка была ледяная, а у зайца лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:
- У меня избушка светлая, а у тебя тёмная!»
Правильно (Да).
2. «Бежит мимо лиса и спрашивает:
- Чей домок-теремок, кто в тереме живёт?
- Я, Муха-горюха.
-Я, Комор-пискун.
- Я, Мышка-погрызуха.
- Я, Лягушка-квакушка».
Правильно?
3. «Побежала Маша дальше. Видит, стоит груша, вся спелыми грушами усыпана, ветки до сомой земли склонялись. Маша к ней:
- Груша, груша, куда гуси-лебеди полетели?»
4. «Я, колобок, колобок,
Я по коробу скребён,
По сусекам метён,
На сметане мешён,
Да на масле пряжён,
На окошке стужён.
Я от внучки ушёл
И от жучки ушёл.»
5. «Жили-были в избушке кот, петух, да Колобок. Кот с петухом на охоту ходили, а Колобок домовничал. Обед варил, стол накрывал».
Молодцы хорошо сказки знаете.
Раздаётся стук и рычанье.
- Кто это в домике живёт?
Из домика выходит медведь.
Миша. Слышу шум и детский смех,
Вмиг один поймаю всех.
-Ребята, это же мишка. Миша, ты не шуми, а лучше расскажи из какой ты сказки к нам пришёл.
Миша. А вы сами отгадайте сказку.
Сидит в корзине девочка
У Мишки за спиной,
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой. (Маша и медведь»).
Миша. Угадали, молодцы. А какие вы ещё сказки знаете, где встречается медведь?
-Миша, а мы про тебя ещё и стихотворение знаем. Ребята давайте все вместе расскажем:
Мишка косолапый по лесу идёт,
Шишки собирает, песенки поёт.
Вот упала шишка прямо мишке в лоб,
Мишка рассердился и ногою топ.
Миша. Да, больно мне тогда было. Но не будем вспоминать грустную историю. Давайте лучше все вместе поиграем в игу «У медведя во бору».
- Пора Мише в лес возвращаться. Но не можем мы тебя так отпустить без гостинца. Вот тебе Миша, бочонок мёда вкусного и свежего. Ешь на здоровье и вспоминай на с ребятами добрым словам.
Миша. Спасибо большое, досвиданья.
Обратить внимание на сундучок.
-Что это у нас тут такое красивое большое? Конечно, сундучок. Давайте посмотрим что там лежит.
Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок.
Воспитатель достаёт тарелку и яблоко.
- Посмотрите, волшебное яблочко на тарелочке.
Катись, катись яблочко.
Катись по тарелочке.
Покажи нам добрую сказку.
- Что я здесь увидела! Сказку. Отгадайте загадку, что за сказку я увидела на тарелочке.
1. Отворили дверь козлята
И исчезли все куда-то. (Волк и семеро козлят).
- Молодцы, отгадали загадку.
Катись, катись яблочко,
Катись по тарелочке.
Покажи нам добрую сказку.
2. Ах ты, Петя-петушок
Сплоховал немножко.
Не послушался кота
Выглянул в окошко. (Кот, петух и лиса).
Катись, катись яблочко.
Катись по тарелочке.
Покажи нам добрую сказку.
3. Нет ни речки ни пруда
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В яме от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка).
Много сказок вы знаете, молодцы, и эту отгадали.
Катись, катись яблочко.
Катись по тарелочке.
Покажи нам добрую сказку.
4. Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герой этой сказки. (Три медведя).
Катись, катись яблочко.
Катись по тарелочке.
Покажи нам добрую сказку.
5. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна
Ей на солнце тяжко –
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка).
Какие вы молодцы, отгадали все сказки. Сказки учат людей помогать в беде, заботиться о маленьких и стареньких, ласково обращаться друг к другу, говорить добрые слова.
А сейчас, ребята давайте поиграем в игу «Ручеёк», но когда будем выбирать себе пару будем говорить доброе слово или называть ласково по имени, вы скажите то, что подскажет вам сердце в эту минуту.
Игра «Ручеёк». Затем дети садятся на свои места.
- Друзья мои, к этому празднику в нашем сундучке приготовлено угощенье для вас и наших гостей, но угощенье не простое, а с добрым пожеланьем.
Воспитатель угощает детей, а дети гостей.
- Ребята, подходит к концу наш праздник, посвящённый дню славянской письменность, которую создали Кирилл и Мефодий. Спустя много лет, она существует по сей день, т. к. была создана с добротой и верой, благодаря которой мы читаем сказки, рассказы, стихи.
Дети уходят в группу.