Лучший педагог года

Открытое занятие в подготовительной группе «Зимние посиделки»

Ирина Краснопёрова
Открытое занятие в подготовительной группе «Зимние посиделки»

Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе народного фольклора. Воспитание патриотизма.

Задачи: Воспитание любви к родному краю, знакомство детей с характерными особенностями фольклора. Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край. Развитие творческих способностей детей на основе разных жанров фольклора. Закрепление ранее изученных народных игр.

Музыкальные номера:

1. Пляска «Валенки»

2. Хоровод «Как на тоненький ледок»

3. Хоровод «Русская зима»

Подвижные игры:

Публикация «Открытое занятие в подготовительной группе „Зимние посиделки“» размещена в разделах

«Русский плетень», «Дед Мороз», «Платок», «Липкие пеньки», «Пирожок», «Водяной».

Словесные игры:

«Бой скороговорок»

Оборудование и материал: свеча, рукоделие, валенки, 4 платка, 4 стула, большой обруч, поднос, рушник, каравай, картинки для театр-валенок, сюрпризы для детей.

Ход занятия

В зале темно, Хозяйка зажигает свечу, готовится к встрече гостей (раскладывает рукоделие, поправляет свой костюм). Зажигается свет, входят дети.

Воспитатель: Тук – тук, тук – тук!

Из ворот слышен стук.

Двери отворяйте,

В дом гостей впускайте!

Веселых ребятишек –

Девчонок и мальчишек!

Хозяйка: Давно вас жду – поджидаю, посиделок без вас не начинаю. Припасла для вас дел на всякий вкус: кому вязание, кому вышивание, кому сказку, кому правду, кому песни, да пляски.

На завалинках, в светелке иль на бревнышках каких,

Собирали посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели и водили хоровод,

Да играли на Руси! Ах, как игры хороши.

Словом эти посиделки были праздником души!

Воспитатель: Эй, ребята, выходите, дружно пляску заводите,

Ведь наш русский народ ловко пляшет и поет.

Пляска «Валенки»

Хозяйка: Мужики здесь – мастера, ловко правят все дела,

Да и девушки под стать, им не станут уступать.

(Мальчики выстраиваются у одной стены, девочки у другой).

Игра «Русский плетень».

(Музыкальный руководитель играет любую русскую народную мелодию, наигрыш – дети, выстроив плетень идут навстречу друг другу и кланяются, затем идут обратно. Танцевальная мелодия – дети отпускают руки и танцуют. Тишина – должны выстроить свои плетни).

Хозяйка: Дальше бой скороговорок разрешите нам начать,

Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

Воспитатель: Ну, что ж, говори свою скороговорку. Нам её повторить, что комара словить.

Хозяйка: Валя на проталинке

Промочила валенки.

Валенки у Валеньки

Сохнут на завалинке.

(Дети повторяют).

Игра: «Бой скороговорок»

1. На дворе трава, на траве дрова

Не руби дрова на траве двора.

2. У четырех черепашек четыре черепашонка.

3. Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

4. Тощий немощный Кощей

Тащит ящик овощей.

5. Говорил попугай попугаю:

Я тебя, попугай, попугаю.

Отвечает ему попугай:

Попугай, попугай, попугай!

6. От топота копыт, пыль по полю летит.

7. Купила бабуся бусы Марусе.

8. Проворонила ворона вороненка.

Хозяйка: Блестят коньки,

Блестит каток,

Пушистый снег искрится.

Надень коньки

Свои, дружок,

Попробуй прокатиться.

Воспитатель: Пускай тебя

Щиплет мороз –

Смотри – не испугайся,

Пусть заморозит он до слез –

Ему не поддавайся.

Русская народная игра «Дед Мороз»

Правила: по считалке выбирают «Деда Мороза»,

Раз, два, три, четыре, пять –

В зимний лес идём гулять :

Заяц, волк, лиса не спят,

А медведи – все храпят:

Ёжик в норочке сопит

И барсук всю зиму спит…

Кто зимой впадает в сон –

Из игры выходит вон!

«Дед Мороз» встает в центр круга, нарисованного на полу. Дети идут по кругу и приговаривают:

Дед Мороз, Дед Мороз

Через дуб перерос,

Приносил подарков воз.

Морозы трескучие,

Снега сыпучие,

Ветер вьюжит,

Метели кружат.

Дети разбегаются, «Мороз» ловит (до кого дотронулся, тот «замороженный», сидит неподвижно в круге).

Хозяйка: А знаете ли вы, ребята, пословицы о зиме?

Пословицы:

-Январь – году начало, зиме середина.

-Новый год к весне поворот.

-Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.

-Зима спросит, что летом припасено.

-Лето собирает, зима подъедает.

-Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый.

-Декабрь – году конец, зиме начало.

Хозяйка: Ох, и славно вы говорите,

А как играть умеете, покажите.

Воспитатель: Вот какой платок у меня:

Разноцветный, расписной, необычный, непростой.

Предлагаю вам, друзья, поиграть с платочком я!

Проводится народная игра «Платок».

Правила: дети делятся на четыре подгруппы, каждая образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стул, на нем платок с узором. Все четыре круга идут и напевают:

Мы веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

Под музыку идут в один общий круг, заводят хоровод. Музыка закончилась – бегут к своим стульям, берут платок, натягивают, получаются юрты. Выигрывает та команда, которая первой построит дом.

После игры звучит тихая музыка.

Хозяйка: Вижу я издалека:

Едет Ваня к нам сюда,

Едет прямо в хоровод.

Расступись, честной народ!

Хоровод «Как на тоненький ледок».

Ваня (ребенок) вместе с детьми водит хоровод, постоянно падает.

1. Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок!

Припев: Ах, зима, ты зима,

Белоснежная пришла!

2. Выпал беленький снежок

Ехал Ванечка-дружок.

3. Ехал Ваня, поспешал,

Со добра коня упал.

4. Две подружки увидали,

Прямо к Ване подбежали.

5. Две подружки увидали,

Путь дорогу показали.

6. Как поедешь ты, Иван,

Не зевай по сторонам!

Хозяйка: Ой, Ванюша, ты не ушибся?

Ваня: Нет, я падал понарошку,

Рассмешить хотел немножко.

Физминутка: С неба падают снежинки, (показываем)

Как на сказочной картинке. (разводим руки)

Будем их ловить руками

(Дети над головой поднимают руки и делают хватательные движения)

А потом покажем маме. (вытягиваем ладошки вверх)

А вокруг лежат сугробы, (руки вверх)

Снегом замело дороги. (руками водим внизу)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются).

Хозяйка: И стоит на опушке леса

Сухой постаревший пенек.

Одинокий садится путник

На него отдохнуть часок.

Воспитатель: Давайте мы с вами сыграем в игру «Липкие пеньки».

Проводится игра «Липкие пеньки».

Правила: считалкой выбираются 3-4 ребенка, они становятся «липкими пеньками», эти дети садятся на пол, они не должны сходить с места, ловят – салят только при помощи рук. Те, кого они осалили, так же садятся рядом со своим «пеньком» и пытаются осалить других).

Белки зайцев угощали,

Им морковку подавали,

Все орешки сами съели,

А тебе водить велели.

Хозяйка: А не хотите ли гости дорогие сейчас послушать докучные сказки?

А не знаете таких?

Так слушайте:

Жил-был царь

У царя был двор

На дворе был кол

На колу мочало

Не сказать ли сначала? (повторяет).

Воспитатель: Нет, детей черед пришел.

Театр валенок: докучные сказки:

1. Жили-были два братца

Кулик да журавль

Накосили они стожок сенца

Поставили среди польца

А не сказать ли с конца?

2. Протекает речка,

Через речку мост,

На мосту овечка,

У овечки хвост,

На хвосте мочало,

Рассказать сначала?

3. Жил-был царь Ватута и вся сказка тута.

4. Жил царь в домишке пряничном,

Изюмом разукрашенный,

Дом блестит при свете месяца,

Дверь из леденца,

Не сказать ли с конца?

Хозяйка: Уж хватит говорить, не пора ли нам всем перекусить?

Проводится русская народная игра «Пирожок».

Правила: играющие выбирают покупателя.

За стеклянными дверями

Стоит Вовка с пирогами,

-Здравствуй, Вовочка-дружок!

Сколько стоит пирожок?

-Пироги не продаются!

Они детям так даются!

А остальные становятся в ряд, держась один за другого. Передний называется булочником, прочие составляют печь, а последний объявляется пирожком.

Покупатель подходит к булочнику и спрашивает:

- Где мой пирожок?

Булочник отвечает:

- За печкой лежит!

Покупатель бежит туда с правой стороны, а пирожок, крича:

«Я бегу, бегу», - торопится стать перед булочником.

Если ему это удается, он делается булочником, задний – пирожком, а покупатель снова должен покупать.

Но если покупатель поймает пирожок, то он (покупатель) делается булочником, а пирожок – покупателем.

Хозяйка: Речка чудная течет,

С темною водою.

Водяной в реке живет,

Важен он собою.

Он зеленый, добродушный,

Любит петь он под луной.

Хор набрал он из лягушек,

И концерт дает весной.

-В какую игру мы с вами сейчас поигрем? Правильно – русская игра – «Водяной».

Проводится русская игра «Водяной»

Правила: считалкой выбирается один ребенок.

Тики, тики, тики, таки

Ходят в нашей речке раки

Ходят задом наперед

Ищут раки в речке брод

Стали раки воду пить

Выходи! Тебе водить!

Он становится в центр круга, ему завязывают глаза. Дети идут по кругу, произносят слова:

Водяной, водяной, что сидишь ты под водой?

Ну-ка выходи, с нами посиди.

Дети останавливаются, «водяной» встает и идет вперед, наткнувшись на ребенка, он на ощупь пытается отгадать, кто перед ним.

Хозяйка: Стой, мой милый хоровод, стой не расходись.

Посмотрите, какой мы хоровод заводить умеем.

Хоровод «Русская зима».

1. Мягкий беленький снежок тает на ладошке, (идут по кругу)

До чего же хорошо в новеньких сапожках.

Пробежаться с ветерком и в сугроб свалиться

И в пушистый снежный ком взять и превратиться. (легкий бег)

Пр: Зимушка, зимушка, ах как хороша! («тарелочка»,

Радуйся, радуйся, русская душа! (3 притопа)

(поворот)

Проигрыш. («пружинка»)

2. Снег как добрый чародей бродит в переулке. («ковырялочка»)

Эй, ребята, поскорей выйдем на прогулку.

Я спешу быстрее всех в шубку нарядиться («грозилка»)

Прячу нос в пушистый мех, чем я не лисица? (2 р.) (трут нос, удивляются)

3. Спят деревья крепким сном под напев метелей, («спят»)

А на горке ледяной целый день веселье, (идут в центр круга)

Рассыпая звонкий смех едут вниз ребята, (идут назад)

И бегут опять наверх словно медвежата. (2р.) (легкий бег на месте)

Хозяйка: На завалинке сегодня

Отдохнули вместе мы,

Вспомнив песни, игры, шутки

Нашей старины.

Воспитатель: Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь,

Мы прощаемся с гостями,

Говорим: до новых встреч!

Хозяйка: А гостей мы провожаем

Круглым пышным караваем

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником

Воспитатель: Каравай мы всем подносим,

Поклонясь, отведать просим.

Детям и гостям подносится каравай.

Дети возвращаются в группу.

Публикации по теме:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Данная практическая деятельность - «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам.

Интегрированное занятие в средней группе. Тема: «Книга «Русские народные потешки» в подарок малышам». Тема: «Книга «Русские народные потешки» в подарок малышам». Программные задачи. Развивать интерес детей к творчеству художника Ю. Васнецова;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие в подготовительной группе «Зимние посиделки»
Опубликовано: 12 декабря 2014 в 11:34
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД