Конспект открытого занятия в подготовительной речевой группе «Прогулка по осеннему лесу»

Любовь Георгиевна Гильгова
Конспект открытого занятия в подготовительной речевой группе «Прогулка по осеннему лесу»

Конспект открытого занятия

в подготовительной речевой группе № 7

ГБДОУ д/с № 66 Калининского района

Санкт-Петербурга

на тему: «Прогулка по осеннему лесу»

(повторение примет поздней осени)

Учитель – логопед:

Гильгова Любовь Георгиевна

Программное содержание:

Цель: Роль пальцевой моторики в формировании фонетической стороны речи у детей с ОНР, дифференциация звуков Л, Л, в речи.

Задачи:

Учебные задачи:

- продолжать работу над звукопроизношением дифференциации звуков Л, Л, в речи (в словах, предложении);

- продолжать работу над общими речевыми навыками:

над плавным и длительным выдохом;

- продолжать работу над просодической стороной речи: (темпом, ритмом, интонационной выразительностью речи);

- развитие слухового и фонематического восприятия;

- выполнение звуко - буквенному анализа слова (ЛИПА);

- совершенствовать навык слогового анализа слов;

- закрепление согласования прилагательных с существительными;

- закрепление употребление глаголов с существительными;

- закрепление согласования существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

- развитие связной речи (умение самостоятельно строить предложение);

- развитие пальцевой моторики:

а) упражнение на развитие подвижности, силы и гибкости пальцев с речевым сопровождением;

б) игры с пальчиками, сопровождающиеся связным текстом;

в) показ букв на пальчиках.

Психолого- педагогические задачи:

- развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления;

- формирование эмоционально - волевых качеств (терпение, уступчивость);

- воспитание у детей умения слушать и слышать взрослого;

- воспитание доброго отношения друг к другу, создавая на занятии комфортную, доброжелательную атмосферу, побуждать детей к речевой активности и желанию участвовать в путешествии.

Оборудование: буквы, знаки (красных, синих, зелёных цветов, листочки деревьев разных цветов, легкие листочки деревьев разных цветов, мяч, таблица для рассказа.

1. Орг. момент:

Дети по извилистой тропинке идут в лес.

Представьте себе, что мы с вами пришли в лес. Давайте вспомним, какое сейчас время года?

(осень)

Какая осень бывает?

(золотая, дождливая, холодная, ранняя, поздняя, красивая, мрачная)

Какая сейчас осень ранняя или поздняя?

(поздняя)

2. Ход занятия:

Какой лес поздней осенью?

(холодный, осенний, голый, ноябрьский, неуютный, мрачный, грустный, хмурый, тёмный)

Почему лес стал таким неуютным, холодным? Какая погода осенью?

(дождливая, ветряная, холодная, пасмурная)

3. Посмотрите, вокруг много разных деревьев. Пусть каждый из вас будет деревом. Какое ты дерево?

Рука согнута в локте, пальцы раздвинуты (дерево).

Назови ласково своё дерево?

Берёза – берёзонька, берёзка

Дуб – дубик, дубочек

Осина – осинка, осинушка

Клён – кленочек, клёнушка

Рябина – рябинка, рябинушка

Липа – липка, липушка.

4. Игра: «Поймай и раздели».

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов. Деление на слоги слов – названий деревьев.

Ход игры. Дети встают в круг, логопед бросает мяч одному из детей, произнося название дерева. Ребёнок ловит мяч и, бросая его логопеду, произносит это же слово по слогам и называет количество слогов в слове.

Слова: бе-рё-за; дуб, о-си-на, клён, ря-би-на, ли-па.

Стр. 9 Михеева И. А. Взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда.

5. Какие мы слышим звуки в слове ЛИПА?

Звуко-буквенный анализ слова (ЛИПА)

Какие звуки слышишь, назови? (Л, И, П, А)

Обозначь звуки знаками, назови их.

(Нажимаем подушечками пальцев на знаки, называем звук)

Сколько всего звуков?

(4 звука)

Характеристика звуков.

(Загибаем по одному пальчику)

Назови первый звук?

(звук Л, - согласный, звонкий, мягкий0

Назови последний звук?

(звук А – гласный)

Назови какой звук слышишь после звука Л?

(звук И – гласный, ударный)

Назови третий звук?

(звук П – согласный, глухой, твёрдый)

Выложи из букв слово ЛИПА.

Назови буквы?

(Л, И, П, А)

(Показываем буквы на пальчиках)

Сколько всего букв?

(4 буквы)

6. Упражнение на развитие подвижности, силы гибкости пальцев.

Сцепим мы два кулачка,

Словно крепких два крючка.

А потом мы ждать не станем –

Посильнее их потянем.

(Дети сцепляют пальцы «в замок»: правый и левый кулачки чуть – чуть раскрываются и «вкладывают» друг в друга. Пальцы сжимают. Затем тянут руки в разные стороны. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки).

7. Упражнение: «Осенние листочки».

(Развитие длительного плавного выдоха)

Логопед предлагает детям встать около стульчиков.

Встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте её от лица. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.

Упражнение выполняется три – четыре раза по команде логопеда. Логопед следит за тем, чтобы дети не надували щёки и не поднимали плечи.

Стр. 14. Н. В. Нищева

Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.

8. Листьев на деревьях уже очень мало, от сильного ветра листочки на деревьях опадают.

А что ещё делают листочки?

(шуршат, кружатся, летят, меняют свою окраску, становятся разноцветными, вянут, сохнут, осыпаются, шелестят).

9. Листочки от разных деревьев лежат на земле.

Дети поднимают по одному листочку.

Вам нужно вспомнить какой это листок, и с какого дерева упал каждый из них?

Например:

Этот красный лист упал с ивы. Он ивовый.

Этот зелёный лист упал с липы. Он липовый.

Этот зелёный лист упал с осины. Он осиновый.

Этот красный лист упал с клёна. Он кленовый.

Этот жёлтый лист упал с берёзы. Он берёзовый.

Этот оранжевый лист упал с рябины. Он рябиновый.

Этот коричневый лист упал с дуба. Он дубовый.

10. Пальчиковая гимнастика.

«Осень»

Ветер по лесу летал, (плавные волнообразные

Ветер листики считал: движения ладонями)

Вот дубовый, (загибают по одному

Вот кленовый, пальчику на обеих руках)

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки - золотой,

Вот последний лист с осинки (спокойно укладывают

Ветер бросил на тропинку. ладони на стол)

Стр. 245 Н. В. Нищева

Система коррекционной работы.

11. А что ещё происходит поздней осенью?

Давайте вспомним приметы поздней осени.

(примерный рассказ по таблице)

«Осень»

Наступила поздняя осень.

Становиться всё холоднее и холоднее.

Осенью солнышко бледное, оно не греет, появляется редко.

Небо серое, а тучи тёмные.

Часто идут дожди.

Листочки с деревьев опадают.

Деревья стоят почти голые.

Птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края, потому, что становится холодно.

Насекомые прячутся под кору деревьев, пеньки.

Дикие животные утепляют свои жилище, делают запасы на зиму, линяют, меняют свой мех на более густой и плотный.

12. Итог занятия.

Вот и закончилась наша прогулка по осеннему лесу.

Приметы, какой осени мы вспоминали?

(Мы вспоминали приметы поздней осени)

О чём мы ещё говорили, чем занимались?

(Называли звуки, буквы, играли с пальчиками и т. д.)

Публикации по теме:

Куб для дифференциации звуковКуб для дифференциации звуков Куб для дифференциации звуков на занятии по развитию речи. После того, как звук автоматизирован, обязательно нужно поработать над дифференциацией.

Мои достижения. Премия Правительства Санкт-ПетербургаМои достижения. Премия Правительства Санкт-Петербурга Премия Правительства Санкт-Петербурга Уважаемые коллеги! Не могу не поделиться с вами своей радостью - я получила премию Правительства.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Осень
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Конспект открытого занятия в подготовительной речевой группе «Прогулка по осеннему лесу»
Опубликовано: 29 декабря 2014 в 16:49
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 августа. День рождения Чебурашки

Официальный День рождения Чебурашки установил сам автор этого популярнейшего сказочного персонажа – детский писатель Эдуард Успенский. В 2005 году, на благотворительном мероприятии для детей-сирот он...

20 августа. День часов на МААМ

Про время все говорят, за ним следят, но что это такое – непонятно. Почему время можно тянуть, губить и терять, как оно идет и возможно ли его остановить – на эти и другие детские «почему» приходится...

Фотоотчет «Как мы в индейцев играли»
13 июня на МААМ проходил день индейцев. Мы с ребятами готовились к нему заранее: узнали, кто такие "индейцы"; где живут; чем занимаются; в какие игры играют...
Физкультурное развлечение «Юные спортсмены»
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию физкультурное развлечение «Юные спортсмены». 1 задание. Прокатывание мячей «Точный пас». Дети становятся в...
Беседа-игра в подготовительной группе на тему: «Моя семья»
Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. Задачи: - Расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить...