Людмила Макаревич
Конспект открытой НОД «Русская береза — символ Родины моей!»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
открытой НОД
«Русская береза – символ Родины моей!»
Воспитатель:
Макаревич Л. А.
г. Сосногорск
Цель:
Систематизация знаний детей о березе
Задачи:
1. Образовательная: Закрепить знания детей о символе России – березе с помощью различных средств: музыки, художественных произведений, предметов народно-прикладного искусства.
Публикация «Конспект открытой НОД „Русская береза — символ Родины моей!“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Символы России для детей
- Темочки
Дать детям знания о том, как человек использует древесину и бересту в нужных целях, какую пользу приносит береза человеку.
Активизировать словарный запас детей путем углубления знаний о природе.
2. Развивающая: Развивать воображение, память, мыслительные процессы, основы валеологической культуры, формировать умение логично и грамотно излагать свои мысли, делать выводы.
3. Воспитательная: Воспитывать чувство эмпатии, любовь к природе родного края, желание беречь и охранять ее.
Ход:
Сегодня мы поговорим об одном из «царств» природы — о деревьях (о березе).
Лес дарит нам волшебную красоту, даёт тень и прохладу в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, целебные травы, прочную древесину, из которой искусные мастера делают много вещей.
Березу милую, родную, издавна считают символом России — нашей Родины.
Её образ воспет в поэзии, в прозе, в живописи и в музыке.
Россия и береза! Эти два понятия не разделимы.
«. С чего начинается Родина
Наверное, с белых берез,
С их царства сквозного молочного
И с пухлых ребячьих грёз.»
Русскую березу запечатлили в своих картинах художники А. Пластов, А. Саврасов, И. Левитан.
«. Ты до того, березонька, красива -
И в полдень жаркий и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия
И я не мыслим без твоей красы.»
Песня «Во поле береза стояла»
Где бы ни росла береза — всюду она приносит радость и свет.
Откартины Саврасова «Грачи прилетели» невозможно глаз отвести.
Березы стоят тоненькие, купают ноги в весенних лужицах. И церквушка словно лицо родного человека, которого любишь с детства.
Одним словом — Родина.
Кроме березы, природа ни одно дерево не наделила такой замечательной корой белого цвета. Белая кора помогает дереву не перегреваться в жаркие дни и не переохлаждаться в сильные морозы. Поэтому береза встречается всюду.
Березу любим не только за ее красоту.
В старинной русской песне говорится :
«. Первое дело — мир освещать,
Второе дело — скрип утешать,
Третье дело — больных исцелять,
Четвертое дело — чистоту соблюдать.»
Почему, например, «мир освещать»?
Не все знают, что, например, для освещения домов на Руси столетиями использовали березовые лучины : они могли гореть долго, почти без копоти и искр.
Что значит «скрип утешать»?
Из березовой коры делали дёготь, которым смазывали осы колёс телег и тарантасов, чтобы они хорошо вращались и не скрипели.
Для лечебных целей весной собирали березовые почки.
А то, что чистоту наводят в доме березовыми метлами и вениками — это понятно каждому.
Да и в бане ароматный березовый веник очень даже полезен.
Береза — доброе и щедрое дерево. Раньше из бересты плели крестьяне лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи. В далекие времена, когда не было бумаги, люди писали на бересте письма.
Береста долго не гниёт в земле и воде. Из бересты плели лапти, корзины, а сейчас делают сувениры. И главная ценность березы — древесина, очень прочна и красива, из нее изготовляют прекрасную мебель.
Звери и птицы с удовольствием пьют березовый сок. Дятел, продолбив острым крепуим клювом кору березы, лакомится живительной влагой. Улетит дятел — слетятся к березе синички, зяблики. Любят сок березовый медведь, глухарь, муравьи, бабочки.
«На березе по утру дятел продолбил кору,
Льётся на песок золотистый сок,
А лесной народ сок душистый пьёт,
Всех береза напоила, сладким соком оделила!»
Береза прекрасна не только соком. А как хорош березовый веник в бане! Недаром говорится, что от бани и тело здоровее, и душа добрее.
Физ. минутка:
Березы косы расплели,
Руками клены хлопали,
Ветра холодные пришли
И тополи затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы высокие всегда
Вдруг маленькими стали.
Всё присмирело, съежилось,
Поникло, пожелтело,
Лишь елочка пригожая
К зиме похорошела.
А теперь, ребята, давайте поиграем в игру «КВН».
* В игре две команды, каждая из которых должна дать название своей команде и выбрать капитана.
* Командам будут задавать вопросы и задания, за правильный ответ вы будете награждаться листом березовой веточки. В конце игры узнаем победителя.
* Если команда не может дать ответ, ход переходит к другой команде.
1 задание: Прочитать стихотворение о березе.
2 задание: Назвать народные приметы о березе.
- Весной из березы течет много сока — к дождливому лету.
- Когда береза вперед тополя лист пустит — лето будет сухое.
- Если береза начала желтеть в августе — к ранней осени.
- Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки — то весна будет ранняя, если снизу, то весна — поздняя.
3 задание: Отгадывание кроссворда.
Б Е Р Ё З А
1) В клетку №3 нужно вписать букву, которая прячется в слове РОСА, она находится в нем на 1 месте.
2) в клетку №6 запишем букву, которая есть в слове ПЧЕЛА, стоит в конце.
3) в клетку №1 поставим первую букву из слова БОБЁР.
4) в клетку №4 поставим первую букву из слова ЁЛКА.
5) в клетку №2 поставим вторую букву из слова БЕЛКА.
6) в клетку №5 поставим первую букву из слова ЗИМА.
2-ая команда разгадывает кроссворд:
Р Я Б И Н А
1) в клетку № 3 нужно вписать букву, которая прячется в слове БУСЫ, в этом слове она на первом месте.
2) в клетку №5 поместим букву из слова ЕНОТ, она стоит на втором месте.
3) в клетку №6 нужно поместить букву первую из алфавита.
4) в клетку №4 поместим букву, которая стоит на третьем месте в слове ПОНИ.
5) во вторую клетку поместим букву, которая последняя в алфавите.
6) в первую клетку поместим букву, которая стоит на втором месте в слове КРОТ.
Подвести итог КВН и определить победившую команду.
***
Ребята, о чем сегодня мы с вами говорили на занятии? Что вам больше всего запомнилось и понравилось? А что интересного из нашего занятия вы можете рассказать сегодня своим родителям? Я вас всех хвалю! МОЛОДЦЫ!