Папки-передвижки

НОД «Приём «ситуация письменной речи» (часть II)

Марина
НОД «Приём «ситуация письменной речи» (часть II)
▼ Скачать + Заказать документы

часть 1

Анализ рассказов, составленных детьми.

Приём «ситуация письменной речи», была проведена мной в старшей логопедической группе. Дети поступили к нам в группу в сентябре 2013г. из разных групп детского сада на два года обучения. Многие дети к пяти годам, к моменту поступления в нашу логопедическую группу, свободно пользуются развёрнутой фразовой речью. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения, обладают готовностью к звуковому анализу и синтезу. Лишь у нескольких детей при нормальном слухе и интеллекте наблюдается задержка формирования компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение определяют как общее недоразвитие речи. У этих детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя. Речевым занятиям в нашей группе уделяется большое внимание, занятия проводятся как фронтальные, так и индивидуальные, а так же с родителями дома по заданиям в логопедических тетрадях. Родители с пониманием относятся к проблемам в речи детей, постоянно интересуются результатами работы по постановке звуков, часто присутствуют на фронтальных и индивидуальных занятиях, консультируются с логопедом и психологом детского сада.

Публикация «НОД „Приём „ситуация письменной речи“ (часть II)» размещена в разделах

В своей работе мы часто используем для развития речи детей приём «ситуация письменной речи» : письмо заболевшему другу, письмо Деду Морозу, поздравления с Новым годом, поздравления мамам к Международному женскому дню 8 марта, к празднику День Матери, поздравления бабушкам к празднику День Пожилого человека, поздравления папам и дедушкам к празднику День защитников Отечества. В группе оформляются книжки сочинённых детьми сказок, историй, альбомы загадок. Все тексты используем в оформлении родительского уголка и ширмы.

Использование этого важного приёма в работе с детьми для развития речи позволяет научить детей правильному построению разных типов предложений как сложносочинённых, так и сложноподчинённых, согласованию существительных и прилагательных в роде, числе, падеже, употребление глаголов. Диктуя взрослому, дети стараются вносить больше уточнений в свой текст, их предложения становятся более сложными. Детям очень нравятся занятия подобного типа. Они дают возможность детям проявлять творческую самостоятельность, использовать освоенные речевые формы, активизировать словарный запас детей, пользоваться разнообразными средствами выразительности, развивать коммуникативные навыки, помогают освоить нормы вежливого речевого общения.

Детей для участия в «ситуации письменной речи» выбрала тех (Василина М., Глеб С., Никита О., Лиза Л., Настя П., кто проявляет интерес к речевому общению – делится впечатлениями со сверстниками, задаёт вопросы, привлекает к общению детей, относительно хорошо владеет речевыми умениями; наличие у детей необходимого содержания для рассказа в виде знаний, впечатлений, для того, чтобы можно было использовать рассказы этих детей, как образец составления рассказов из личного опыта для других детей.

Работу по приёму «ситуация письменной речи» проводила с каждым ребёнком отдельно, индивидуально, так как в творческом рассказывании дети пока недостаточно самостоятельны (повторяют рассказы сверстников).

Темы рассказа предложила детям выбрать самим, которые на данный момент им наиболее близки, их волнуют, им интересны. Дети составили рассказы на темы: Василина М. - «Отдых летом на даче»; Глеб С. – «Моя сестра»; Никита О. – «Рождение сестрёнки»; Лиза Л. – «Любимая игрушка»; Настя П. – «Выходной день с мамой».

Эмоциональный настрой детей при включении в ситуацию был положительный, они с большим желанием проявляли инициативу в общении – старались поделиться впечатлениями, проявляли речевую активность. Составляя рассказ из личного опыта, помогала детям строить свой рассказ в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования: экспозиция (обрисовка действующих лиц, времени и места действия, завязка (причина события, развитие событий и кульминация (момент наивысшего напряжения) и развязка (окончание). В своих рассказах дети допускали пропуски, логические ошибки (Глеб, Василина, но сами их исправляли при помощи подсказки или образца воспитателя. В построении предложений дети практически не испытывали затруднений, самостоятельно употребляли разные типы предложений (простые, сложносочинённые, сложноподчинённые, грамматические ошибки так же были (Василина, Настя, Глеб). Дети испытывали затруднения в произношении отдельных звуков, но закрепление правильного звукопроизношения осуществляется в процессе повседневной работы и общения с детьми, логопедом, воспитателями, родителями и т. п. Речь детей была выразительна, эмоциональна (Настя, Никита, Василина).

Во время включения в ситуацию старалась создать благоприятную психологическую атмосферу, психологический климат: использовала позицию сотрудничества воспитателя с ребёнком как с равным партнёром, проявляла доброжелательность, неподдельный интерес к результатам детской речевой деятельности.

Дети (Василина, Глеб, Никита, Лиза, Настя) после окончания работы проявили интерес к результату своего творчества, попросили прочитать, записанный за ними рассказ и остались довольны услышанным. А вот Настя, Василина и Никита изъявили желание повторить упражнение.

Родители положительно отнеслись к составленным детьми рассказам. Мама Никиты О. расчувствовалась и сказала, что этот рассказ подтвердил её подозрения о ревности Никиты к маленькой сестрёнке. Они с папой будут стараться уделять Никите столько же времени, как и до рождения сестрёнки и привлекать к посильной помощи по уходу за сестрёнкой самого Никиту.

Мама Насти была приятно удивлена тем, что совместный поход в кинотеатр оставил у Насти такие положительные эмоции, ведь дома Настя об этом дне никогда не вспоминала.

Мама Глеба подтвердила искренность рассказа сына. Он действительно очень любит старшую сестру, очень к ней привязан, скучает по ней, когда её нет дома. Рассказ сына ей очень понравился.

Родителям Лизы рассказ дочери понравился, они отметили, что давно заметили, как важно перед длительным путешествием отвлечь дочь «новым другом – новой игрушкой» от полёта, а так же расширить кругозор девочки.

Папа Василины так же остался доволен рассказом дочери, он очень был удивлён тем, что Василина помнит до сих пор летний отдых на даче и совместные игры, дела.

Родители попросили сделать им копии рассказов их детей для семейных альбомов.

Остальные дети в группе так же изъявили желание составить рассказы из личного опыта.

Публикации по теме:

Годовой план работы учителя-логопеда в школе ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБОУ «СОШ № 38» АНДРЕЕВОЙ Е. Г. НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД Направления работы Сроки выполнения Диагностико-коррекционная.

Оборудование логопедического уголка в старшей логопедической группе. Предметно-развивающая среда групп детских садов призвана обогащать эмоциональный и практический опыт взаимодействия ребенка с педагогами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Приём «ситуация письменной речи» (часть II)
Опубликовано: 10 декабря 2014 в 18:33
+93Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД «Приём «ситуация письменной речи» (часть II)» (включая файлы) размещена пользователем Марина (УИ 234516) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 55.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД