Елена Конопкина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы детского сада «Школа фокусников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Школа фокусников»
(Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе детского сада.)
Программное содержание:
1. Дать детям представление о свойствах воздуха.
2. Освоение экспериментирования.
3. Развитие познавательной активности.
4. Развитие личности ребёнка, его психических качеств. (ощущения, восприятия, памяти, внимания, речи).
5. Расширение творческого воображения детей.
Материал:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы детского сада „Школа фокусников“» размещена в разделах
- Средняя группа
- Фокусы для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Миска с водой, целлофановые пакеты, трубочки - соломинки, воздушные шарики, пластмассовые шарики, две стеклянные прозрачные банки с крышками, стаканчики с подкрашенной водой, ёлочный дождик, вертушка, полоска бумаги.
Ход занятия.
В. - Ребята, я вам сегодня предлагаю поиграть в фокусников. Согласны? Тогда я надеваю шляпу фокусника, а вы будете моими учениками. А с чем мы будем показывать фокусы, отгадайте из загадки: «Что мы в комнате не видим?»
Д. -(ответы детей) Воздух.
В. - Правильно, это воздух. А где он этот воздух, если мы его не видим?
Д-. Везде. Вокруг нас и внутри нас.
В. - А если он везде, то мы можем попробовать его поймать.
Фокус № 1.
В. - Я беру целлофановый пакет и накладываю в него кубики. Что вы видите?
Д. - Пакет раздулся, в нём лежат кубики.
В. - А теперь я достаю кубики, проглаживаю пакетик, и он становится плоским. Помашу пакетиком и закручу его у горлышка. Смотрите, что с ним произошло?
Д. - Он снова раздулся.
В. – А вы видите в нём что - нибудь?
Д. - Нет, в нём ничего не видно.
В. - А почему же он раздулся? Может быть в нём что- то есть?
Д. (ответы детей). Пакет раздулся, потому, что в нём воздух, но мы его не видим.
В. - Правильно, в пакете воздух, прозрачный, поэтому – невидимый. Давайте проверим правильность нашего вывода: есть ли что-нибудь в пакете. Опускаем пакет с воздухом в воду и там его открываем. Выходит пузырёк воздуха.
Фокус № 2.
В. - А теперь проверим, правда ли, что воздух везде вокруг нас. Возьмём стеклянную банку, снимем крышку и помашем ею и в группе, и в спальне, и в раздевалке, как бы наполняя банку воздухом. Теперь закроем крышку.
- Ребята, посмотрите, что в банке? Я ничего не вижу, а через стенки её вижу другого ребёнка.
- Может, в ней ничего нет? Она пустая?
Д. - В банке воздух, только он невидимый и прозрачный.
В. - Проверяем наше предположение, открываем крышку банки под водой. Из неё выходит воздушный пузырёк. Значит, в, казалось бы, пустой банке был невидимый, прозрачный воздух.
- Ребята, а вы говорили, что воздух есть и внутри нас. Давайте проверим.
Фокус № 3.
- Подуем на ёлочный дождик (вертушку, полоску бумаги, ленточку).
- Почему он двигается?
Д. – Да потому, что внутри нас воздух, мы его выпускаем, он давит на дождик и дождик двигается.
В. - А как же воздух к нам попадает?
Д. - Мы дышим.
В. - Да, мы забираем воздух из пространства внутрь носиком – насосиком.
Фокус № 4
В. - Проверим это ещё раз. Возьмите трубочки- соломинки, вдохните носиком, а выдохните через трубочку в стаканчики с водой. Поднимаются пузырьки, значит, мы вдыхаем и выдыхаем из себя воздух.
- Ох, что – то я устала от фокусов, давайте с вами немного отдохнём и поиграем с ветром, он ведь тоже воздух. (физкультминутка).
Ветер дует нам в лицо, - дети имитируют дуновение ветра
Закачалось деревцо. - наклоняют туловище то в одну сторону, то в другую
Ветер тише, тише, тише, - дети приседают
Деревцо всё выше, выше. – дети выпрямляются.
В. - А внутри меня тоже есть воздух. Я надула шарик. Смотрите, сжимаю его, а он разжимается.
Фокус № 5.
В. - Давайте все вместе попробуем это сделать. (Дети берут шарики, сжимают и отпускают их).
В. - Почему шарики снова становятся круглыми? (Ответы детей). Потому что воздух внутри шариков давит на стенки, они раздвигаются и становятся круглыми. Это значит, что воздух упругий, и сколько бы мы его не сжимали, он снова будет принимать свои первоначальные формы.
Фокус № 6.
В. – Вот резиновый мячик. Он наполнен воздухом. Сколько бы мы его не сжимали, он снова будет принимать свою круглую форму. Как вы думаете, он утонет?
Д. – (ответы детей).
В. – Нет! Он не утонет, потому что воздух в мячике не только упругий, но и легкий. Мы не будем это проверять, потому, что это уже проверила А. Л. Барто в стихотворении «Мячик». Помните?
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плач,
Не утонет в речке мяч.
В. - А мы проверим вывод о том, что воздух очень лёгкий другим способом: мы возьмём маленькие, наполненные воздухом пластмассовые шарики, и опустим их в воду. Шарики не тонут, значит, воздух в них очень лёгкий, легче воды.
Фокус № 7.
В. - Ребята, есть ещё один способ, один фокус, проверить, что воздух лёгкий. У меня две одинаковые банки. Одну я заполняю водой, а другую воздухом и закрываю крышки. Я опускаю обе банки на дно миски и отпускаю. Одна банка осталась лежать на дне, а другая – всплыла. Что находится в банке, которая всплыла?
Д. – (ответы детей). Воздух, он лёгкий.
В. – Проверяем: открываем под водой крышку банки, оттуда выходит пузырёк воздуха и поднимается вверх, значит воздух очень лёгкий.
В. – А теперь повторим всё, что мы с вами узнали о воздухе.
- он везде вокруг нас;
-даже внутри нас;
- он невидимый;
- прозрачный;
- упругий;
- лёгкий.
- И он очень важен для жизни на Земле, выполняет разные функции, а какие мы узнаем в следующий раз. А теперь вы можете поиграть своими шариками.