МААМ-картинки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста «Кто как зимует»

Анна Крестелева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста «Кто как зимует»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 Золотая рыбка»

Конспект

По ознакомлению с окружающим миром детей старшего возраста

«Кто как зимует»

Воспитатель Крестелева А. Н

Ростов 2022

Цель: расширение представлений детей о взаимосвязи живой и неживой природы, жизни животных, насекомых в зимний период.

Задачи:

Обучающие:

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста „Кто как зимует“» размещена в разделах

-расширять и уточнять первоначальные представления о некоторых обитателях леса, об условиях среды, к которым приспосабливаются животные;

-учить различать животных по внешним признакам ;

-формировать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса;

-познакомить с особенностями образа жизни зимой пчел;

-закреплять представление о жизни животных в зимний период;

-упражнять в составлении небольших описательных рассказов вместе с воспитателем;

Развивающие:

-развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, экологическое восприятие окружающего мира;

-формировать слуховое внимание;

-активизировать словарь, развивать связную речь;

Воспитательные:

-воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, вызвать интерес к жизни леса его обитателям, развивать эмоциональную отзывчивость;

Предварительна работа

Материал и оборудование: сюжетная картина «Животные в зимнем лесу»; улей, картинки: изображения кома пчел, соты, кормление пчел сахарным сиропом, пчеловод, аудиозапись гула пчел, оборудование для изготовления сахарного сиропа: 3 стаканчика, ложка, сахарный песок, кипяток.

Ход ООД

Воспитатель: Какое у нас время года

Ответ детей

Воспитатель: Ребята как вы думаете, кому зимой приходится трудно? (диким животным, птицам, насекомым)

Воспитатель: Совершенно верно. Сегодня я приглашаю вас в зимний лес что бы посмотреть кто как зимует. Для этого что нам нужно сделать. Ответы детей

Отправимся в путешествие, в зимний лес. Закрываем глаза.

Повертись, покружись, в зимнем лесу окажись.

Вот мы и в лесу. (на мальберте картинка зимнего леса со спрятанными животными).Посмотрите, как красиво здесь. Что вы видите? (ответы детей).

Воспитатель: Здесь очень красиво, но мы пришли сюда для чего того, чтобы вспомнить как зимуют животные.

Посмотрите, а в нашем лесу нет ни одного животного. Они превратились в невидимок. Предлагаю вам вспомнить, рассказать про них и они появятся. Вы готовы?

Дети рассказывают про животных.

Игра «Найди и назови животное»

Кто из вас знает, как белка зимует?

Ответы детей :

Воспитатель уточняет, объединяет ответы детей :

Белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая, так же как и зайцу, помогает ей маскироваться. Весь лес в снегу, спрятались под снегом травы, семена, плоды, корни растений, нет в лесу орехов и шишек, грибов и плодов, но белочка не волнуется, так как у нее отменная память. Она запоминает, где делала свои кладки с осени и какое расстояние между ними. Можно только позавидовать памяти этого зверька. А когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток. Ответы детей. Закреплены и расширены знания о белке, его повадках, способах выживания в зимний период

Воспитатель:

Кто из вас знает, как заяц зимует?

Ответы детей :

Зимой зайцы кормятся по ночам корой деревьев. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий видный след. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас же нашли бы по следу и поймали. Но трусость спасает его. Проскачет вперед, испугается чего-нибудь – и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь. Опять стукнет что-нибудь – опять испугался и побежал в другую сторону. Когда охотники разбирают следы зайца, удивляются его хитрости, а заяц и не думал хитрить, он просто всего боится.

Воспитатель: Какие изменения произошли в жизни зайца?

(Ответы детей)

Зимой заяц надевает белую шубку и становится не заметным на снегу. Поэтому легко и не боясь хищников, передвигается по глубокому снегу. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег. Питается зайка корой деревьев, замёрзшей ягодой.

Воспитатель: А как проводит зиму лиса?

Ответы детей :

Воспитатель уточняет ответы детей, рассказывает о повадках животного:

А вы знаете, что в сильный мороз лиса прикрывает нос своим пушистым хвостом, чтобы он не замерз.

Лиса очень умное, хитрое животное. Лиса, так же как и волк всю зиму рыщет по лесу в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так мышами в основном и кормится всю зиму. Лиса запасов не делает, голодно бывает ей порой.

Как вы думаете, лиса запасает корм на зиму? Чем же она питается? (Ответы детей)

Подготовка лисы к зиме начинается с отращивания более тёплой шубки. Зимой же чаще можно встретить лису там, где присутствует большое скопление мышей. Такая пища для нее является более доступной в это время года Лисица способна слышать писк мыши на большом расстоянии, она слышит, как перелетает с ветки на ветку тетерев. Охотится лиса и за зайцами. Если она наелась досыта или у неё нет возможности доесть свой улов, она прячет ее в запас где-нибудь в лесу. К таким запасам лиса возвращается с приходом голода.

Воспитатель: Ребята, как живется волку зимой?

Ответы детей :

Зимой волку приходится нелегко, они страдают больше от голода, чем от холода. Так как на зиму у волка вырастает теплый и толстый мех, который не дает животному замерзнуть. А вот поймать добычу зимой намного сложнее, волк не особо быстро бегает по мягкому и пушистому снегу, а ведь именно его быстрые ноги кормят. Существует даже поговорка: «Волка ноги кормят»

Обычно волки собираются в стаю, чтобы было лучше поймать лося или еще какую-ту зверушку. Волки очень умные и организованные животные.

Бывает, что волки ходят в «гости» к людям для того, чтобы поймать какую-то уточку или курочку.

Волков называют санитарами леса потому, что они уничтожают слабых, больных животных.

Воспитатель: А как зимуют лоси?

Ответы детей :

Воспитатель обобщает ответы детей :

Да, лоси тоже не делают запасов, поэтому им приходиться тяжело зимой, они с трудом пробираются сквозь заснеженную чащу, по снегу, в поисках корма: раскапывают под снегом сухую траву, объедают тонкие ветки с кустарников и деревьев.

Воспитатель: А как проводит зиму медведь?

Ответы детей

Воспитатель: Кто так же как и медведь спит всю зиму

Ответ детей

Воспитатель: Ребята, расскажите, как люди помогают диким животным?

(Ответы детей)

Для всех животных в лесу делают «Пункты питания». Для лосей подрубают молодые осины, они любят так же ветки рябины. Животные любят соль. Солью подкармливают лосей и зайцев.

Воспитатель: ребята пора нам выходить из леса ближе к дому холодно

Весь засыпан снегом лес.

Сколько в нем вокруг чудес

Здесь по снегу скачет зайка. (прыгаем)

Там синичек села стайка. (машем руками,как крыльями)

Здесь лисичка за кустом. (приседаем, смотрим направо)

Там в дупле у белки дом

Воспитатель: Ребята Послушайте что это. Кто это так жужжит (Звук пчел)

Воспитатель: что это за дом такой

Ответ детей : улей

Воспитатель: А вы знает, как пчелы зимуют?

Ответы детей :

Воспитатель: Очень интересно. А вы хотите узнать что же на самом деле делают пчелы зимой.

Ответ детей

Воспитатель: Тогда присаживайтесь сейчас я вам расскажу и даже покажу. Сядьте правильно спинку выпрямите.

Как же зимуют пчелы, и что происходит в улье в зимний период?

Зимой пчелы спокойно сидят в своих ульях на сотах. Соты - это шестигранные ячейки которые делают пчелы, для хранения медовых запасов.

Пчелы не проводят зимние месяцы в спячке. Они становятся менее активными, потребность в пищи снижается. Всю свою энергию расходуется теперь на выработку и поддержание температуры в центре клуба. Чтобы сохранить тепло в улье зимой, пчелы собираются в кучу, которая носит название клуб пчел. В центре клуба находится главная пчела, которую пчелиная семья обогревает. Внутри клуба находятся пчелы, которые постоянно двигаются. За счет этого выделяется тепло, позволяющее согреваться всем находящимся там насекомым. Сверху клуба находятся пчелы которые сидят неподвижно, как можно ближе друг к другу. Такой прием помогает сохранить постоянный уровень тепла внутри. Периодически насекомые меняются местами, чтобы согреться. Постепенно клуб он перемещается к верху улья, туда, где теплее. Так же и исчезают кормовые запасы меда, по мере передвижения насекомых по сотам.

Пчелами нужен особый уход. Человека который заботится о пчелах называют-пчеловод. С осени он начинает готовится улья к зиме, утепляет их. Ведь пчелам нужен хороший теплый дом и качественный корм чтобы пережить зиму иначе они погибнут., Подкармливает он пчел сахарным сиропом.

Чтобы узнать как чувствуют себя пчелы внутри улья их можно прослушать, Ровный тихий гул доносящийся из улья говорит о благополучной зимовке пчел.

Воспитатель: Какой гул мы с вами слышали

Ответы детей

Воспитатель Вот и все о том, как зимуют пчелы.

Воспитатель: Кто расскажет, как же пчелы зимуют

Насекомые сидят в улье, едят мед, согревают друг друга движением тел и ждут весны, времени, когда смогут снова заняться своими делами. Чтобы пчелы пережили зиму нужен хороший теплый дом, качественный корм.

Воспитатель: Какой полезный, вкусный продукт питания в жизни человека дают нам пчелы. Для чего нам нужен мед. Я думаю, пчелам надо сказать спасибо за то, что они приносят много полезного, давая нам мед. А как вы думаете, можно уничтожать пчел?

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно пчел нужно беречь!

А ка же мы можем им помочь пережить зиму.

Ответы детей. (Сироп, теплый улей)

Я предлагаю сделать сироп который так любят пчелы

Воспитатель: но сначала нам нужно вернуться обратно в детский сад

Повертись, покружись, в детском саду окажись.

Воспитатель: вот мы и в детском саду. Проходите за столы. Давайте вспомним что нам необходимо для изготовления сиропа

Ответы детей : воспитатель показывает на своем примере изготовление сиропа

Проходите за столы. Перед тем как мы начнем изготовление сиропа давайте вспомним правила работы:

-Внимательно слушать инструкцию воспитателя

-Не мешать другим детям

-Ничего не брать в рот

-Держать в чистоте свое рабочее место

-После опыта убери оборудование на место

-Вымыть руки с мылом после работы

Теперь можно приступить к изготовлению сиропа.

Воспитатель: Вот мы и приготовили сироп который так любят пчелы

Воспитатель: А что теперь нам с ним делать

Ответы детей

Воспитатель: Я тоже так думаю нужно пчелам отдать его. У меня есть один знакомый пчеловод давайте ему передам наш сахарный сироп и он обязательно его отдаст пчелам. У меня есть вот такое ведерко с пакетом куда мы и соберем наш сироп

Воспитатель Ребята что мы с вами узнали сегодня? Что научились делать и для чего?

Публикации по теме:

Дидактическая игра по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром «Помоги белочкам»Дидактическая игра по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром «Помоги белочкам» Предлагаю вашему вниманию игру по ознакомлению дошкольников старшего возраста с окружающим миром, по теме "Грибы". Цель: Учить детей называть.

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром «Осенние листья»Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром «Осенние листья» Осень приходит неслышно, но ярко, перекрасила все листья в разные цвета, золотом украсила все парки и скверы, ярко горят гроздья рябины,.

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром растений детей дошкольного возраста. Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром растении детей дошкольного возраста. (картотека основана на книге: Дрязгуновой В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста «Кто как зимует»
Опубликовано: 25 мая 2024 в 22:03
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста «Кто как зимует»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Крестелева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 июня. День наблюдения за облаками. Передвижка «Облака»

Сегодняшний праздник посвящен созерцанию облаков. Научим дошкольников разбираться в облаках, а главное, замечать красоту, которая нас окружает.

19 июня. Международный день прогулки. Передвижка «Лето. Наблюдения на прогулке»

Гулять летом может быть не только приятно, но и увлекательно. Откройте перед ребенком летний мир, полный чудес и удивительных открытий.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД