Екатерина Гапонова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Взаимосвязь погоды и основных явлений природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : Закрепить знания детей:
- об основных явлениях природы, по которым можно определить погоду.
- об изменениях природы в разные времена года.
- о людях, которые предсказывают погоду
- о приборах, по которым можно определить погоду (термометр и флюгер);
- о различных видах облаков.
Материал и оборудование:
Иллюстрации основных явлений природы – дождь, снег, град, роса, лед, радуга, гололедица, ледоход, капель, листопад.
Картинки различных видов облаков.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Взаимосвязь погоды и основных явлений природы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Погода и природные явления
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2013
Картинки флюгера, термометра.
План занятия :
1. Введение
- Разновидности и погоды и кто такой метеоролог.
- Приборы, по которым можно определить погоду (термометр и флюгер)
- Основные явления природы.
2. - Приметы, по которым можно предсказать погоду.
- Дидактическая игра – «Узнай народную примету».
3 - Различные виды облаков.
4. - Подвижная игра «Угадай явление природы»
5. Заключение
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окошко! Как вы думаете, какая за окошком сегодня погода?. (ответы детей)
Воспитатель: Как о ней можно сказать… (ответы детей -пасмурная, холодная, морозная) А давайте сейчас с вами вспомним: А какая еще бывает погода?. …
(Воспитатель обращает внимание детей на картину, где изображены различные виды погоды.)
( Ответы детей: солнечная, дождливая, пасмурная, ветреная, морозная, холодная, ясная)
Воспитатель: Молодцы ребята!
Воспитатель: Предсказывают погоду специальные люди, которые называются как ребята…. (ответы детей- метеорологи.)
А давайте вспомним как они это делают?. (ответы детей- они определяют ее по приборам)
Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете приборы для определения погоды? (Воспитатель обращает внимание детей на доску, где изображена фотография термометра и флюгера)
(ответы детей - термометр и флюгер)
Воспитатель: Ребята, а для чего нужен термометр?. (ответы детей - для определения температуры воздуха) А флюгер зачем необходим?. (ответы детей - для определения направления ветра)
Воспитатель: Ребята, а давайте подумаем с вами, зачем нам необходимо знать какая будет завтра погода?. (ответы детей-, чтобы знать какую куртку одеть в садик, шапку, взять ли зонтик и т. п.)
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, мы об этом с вами уже говорили, кому необходимо знать какая погода будет завтра?. (ответы детей - нашим родителям)
Воспитатель: А еще? Людям каких профессий, надо знать погоду?. (ответы детей- водителям автобусов, шоферам, летчикам).
Воспитатель: Давайте вспомним ребята, а по каким известным вам явлениям природы можно судить о погоде? (воспитатель обращает внимание детей на доску, где изображены картинки различных явлений природы)
(ответы детей- дождь, снег, град, туман, роса, ветер, гололедица, лед, листопад.
Воспитатель: Ребята, а давным-давно, когда еще не было метеорологов, наши бабушки и дедушки пытались предсказать погоду и собрали множество примет, которые им в этом помогали. А давайте вспомним ребята народные приметы о погоде и поиграем в игру «Угадай народную примету»
(Воспитатель показывает примету, а дети должны узнать ее и сказать какую погоду она предсказывает.)
1) Ласточки низко летают - … (к дождю)
Стих подсказка детям:
В небе ласточки летают —
День погожий обещают.
А летают низко —
Значит… дождик близко. (Кто-нибудь из детей встает и говорит народную примету)
2) Деревья покрылись инеем - ….(к теплу)
3) Появление на поверхности земли дождевых червей -….(к дождю)
4) Воробьи купаются в песке или в пыли -(к дождю)
Зарисовывали с детьми:
Солнце село в тучу - … (к дождю)
- Много ягод на рябине - …. (к холодной зиме)
- Цветки одуванчика закрываются - … (перед дождем)
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами говорили о народных приметах, посмотрите какие к нам удивительные облака на небе приплыли. (воспитатель обращает внимание на картинки с изображением различных облаков)
Воспитатель: Вы их узнаете?. (ответы детей- кучевые, перистые, дождевые, грозовые.)
Воспитатель: А кто-нибудь из Вас знает из каких облаков может пойти дождь? Как они называются?. (ответ ребенка- дождевые, воспитатель просит показать кого-нибудь из детей эти облака)
Воспитатель: А если гремит гром и сверкает молния, то на небе мы видим какие облака, как они называются? (ответы детей - грозовые)
Воспитатель: А какие ребята облака предвещают нам хорошую, ясную, солнечную погоду? …. (ответы детей - кучевые) Воспитатель просит кого-то из детей показать эти облака на доске.
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, а как можно еще охарактеризовать эти облака?. Как еще о них можно сказать.? (ответы детей - голубые, серые….)
Посмотрите, наши волшебные облака приготовили нам сюрприз: Ой, ребята, что это? Здесь какие-то карточки (воспитатель достает карточки из под облаков на доске).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что на них изображено, мы об это с вами уже в начале занятия говорили?. (ответы детей- явления природы.) Ребята, раз уж наши облака прислали нам такие красивые карточки, давайте мы с ними поиграем: Я вам сейчас раздам наугад эти карточки…. Вы рассмотрите их и расскажете нам кому какое явление попалось? (дети по очереди называют явления природы, которые у них изображены на карточке)
Воспитатель: А сейчас слушайте внимательно, правила игры «Угадай явление природы»
Правила игры: Я говорю: Море волнуется раз, море волнуется, море волнуется три… далее я показываю картинку о времени года и все явления, которые в это время годы бывают должны подбежать ко мне сюда к картинке. Остальные дети замирают в любой фигуре.
Картинка лето: град, роса, радуга дождь.
Картинка зима: сосулька, иней…. снег
Картинка осень: листопад, капель, дождь
Картинка весна: ледоход, капель… еще м. б. и дождь, радуга.
Итог занятия :
Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами поговорили :
- о людях, которые предсказывают погоду, напомните мне как они называются….(ответы детей- метеорологи)
- вспомнили народные приметы о погоде;
- поговорили о явлениях природы, которые бывают в разное время года; об облаках
У нас уже с вами заканчивается осень и наступает какое время года, напомните мне….
Поэтому я бы хотела подарить вам вот по такой снежинке, которая будет говорить вам о наступающей зиме.