Ольга Эльбек
Конспект по подготовке детей 6–7 лет к обучению грамоте. В мире волшебных звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: Закрепить знания у детей о гласных звуках и буквах.
Задач:
1. Закрепить знание детей о гласных звуках и их признаках с помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики.
2. Продолжать работу по развитию у детей правильного речевого дыхания.
3. Совершенствовать умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.
4. Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительности.
5. Совершенствовать навык выделения заданного звука из слова в ударной позиции.
6. Развивать фонематический анализ и синтез.
Публикация «Конспект по подготовке детей 6–7 лет к обучению грамоте, В мире волшебных звуков» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
7. Сформировать понятие –звук и буква.
Материал: игрушка – дядюшка АУ, доска, материал для проведения упражнений и игр, мяч, картинки, схемы, Азбука, шумованые буквы.
Оборудование:
Интерактивная доска, проектор, ноутбук, МР3 проигрыватель.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Ребята, посмотрите, кто это идет к нам в гости? Правильно, дядюшка Ау. Вот и дошел до нас и принес целый мешок сувениров.
Присаживайтесь на стульчики, будем смотреть, что же в мешке у нашего гостя.
В. Достает – Азбуку.
-Что же это такое, ребята?
-Правильно – Азбука.
Азбука – это главный помощник ученика в обучении грамоте. Такое название сложилось из первых двух букв старинного славянского алфавита – Аз и Буки. Раньше у каждой буквы было свое название (Аз, Буки, Веди, Глаголь, ученикам приходилось сначала долго заучивать все названия букв алфавита, а потом уже они учились читать и писать.
Фонетические упражнения. Работа над четкостью дикции, интонационной выразительностью.
1. Давайте вместе произнесем слово – Азбука. Какой звук мы слышим в начале слова?
Правильно слово Азбука начинается со звука –[А].
Знакомство со звуком и буквой А
Артикуляция звука [А]
В. Показывает детям правильную артикуляцию произношения звука [А] :
Произнесем звук [А] :
- рот открыт широко,
- язык лежит спокойно во рту,
- работает «горлышко».
ААААААА
Дети повторяют.
Звук [А] – гласный, мы его можем петь. Гласный звук обозначают красным цветом.
Представьте, что звук [А], удаляется от нас – чем дальше звук [А], тем тише мы его поем (сделали глубоки вдох и на длинном выдохе - ААААаааааа) :
А теперь, приближается, чем он ближе, тем громче мы его поем (сделал глубокий вдох и на длинном выдохе поем-аааААА)
Звук А можно пропеть плавно:
ААААААА
А можно отрывисто:
А-А-А-А
2. Посмотрим, а что же еще есть в мешке – кукла.
Кукла плачет, Рита, возьми куклу на ручки, попробуй ее укачать. Какой звук ты будешь напевать, (как ты его будешь напевать6 громко или тихо, плавно или отрывисто).
А куколка все равно плачет, может у нее болит горлышко? Никита, представь, что ты доктор – ЛОР и тебе нужно проверить горлышко нашей кукле – что ты попросишь сделать куклу? (открыть ротик и громко произнести звук – [А]).
Никита, представь, что у тебя есть бабушка – она старенькая и плохо слышит, ты ей рассказываешь про свои дела в садике, а она не расслышала. Как она тебя переспрашивает (А).
Молодцы!
Дидактическое упражнение
1. Ребята, вам буду произносить разные звуки, вы должны будете хлопнуть в ладоши, если услышите звук [А] :
У-А-К-Т-А-А-Д-Т-А.
Фонетическая зарядка
1. Поиграем в такую игру:
Я буду показывать вам домино, а вы будете отрывисто произносить звук [А], столько раз, сколько точек на косточке домино.
Например (одна точка – один раз - А)
Дидактическая игра
1. Отгадайте загадку. Слушайте внимательно:
Звонкий, громкий и прыгучий
Улетает аж за тучи
И на радость детворе
Звонко скачет во двор (мяч)
С мячом можно придумать много интересных игр, например:
Вставайте в кружок, тому, кому я буду бросать мяч, возвращает мне его обратно и называет любое слово, которое начинается на звук [А].
Фонетические упражнения по развитию фонетического анализа и синтеза
1. В мешке все еще много вещей, вот, к примеру: картинки и схемы.
На схеме изображено три квадрата, что обозначает эта схема? (начало, и конец слова).
На первой схеме красный круг (который, мы знаем, обозначает гласный звук) находится в первом квадрате – значит где должен находиться звук [А] в слове? (в начале слова, а если красный круг находится в конце слова. Где должен находиться звук [ А]? (в конце слова).
Слова, в котором заданный звук [А], находится в начале слова (автобус, аист, осень).
Слова, в которых звук [А], находится в конце слова (рука, коса, лиса).
Каждый ребенок выбирает по одной картинке и вешает ее под соответствующей схемой.
Остается одна картинка – на ней изображено время года – Осень.
В. – А, что же изображено на последней картинке и почему она нам не походит для нашего задания (в ней нет звука [А])
Осень…произнесем протяжно
ОООООсень, какой звук мы слышим в начале слова – [О]-
Какое у нас на дворе время года? Осень. Назовите мне месяца осени (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь). Какое время года следует за осенью? Зима. Какая зимой погода? Зимой наступают холода, а наш дядюшка Ау живет в лесу. Давайте поможем ему заготовить дрова на зиму.
Физминутка – В лесу.
Мы в лес пошли, топор нашли.
Дрова рубили:
- Ах! Ух! Ох! Эх! Их! Ых!
Руки - в замок, энергичные наклоны вперед.
Какие мы молодцы, помогли дядюшке Ау.
Дидактическая игра
1. Ребята, я знаю еще одну игру с мячом. Вставайте в кружок, я буду называть слова, а вы будете определять в этих словах одинаковый гласный звук :
кОт – Окна - Рита, какой одинаковый гласный звук ты услышала.
Звук [О] – Произнесем его вместе ООООО.
Ива– КИт - Олеся, какой одинаковый гласный звук ты услышала.
Звук [И] – Произнесем его вместе ИИИ.
Эхо-Эля - Никита, какой одинаковый гласный звук ты услышал.
Звук [Э] – Произнесем его вместе ЭЭЭЭ.
ДУб – Утка - Настя, какой одинаковый гласный звук ты услышала в этих словах?
Звук [У] – Произнесем его вместе УУУУУ.
ЦветЫ – дЫм - Никита, какой одинаковый гласный звук ты услышал в этих словах.
Звук [Ы] – Произнесем его вместе ЫЫЫЫЫЫ.
Знакомство с понятием звук и буква
Присаживайтесь.
1. Повторим, с какими гласными звуками мы сегодня познакомились.
с [А], [О], [У], [И], [Э], [Ы].
Посмотрите на доску.
На ней находятся два домика.
В первом домике живут звуки – что мы делаем со звуками? (Говорим и слышим, гласные обозначают красным цветом).
Поселим в этот домик наши гласные звуки.
Наши звуки очень дружные и веселые. Представьте, что вы превратились в гласные звуки, встаньте, возьмитесь за руки, споем веселую песенку звуков. Сделали глубокий вдох и плавно на длинном выдохе пропеваем каждый звук.
[А], [О], [У], [И], [Э], [Ы].
А теперь в обратную сторону. [ Ы], [Э],[ И], [У]. [О]. [А].
Звуков много, а домик один маленький, они все в него не поместятся.
Дидактическая игра
Построим каждому звуку по домику.
У меня есть дома, но в них не окон. Будем устанавливать окна. В домиках для звуков окна будут круглые красные. Устанавливать будем снизу вверх, начиная с первого этажа. Я буду произносить звуки, сколько звуков я произнесу, столько окон нужно будет установить на заданный этаж.
Первый этаж сделаем вместе.
АУ – сколько звуков я назвала? Два. Сколько окон на первом этаже? Два. Устанавливаем.
Следующий этаж. Слушайте и считайте.
И
Устанавливайте.
Третий этаж.
Э – Ы – А
Четвертый этаж:
О-А-Э-У
Выполняйте.
Фонетическое упражнение на выделение заданного звука в ударной позиции
Ребят, давайте поиграем с вами в игру, я буду называть слова и когда вы услышите в них звук [И], вы будете хлопать :
Мак, Игра, Гиря, Цветок, Изюм, Лук, Сила.
А теперь вы должны будете топнуть ножкой, если услышите слова в которых нет звука [У] (слушайте внимательно) :
Утюг, Крот, Трава, Ухо, Утка, Осы, Суп, Кино, Руль.
Молодцы!
2. А на доске есть еще один дом. Этот дом для букв. У каждого звука есть свой знак – Буква. Что мы делаем с буквами? Мы их пишем и читаем.
Поселим наши буквы в дом.
Заскучал наш гость.
Дядюшка Ау очень любит загадывать загадки. Он вам сейчас загадает несколько загадок, а вы попробуете их угадать.
Загадки:
Он хозяйке добрый друг,
Электрический (Утюг)
Какой первый звук мы слышим в слове –Утюг?
Ветер лист бросает оземь,
Значит, наступила (осень)
Какой первый звук мы слышим в слове –Осень?
Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма,
Мчит без пара
Паровозова сестричка.
Кто такая? (Электричка)
Какой первый звук мы слышим в слове –Электричка?
Птичка-невеличка,
Носик стальной,
Хвостик льняной. (Игла)
Какой первый звук мы слышим в слове –Игла?
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды из болота
Вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит.
Это доктор. (Айболит)
Какой первый звук мы слышим в слове –Айболит?
Упражнение - Формирование понятия: звук и буква
Шумованные буквы
Ребята назовите звуки, которые обозначают, спрятавшиеся буквы.
Ну, вот и пора нашему гостю отправляться обратно домой. Отдадим ему его мешок. Ой, а что, то еще в мешке осталось. Да это же лесное угощение – грибочки. Поблагодарим дядюшку Ау и попрощаемся с ним.
До свидания, дядюшка Ау, приходи к нам еще.
СПАСИБО!