Светлана Шалдина
Конспект по познавательно речевому развитию в старшей группе рассматривание картины Б. М. Кустодиева «Широкая Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательно речевому развитию (рассматривание картины) в старшей группе
на тему «Широкая Масленица» Б. М. Кустодиев
Цели: Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целое восприятие, последовательное рассматривание, знакомить детей с живописью. Развивать художественное восприятие картин видение содержания и средств выразительности живописи. Воспитывать эстетический вкус, любовь к искусству. Познакомить с названия 7 дней Масленицы, объяснить их значение. Расширять знания детей о традициях и обычаях русского народа. Развивать речь, обогащать словарный запас.
Публикация «Конспект по познавательно речевому развитию в старшей группе рассматривание картины Б, М, Кустодиева „Широкая Масленица“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Оборудование: репродукции картины Б. М. Кустодиев «Широкая Масленица», стихи русских поэтов
Ход занятия:
I. Оргмомент.
Приветствие воспитанников.
Наша земля очаровательна и прекрасна во все времена года. Но особенно сказочной и таинственной она становится с приходом белоснежной зимы
Отгадайте мою загадку: Снег на полях Лед на реках, Ветер гуляет. Когда это бывает? Дети: Зимой.
- Правильно. Какое, сейчас, время года? Какие вы знаете зимние месяцы?
Сегодня мы с вами будем говорить о Масленице. Но вначале я хочу вам напомнить, что праздник Масленица называют еще проводами зимы и встречей весны. Приходится он на конец февраля – начало марта и длится целую неделю.
Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый веселый, разгульный и ожидался он всегда с большим нетерпением. В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать. Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча. Во вторник — заигрыши. Среда — лакомки. Четверг назывался разгуляем. Пятница — тещины вечерки Суббота — золовкины посиделки Последний день Масленицы — Прощеное Воскресенье.
Встречали гостей, устраивали массовые игрища, а самое главное – мастерили чучело Масленицы из соломы, наряжали ее в женскую одежду.
- Что является символом Масленицы? Почему?
- Правильно, ребята! В феврале люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица – это праздник встречи с солнышком. А на Руси этот праздник встречали песнями, плясками и веселыми играми. В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.
В этот праздник не скучают, Все в веселье превращают.
Печь на улице стоит, Выпекать блины велит.
С маком, творогом, капустой, Чтобы было очень вкусно,
К самовару подходи – Ароматный чай бери.
Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.
Масленицу играли всем миром : взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.
Игра «Назови ласково» Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Снег-снежок. Сосулька – сосулечка. Мороз – морозец. Дерево – деревце. Ветер- ветерок. Горка – горочка. Лёд – ледок. Холод – холодок. Зима – зимушка. Санки – саночки.
Игра: «Добавь слово».
Цель: развивать мышление, внимание, смекалку, расширять словарный запас, речь.
(Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «Снег») .
Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю, (снег) С неба все скользят пушинки -Серебристые, (снежинки) На поселке, на лужок. Все снижается, (снежок) .Вот веселье для ребят -Все сильнее, (снегопад) Все бегут вперегонки, Все хотят играть в. (снежки) Словно в белый пуховик. Нарядился, (снеговик) Рядом снежная фигурка - Это девочка. (снегурка) На снегу - то, посмотри? -С красной грудкой. (снегири) Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил. (снег
Физкультурная минутка
Снег сегодня шел с утра (руки сверху вниз опускаются) Рада снегу детвора (хлопают в ладоши)
Снег на ветках (руки вверх, на дорожках (наклон вниз) На носах и на ладошках (показывают нос и ладошки)
2. Демонстрация картины
-Ребята, давайте рассмотрим картину повнимательнее. Известный русский художник Борис Михайлович Кустодиев несколько раз в своем творчестве обращался к праздничной теме проводов зимы, раскрывая ее каждый раз с ощущением радости от яркости и морозной свежести.
Кустодиев серьезно болен и уже давно не брал в руки кисти. Но после операции, превозмогая мучительные боли, находясь в кресле инвалида, он начинает работу и создает произведения о провинциальной жизни. Он пишет «Масленицу», полную веселого морозного счастья, словно противопоставляя ее болезни.
Один такой праздничный день изображен в очередной картине Кустодиева в 1919 году. В розово-золотистых лучах заката проходит массовое гулянье жителей провинциального городка. Движение праздника можно почувствовать по мчащимся саням. Произведение художника на тему зимы наполнено неподдельной радостью. Здесь вам и лихая тройка лошадей в центре полотна, ее догоняет упряжка запряженная двумя лошадьми, а на переднем плане слева скромно но весело рассекает по переулку купеческая семейная пара на санях с запряженным конем белого окраса. Проводы зимы – это особый народный праздник, который так неоднократно стремился передать Кустодиев : расписные сани, ведут неторопливую торговлю купцы и вальяжно шествует знать. Беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви - символ православия. Автор выбирает яркие цвета: ярко-красный или зеленый узор расписных саней, фасад домов. Но храм изображен светлым и расположен между красивыми деревьями. Это выражает его отношение к вере. Традиционный народный праздник долгожданной встречи весны, проводы зимы, различные состязания, из сундуков достаются лучшие наряды, обязательные блины, строительство снежного городка, перетягивание каната, раскинутые шатры и катание на санях. Лохматые ушанки, цветастые платки и шали, яркие варежки – все это мелькает словно в хороводе.
Воспитатель: Понравилась ли вам эта картина?
- Мне эта картина очень понравилась. Она пронизана невероятной красотой русской зимы и оставляет неизгладимое впечатление от ее просмотра.
-Воспитатель: ребята, послушайте, как обращается к зиме русский поэт. Кто сможет пересказать кратко сюжет картины в двух-трех предложениях? (пересказ двух детей) .
Беседа по картине.
- Какое время года изображено на картинах? (Зима)
- Скажите, пожалуйста, что художник изобразил на переднем плане картины? Что мы видим на заднем плане?
- А какая зима в нашем городе: суровая (очень холодная, снежная) или мягкая?
- Кто из вас любит зиму? Почему?
-В какие игры можно играть зимой? (Кататься на лыжах, коньках, санках, лепить снеговиков)
-Дети, какие стихотворения вы знаете о зиме? (Чтение детьми стихов о зиме) .
-Посмотрите на картину и скажите, что делают ребята?
- У кого есть санки, лыжи, коньки? Кто умеет кататься на лыжах, коньках? (ответы детей) .
-Воспитатель: Молодцы ребята, на этом занятие наше заканчивается. Вы все хорошо потрудились и узнали много нового. А запомнили ли вы автора картины «Широкая Масленица», кто может назвать? Правильно. Я всех благодарю за отличную работу