ОКСАНА ПИСАНОВА
Конспект занятия по развитию речи «Царица — зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по развитию диалогической речи в старшей группе детского сада
Образовательная область: «Познание»
НОД: развитие речи
Тема: «Царица зима»
Цель: Закреплять представление о временах года.
Коррекционно – образовательные задачи: закреплять представления признаках зимы, народных приметах.
Коррекционно - развивающие задачи : развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, мышление, музыкально творческие способности.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Царица — зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Коррекционно – речевые задачи: развивать образность, эмоциональность речи, учить использовать сравнения, метафоры, эпитеты, обогащать и активизировать словарь, доказывать свою точку зрения, приводить примеры, совершенствовать умения высказываться логично и связно, умение анализировать и делать выводы.
Коррекционно - воспитательные задачи: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Словарь: зимушка, зимующие, зимний, снежная, холодная, студёная, морозная, красивая, хрустальная, лёгкий, холодный, мягкий, сжатый, декабрь, январь, февраль.
Оборудование: картины «Времена года», аудиозапись Е. Крылатова «Три белых коня».
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы о зиме.
2. Рассматривание иллюстраций зимней тематики.
3. Наблюдения за зимней природой на прогулке.
4. Разучивание загадок об зимних явлениях.
Ход НОД:
Воспитатель:
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица-
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом-
Всё покрыла серебром!
Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке?
Дети: о зиме.
Почему зиму называют царицей?
Ответы детей.
Как вы думаете, подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»? Почему?
Ответы детей.
На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке?
Ответы детей.
Правильно это зимние месяцы. Вспомните их названия.
Ответы детей.
Да, зима- царица трёх месяцев : декабря, января, февраля. У этих месяцев есть другие названия народные. Например, декабрь народ называл «студень», «стужайло». Как вы думаете почему?
Ответы детей: он самый холодный.
Какой месяц следует за декабрём?
Ответ детей: январь.
Январь – просинец. Как вы думаете, почему его так называют?
Ответы детей.
В январе день начинает прибавляться, стоят сильные морозы, светит яркое солнце, небо синее-синее.
А какой же третий месяц зимы?
Ответ детей: февраль.
Февраль – бокогрей. Что это значит?
Это сложное слово, в нём части сразу от двух слов – «бока» и «греть». В феврале солнышко начинает пригревать, а затем возвращаются метели и морозы. Вот и получается, что с одной стороны бок пригревает, а с другой – ветер холодный поддувает. А еще февраль называют коротышкой. Потому что он самый короткий месяц. В нём 28 или 29 дней, а в других 30 31 день.
Давайте послушаем песню о зимних месяцах и потанцуем.
(Произвольный танец, Е. Крылатов «Три белых коня».
2. Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила, и на санках прокатила (Зима)
Правильно. Посмотрите на картины. Выберите, пожалуйста, ту на которой изображена зима. Подойдите к ней. (Садятся полукругом.)
Почему вы решили, что на этой картине зима?
Ответы детей: снежные шапки на деревьях, на крышах домов, лёд реке и. т. д.
Какое небо? Опишите его, пожалуйста.
Ответы детей: зимнее, облачное, со снежными тучами и. т. д.
Назовите, какие вы видите на картине деревья?
Ответы детей: берёзы, ели, сосны.
3. Дидактическая игра «Подбери словечко»
Дидактическая задача: формировать навыки словоизменения, согласования, словообразования.
Как можно назвать зиму ласково? (Зимушка)
Как называют птиц, которые не улетают в теплые края, а остаются зимовать? (Зимующие)
Как назвать день зимой? (Зимний)
Запомните слова «зима», «зимушка», «зимний», «зимующие» - это слова- родственники.
Давайте вспомним, с помощью, каких слов можно рассказать о зиме.
Ответы детей: Снежная, холодная, студёная, морозная, красивая, хрустальная и. т. д.
4. Игра «Бывает не бывает»
Дидактическая задача: развивать память детей, их знания о временах года, развивать слухоречевое внимание, восприятие.
Воспитатель задает вопросы – если ответ положительный дети хлопают в ладоши.
- Бывает снег зимой?; зелёные листья на деревьях, зимой?; жёлтые листья осенью?; дождь зимой идёт?; ручьи зимой бегут?; зелень весной?; цветы летом и. т. д.
5. Физкультминутка «Зимние забавы»
Дидактическая задача: формировать точные координированные движения в сочетании с речью.
Морозы детям не беда идут по кругу взявшись за руки
Не страшны им холода имитируют надевание шубы и ушанки
Ходим в шубках и ушанках
И катаемся на санках
А потом на лыжах встанем, идут лыжным шагом
И с горы кататься станем. Вот так!
Снег пушистый всё летает, поднимаются вверх и опускаются
А метель всё завывает.
Сколько снегу намело! показывают сугробы
Все тропинки занесло!
Мы дорожки разгребём, имитируют действия
И в снежки играть пойдём, шагают
Весело в снежки играем, приседают, лепят снежки, бросают
В цель мы метко попадаем. Вот так!
Снег сегодня белый, белый, поднимают руки вверх, и медленно опускаются.
От него кругом светло.
6. Игровое упражнение «Без чего зимы не бывает?»
Дидактическая задача: умение анализировать и делать выводы.
Воспитатель: Без чего зимы не бывает?
Ответ детей: без снега.
Правильно, без снега. Давайте поговорим о снеге, вспомним свойство снега и придумаем про него загадку.
Какой снег если его возьмёшь в руку? (Холодный.) Холодный, как что? Что еще бывает холодным? (Лёд, мороженое.) Какой снег на ощупь? (Мягкий.) Как что? (Как вата.) Какой по цвету (Белый.) Как что? (Как сахар.) Какой по весу? (Лёгкий.) Как что? (Как пух.) А теперь посмотрим получилась ли у нас загадка:
Холодный, но не лёд, белый, но не сахар,
Лёгкий, но не пух, мягкий, но не вата.
Что это такое? (Снег.)
Люди много наблюдали за явлениями природы, находили закономерности, совпадения. Так появились народные приметы, которые помогали «приспособиться» к погоде. А вы знаете зимние приметы?
7. Упражнение «Вспомни – примету»
Дидактическая задача: совершенствовать умения высказываться логично и связно.
Воспитатель говорит начало приметы, дети заканчивают её.
Зима морозная – лето …жаркое.
Много снега – много …хлеба.
Белее земля – зеленее …лето.
Иней на деревьях – значит быть …морозу.
Итог НОД:
Воспитатель: О чём мы сегодня говорили? Что вам особенно понравилось? Запомнилось?
Ответы детей.
Давайте выучим красивую загадку о зиме. И научимся говорить её медленно, побыстрее, и совсем быстро.
Хоть сама и снег, и лёд
А уходит, слёзы льёт.
Молодцы ребята! Очень хорошо поиграли, и много нового узнали.