Применение нетрадиционных приемов и материалов в процессе развития детского творчества

Анна
Применение нетрадиционных приемов и материалов в процессе развития детского творчества

Тема по самообразованию: «Применение нетрадиционных приемов и материалов в процессе развития детского творчества».

Применение нетрадиционных приемов и материалов в процессе развития детского творчества

Выполнила: Воспитатель 2 младшей группы

Федорова Анна Викторовна

«Побудители творчества, - находятся в самой

личности, в гармоничном сочетании трех сфер

жизнедеятельности человека: физической

гармонии, духовной гармонии человека и

образа, как некой интеграции природных и

абстрактных форм» (Философский

энциклопедический словарь, М. ,1989).

«Применение нетрадиционных приемов и материалов

в процессе развития детского творчества».

Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов в области нетрадиционных форм работы – из нетрадиционных материалов в процессе развития детского творчества.

Задачи:

• Формировать представление о нетрадиционной форме работы в области аппликации.

• Учить работать с нетрадиционным материалом.

• Учить проектировать нетрадиционные формы с детьми младшего дошкольного возраста в своей педагогической деятельности.

• Развивать творческие способности и умение видеть объемную фигуру.

Дошкольное детство – самый замечательный и самый важный период в жизни детей. Известно, что все самое чудесное и интересное происходит с детьми именно в этом возрасте, когда каждый ребенок является исследователем удивительного окружающего мира.

Именно в младшем дошкольном возрасте у детей формируются познавательные способности, эстетический вкус, любовь к окружающему и желание сотворить что-то свое, новое, неповторимое. Каждый малыш творчески индивидуален и мы взрослые должны не сломать хрупкие ростки индивидуальности, а развивать их через разные виды деятельности. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Детское творчество интересный и разнообразный вид деятельности, развивающий воображение, мышление, фантазию ребенка, позволяющий ребенку раскрыть всю глубину своего внутреннего мира.

Детское творчество тесно – и очень – связано с понятием «прекрасное». Ведь творчество – это такое явление в жизни ребенка, результат которого содержит в себе элементы прекрасного. Исходя из этого, можно утверждать: занимаясь творчеством, ребенок приобщается к красоте, синтезируя и интегрируя собственный эстетический опыт с общекультурным.

Развитие творчества происходит в различных видах детской деятельности: музыкальной, театральной, изобразительной, речевой и мне хотелось бы остановиться на одной из них, художественно - продуктивной деятельности, которая имеет высокий художественный уровень творческого освоения всех доступных форм и материалов и рассматривается как необходимый элемент нравственного, умственного и эстетического воспитания дошкольников.

Для развития детского творчества является необходимость использования в процессе художественно - продуктивной деятельности нетрадиционных приемов и различных материалов, которые можно сгруппировать как:

- неоформленные материалы;

- полуоформленные или «бросовые» материалы;

- природные материалы

Неоформленные материалы: бумага, ткань, проволока, шерсть, веревка и т. п. Эти материалы младшим дошкольникам доступны, работа с ними удовлетворяет детскую потребность в создании чего-то нового, в изменении формы, исследовании их свойств и возможностей. В каждом из этих материалов не задано ничего, кроме цвета, фактуры и размера. Выполненные из них поделки пробуждают у ребенка эмоции: он делает открытие и при этом радуется, удивляется, восхищается или сердится, если у него что-то не получается так, как хотелось бы. Для достижения цели ребенок прилагает усилия.

Полуоформленные или «бросовые» материалы (различные отходы от использованных изделий): коробки, пробки, пластмассовые бутылки, деревянные обрезки и т. п. по-разному видоизменяя, их дети создают новые целостные композиции и формы. Свойства и форма материала подсказывают детям замыслы для создания разнообразных поделок и игрушек. Занимаясь с различными материалами, ребенок одновременно тренирует руку и глаз, обогащает свои знания и умения.

Природные материалы: шишки, ракушки, камешки, веточки, палочки, листики, все то, что можно взять у матушки природы во время прогулок и экскурсий, отдыха на морском побережье или похода в лес. Когда ребенок работает с природным материалом, он уясняет функциональные особенности каждого материала, познает его красоту. При этом у ребенка не только формируется чувство прекрасного. Красота природных красок и форм по-своему облагораживает его душу. В наш век индустриализации и некоторой отчужденности человека от природы такой возврат к ней весьма необходим, особенно для детей, которые редко имеют возможность общения с природой.

Перечисленные выше материалы имеют свои специфические особенности, технические свойства и способы применения. Воспитатель, осуществляющий развитие детского творчества младших дошкольников, должен как можно лучше знать эти особенности, чтобы правильно подбирать материалы, нацеливать детей на их рациональное использование, знакомить ребят с доступными способами работы с каждым материалом.

Однако не стоит ждать, когда ребенок сам откроет тот или иной способ и прием творческой деятельности. Задача воспитателя – стимулировать интерес, предлагать технику сначала экспериментально и только после этого при создании образа следует знакомить с вариантами конкретной техники. Важно научить ребенка творчески преобразовывать ее специфические особенности для получения оригинальной композиции. И чем раньше это сделать, тем эффективнее он сможет пользоваться приобретенным опытом в своей деятельности. Само по себе новообразование не возникает. Необходимы условия. Речь идет об активной деятельности воспитателя. Именно он обеспечивает многосторонний процесс обучения дошкольников различным приемам творческой деятельности.

В нашей группе уделяется огромное внимание развитию детского творчества с использованием нетрадиционных приемов и разнообразных материалов. Свою работу по развитию детского творчества мы организуем на личностно-ориентированной модели воспитания и обучения, используем наглядные, словесные, игровые приемы работы. Работу с детьми мы строим в два этапа.

На первом этапе мы решаем следующие задачи:

- формировать интерес к творческой деятельности;

- овладевать простейшими техническими приемами работы с различными материалами;

- развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.

На втором этапе, когда дети уже овладели некоторыми приемами работы в нетрадиционной технике, задачи расширяются:

- продолжать формировать интерес к творческой деятельности;

- продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками, через овладение более сложными приемами работы;

- формировать относительную устойчивость замысла;

- научить детей предварительно продумывать содержания образа, способов, последовательности воплощения;

- стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов работы;

- побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов;

- развивать эстетическое восприятие, художественный вкус;

- развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.

Для развития детского творчества мы используем различные техники и приемы, которые привлекают новизной, доступностью, хорошими итоговыми результатами. Работы получаются яркими и интересными.

Одним из таких приемов является создание плоскостных и объемных картин разного содержания, музыкальных инструментов и самих игрушек. Это трудоемкий процесс, требующий длительного времени и хорошей подготовки.

На первом этапе происходит заготовка различного материала, который сортируется и укладывается для хранения в приспособленные емкости, различные баночки, коробочки, мешочки и т. п. Дети, да и взрослые тоже, с большим удовольствием собирают и приносят в детский сад разнообразные интересные материалы - это разные красивые коробочки, баночки, обертки от подарков и др. Особенно много разного материала привозиться из отпуска, так как в отпуск часто ездят в другие местности и государства - это ракушки камешки, шишки, листья растений и деревьев и т. п. У нас даже есть такая присказка: «Приносите в детский сад все, что увидите интересным, а мы решим, что с этим делать», поэтому материала у нас великое множество.

Следующий этап – это придумывание образа, сюжета картины, ее содержания. На этом этапе проводятся различные наблюдения, чтение художественной литературы, беседы, все то, что может послужить толчком к деятельности, дети рассказывают о том, где они побывали, что увидели интересного, что особенно привлекло их внимание, дружно учимся обсуждать содержание своей работы, делают зарисовки своих эмоций и впечатлений.

И вот тема выбрана, что дальше? А дальше делается схематичный рисунок будущей картины (как правило, эту работу выполняет воспитатель, так как обладает большим навыком изобразительного творчества). Далее идет подборка и примерка материала. Сначала выбираются основные материалы, на которых будет строиться весь сюжет, затем фон и вспомогательные материалы, которые подчеркивают значимость сюжета.

Дальнейший самый творческий и трудоемкий этап – процесс изготовления картины, который дети делают под чутким руководством воспитателя, познавая и переживая одно из самых прекрасных чувств – радость созидания и творчества. В первую очередь приклеиваются крупные центральные фигуры, на которые будет нацелено первое внимание, затем наносятся фоновые материалы. Нанесение фоновых деталей занимает много времени и усердия, так как каждую деталь надо аккуратно укладывать (пинцетом) к рядом лежащей, а это, как правило, мелкие материалы: семена, косточки, палочки, камешки, ракушек и т. п. Однако в некоторых случаях сначала наносится фон, а потом центральные детали – это когда картина не сюжетная, а предметная. Когда картина практически готова, она дополняется различными мелкими деталями, которые подчеркивают сам сюжет и придают некоторый шарм. Завершающий процесс покрытие картины лаком выполняется только воспитателем.

Самый же приятный – это заключительный этап, когда созданный совместными усилиями шедевр занимает место в интерьере группы или холла детского сада, когда можно с гордостью показать свою работу родителям и взахлеб рассказать о процессе творчества и о перспективе на будущее.

В своем творчестве мы не боимся экспериментировать с сочетанием различных материалов. Нами уже выполнены музыкальные инструмент «Шумовые» (приложение 1, новогодние украшение «Крышечка гирлянда», «Конфетки» (приложение 4, дидактическая игра с крышечками (приложение 2, открытки (приложение 3). А также сама созданная картина «Море» (приложение 5).

В процессе работы развивается:

- мелкая моторика пальцев рук (что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга);

- сенсорное восприятие, глазомер;

- логическое воображение;

- волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т. п.);

- художественные способности и эстетический вкус;

-сформированность доброжелательности к товарищам, чувство коллективизма и взаимопомощи;

- сформированность самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

Нетрадиционные приемы демонстрируют необычайные сочетания материалов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и развитию детского творчества. А мы знаем, что творчество способствует гармоничному развитию личности и проявляется на основе деятельности, которая помогает ребенку творить, проявлять свою индивидуальность, дает определенную свободу, так как творчество и деятельность – это не два исключающих друг друга понятия, а две стороны одного явления.

Подводя итоги своего выступления, хочется отметить, что в перспективе мы планируем продолжать и углублять работу по данной теме в тесном взаимодействии с родителями.

Список литературы:

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., СОЮЗ, 1997

2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., Издательский центр Академия, 1999

3. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М., Педагогика,1983

4. Комарова Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М., Педагогика, 1987

5. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., Просвещение,1982

Приложение 1

Музыкальные инструмент «Шумовые»

индивидуальная работа (сентябрь -октябрь)

Материал: Пластиковые яйцо разных цветов и размеров, вата, горох, фасоль, песок, скотч, наклейки и т. д.

Ход работы: - рассмотреть различные музыкальные инструменты, послушать их.

- рассмотреть предлагаемый материал и обсудить как его можно использовать.

- индивидуально с каждым ребенком наполнить пластиковое яйцо выбранным материалом, украсить наклейками.

- поиграть в шумовой оркестр.

Приложение 2

Дидактическая игра с крышечками

(сентябрь – октябрь)

«Логическая цепочка»

Материал: деревянные рейки, крышки из-под воды большие, саморезы, краски, двухсторонний скотч, самоклеящаяся бумага «черная», цветной фетр, ножницы, карандаш простой.

Ход работы: - собрать из деревянных реек основу под крышечки.

- выбор с детьми цвет для покраски. Дети выбирают какой цвет.

- совместно с детьми покрываем основу краской.

- лаком покрывает воспитатель и прикрепляет часть под крышечки пробку саморезами.

- вырезается воспитателем круги из самоклеящийся бумаги черного цвета круги и круги из фетра по количеству крышек.

- совместно с детьми приклеивается на подготовленные крышечки на двух сторонний скотч круги из фетра.

Приложение 3

Открытка «С днем матери» техника аппликации Айрис-фолдинг

(октябрь -ноябрь)

Материал: однотонная цветом бумага для рамки (разовая бумажная пеленка зеленая, рекламные буклеты, цветная бумага для принтера одного цвета (желтая, двух сторонний скотч, ножницы, линейка, карандаш.

Ход работы: - познакомить детей с разными видами открыток для мамы.

- решить с детками какую они бы хотели подарить, подвести к тому что открытка будет виде формы «сердечка» для мамы.

- заготовить все для открытки (форма, трафарет, полоски из рекламных брошюр).

- индивидуально с каждым ребенком выкладываем сердечко в технике аппликации Айрис-фолдинг.

- готовые открытки украшаем до полного завершения образа (маленькое сердечко, стразы и надпись).

Приложение 4

Новогодние украшение «Крышечка гирлянда»

(коллективная работа - декабрь).

Материал: крышечки из-под детского пюре, бельевая веревка.

Ход работы: - обсуждение с детьми из предложенного материала украшение для уличного участка (варианты предложения игрушки на ниточке, цепочка, гирлянда).

- при выборе единого изготовления гирлянды дети совместно с воспитателем нанизываю крышечки на нитку, воспитатель связывает крышечки.

- из готовых гирлянды из крышечек украшаем наш участок для прогулки.

Новогодние украшение «Конфетки»

(коллективная работа - декабрь).

Материал: Упаковочная бумага для подарков, ленты, втулка из под пленки, картон, ножницы, скотч.

Ход работы: - рассмотреть, как выглядят конфеты.

- решить какой размер будет у конфет, каким цветом.

- совместно с детьми закрутить картон в трубочку.

- обвернуть основы под конфеты (втулки и трубочки из картона) упаковочной бумагой.

- завязать лентой и подклеть скотчем по краю. Развесить на участке прогулочном.

Приложение 5

Картина «Море» из природного и бросового материала.

(февраль-апрель)

Материал: природный материал (камушки, ракушки, семена, косточки, веточки, бумажные салфетки (зеленый, голубой, жёлтый, белый цвет, клей ПВА, картон форматом А3 (за основу можно взять картон от коробки, карандаш.

Ход работы: - рассмотреть разные пейзажи с детьми (лес, поля, горы, море). (Заранее решается с детьми что они будут делать и какой примерно материал им понадобиться).

- делается схематичный рисунок будущей картины (как правило, эту работу выполняет воспитатель).

- приклеиваются крупные центральные фигуры, на которые будет нацелено первое внимание.

- затем наносятся фоновые материалы, а это, как правило, мелкие материалы: семена, косточки, палочки, камешки, ракушки и т. п.

- покрытие картины лаком выполняется только воспитателем.

- размещение картины «Море» на обозрение родителям.

Публикации по теме:

Применение камешков Марблс — один из нетрадиционных приемов обученияПрименение камешков Марблс — один из нетрадиционных приемов обучения Фотоотчёт «Умные камешки»Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. А это.

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.

«Люблю я макароны» или применение нетрадиционных методов развития мелкой моторики — развивающие игры дошкольников«Люблю я макароны» или применение нетрадиционных методов развития мелкой моторики — развивающие игры дошкольников О том, что мне нравиться использовать в работе что-то необычное, я писала в предыдущих публикациях. Сегодня хочу остановиться на применении.

Мастер-класс конструирования в нетрадиционной технике «Пудель» из нетрадиционных материалов для совместного творчестваМастер-класс конструирования в нетрадиционной технике «Пудель» из нетрадиционных материалов для совместного творчества Мастер – класс: Конструирование в нетрадиционной технике «Пудель» их нетрадиционных материалов Автор: Федосеева Юлия Владимировна Возраст:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение нетрадиционных приемов и материалов в процессе развития детского творчества
Опубликовано: 3 февраля 2023 в 04:45
+74Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 32.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 марта. День огорода на подоконнике

 Для настоящего огородника всегда сезон, ведь грядки можно разбить и на подоконнике. Это несложно, а в награду всегда под рукой будет свежая зелень. Сегодняшний тематический день посвящен изучению с...

30 марта. День вулканолога

30 марта в России отмечается День вулканолога. Без работы люди этой профессии в нашей стране не окажутся: ведь у нас есть такие мощные центры вулканической активности, как полуостров Камчатка и Курильские...


Горячие темочки