Анна
Применение нетрадиционных приемов и материалов в процессе развития детского творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Тема по самообразованию: «Применение нетрадиционных приемов и материалов в процессе развития детского творчества».
Выполнила: Воспитатель 2 младшей группы
Федорова Анна Викторовна
«Побудители творчества, - находятся в самой
личности, в гармоничном сочетании трех сфер
жизнедеятельности человека: физической
гармонии, духовной гармонии человека и
образа, как некой интеграции природных и
Публикация «Применение нетрадиционных приемов и материалов в процессе развития детского творчества» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
абстрактных форм» (Философский
энциклопедический словарь, М. ,1989).
«Применение нетрадиционных приемов и материалов
в процессе развития детского творчества».
Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов в области нетрадиционных форм работы – из нетрадиционных материалов в процессе развития детского творчества.
Задачи:
• Формировать представление о нетрадиционной форме работы в области аппликации.
• Учить работать с нетрадиционным материалом.
• Учить проектировать нетрадиционные формы с детьми младшего дошкольного возраста в своей педагогической деятельности.
• Развивать творческие способности и умение видеть объемную фигуру.
Дошкольное детство – самый замечательный и самый важный период в жизни детей. Известно, что все самое чудесное и интересное происходит с детьми именно в этом возрасте, когда каждый ребенок является исследователем удивительного окружающего мира.
Именно в младшем дошкольном возрасте у детей формируются познавательные способности, эстетический вкус, любовь к окружающему и желание сотворить что-то свое, новое, неповторимое. Каждый малыш творчески индивидуален и мы взрослые должны не сломать хрупкие ростки индивидуальности, а развивать их через разные виды деятельности. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Детское творчество интересный и разнообразный вид деятельности, развивающий воображение, мышление, фантазию ребенка, позволяющий ребенку раскрыть всю глубину своего внутреннего мира.
Детское творчество тесно – и очень – связано с понятием «прекрасное». Ведь творчество – это такое явление в жизни ребенка, результат которого содержит в себе элементы прекрасного. Исходя из этого, можно утверждать: занимаясь творчеством, ребенок приобщается к красоте, синтезируя и интегрируя собственный эстетический опыт с общекультурным.
Развитие творчества происходит в различных видах детской деятельности: музыкальной, театральной, изобразительной, речевой и мне хотелось бы остановиться на одной из них, художественно - продуктивной деятельности, которая имеет высокий художественный уровень творческого освоения всех доступных форм и материалов и рассматривается как необходимый элемент нравственного, умственного и эстетического воспитания дошкольников.
Для развития детского творчества является необходимость использования в процессе художественно - продуктивной деятельности нетрадиционных приемов и различных материалов, которые можно сгруппировать как:
- неоформленные материалы;
- полуоформленные или «бросовые» материалы;
- природные материалы
Неоформленные материалы: бумага, ткань, проволока, шерсть, веревка и т. п. Эти материалы младшим дошкольникам доступны, работа с ними удовлетворяет детскую потребность в создании чего-то нового, в изменении формы, исследовании их свойств и возможностей. В каждом из этих материалов не задано ничего, кроме цвета, фактуры и размера. Выполненные из них поделки пробуждают у ребенка эмоции: он делает открытие и при этом радуется, удивляется, восхищается или сердится, если у него что-то не получается так, как хотелось бы. Для достижения цели ребенок прилагает усилия.
Полуоформленные или «бросовые» материалы (различные отходы от использованных изделий): коробки, пробки, пластмассовые бутылки, деревянные обрезки и т. п. по-разному видоизменяя, их дети создают новые целостные композиции и формы. Свойства и форма материала подсказывают детям замыслы для создания разнообразных поделок и игрушек. Занимаясь с различными материалами, ребенок одновременно тренирует руку и глаз, обогащает свои знания и умения.
Природные материалы: шишки, ракушки, камешки, веточки, палочки, листики, все то, что можно взять у матушки природы во время прогулок и экскурсий, отдыха на морском побережье или похода в лес. Когда ребенок работает с природным материалом, он уясняет функциональные особенности каждого материала, познает его красоту. При этом у ребенка не только формируется чувство прекрасного. Красота природных красок и форм по-своему облагораживает его душу. В наш век индустриализации и некоторой отчужденности человека от природы такой возврат к ней весьма необходим, особенно для детей, которые редко имеют возможность общения с природой.
Перечисленные выше материалы имеют свои специфические особенности, технические свойства и способы применения. Воспитатель, осуществляющий развитие детского творчества младших дошкольников, должен как можно лучше знать эти особенности, чтобы правильно подбирать материалы, нацеливать детей на их рациональное использование, знакомить ребят с доступными способами работы с каждым материалом.
Однако не стоит ждать, когда ребенок сам откроет тот или иной способ и прием творческой деятельности. Задача воспитателя – стимулировать интерес, предлагать технику сначала экспериментально и только после этого при создании образа следует знакомить с вариантами конкретной техники. Важно научить ребенка творчески преобразовывать ее специфические особенности для получения оригинальной композиции. И чем раньше это сделать, тем эффективнее он сможет пользоваться приобретенным опытом в своей деятельности. Само по себе новообразование не возникает. Необходимы условия. Речь идет об активной деятельности воспитателя. Именно он обеспечивает многосторонний процесс обучения дошкольников различным приемам творческой деятельности.
В нашей группе уделяется огромное внимание развитию детского творчества с использованием нетрадиционных приемов и разнообразных материалов. Свою работу по развитию детского творчества мы организуем на личностно-ориентированной модели воспитания и обучения, используем наглядные, словесные, игровые приемы работы. Работу с детьми мы строим в два этапа.
На первом этапе мы решаем следующие задачи:
- формировать интерес к творческой деятельности;
- овладевать простейшими техническими приемами работы с различными материалами;
- развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.
На втором этапе, когда дети уже овладели некоторыми приемами работы в нетрадиционной технике, задачи расширяются:
- продолжать формировать интерес к творческой деятельности;
- продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками, через овладение более сложными приемами работы;
- формировать относительную устойчивость замысла;
- научить детей предварительно продумывать содержания образа, способов, последовательности воплощения;
- стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов работы;
- побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов;
- развивать эстетическое восприятие, художественный вкус;
- развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.
Для развития детского творчества мы используем различные техники и приемы, которые привлекают новизной, доступностью, хорошими итоговыми результатами. Работы получаются яркими и интересными.
Одним из таких приемов является создание плоскостных и объемных картин разного содержания, музыкальных инструментов и самих игрушек. Это трудоемкий процесс, требующий длительного времени и хорошей подготовки.
На первом этапе происходит заготовка различного материала, который сортируется и укладывается для хранения в приспособленные емкости, различные баночки, коробочки, мешочки и т. п. Дети, да и взрослые тоже, с большим удовольствием собирают и приносят в детский сад разнообразные интересные материалы - это разные красивые коробочки, баночки, обертки от подарков и др. Особенно много разного материала привозиться из отпуска, так как в отпуск часто ездят в другие местности и государства - это ракушки камешки, шишки, листья растений и деревьев и т. п. У нас даже есть такая присказка: «Приносите в детский сад все, что увидите интересным, а мы решим, что с этим делать», поэтому материала у нас великое множество.
Следующий этап – это придумывание образа, сюжета картины, ее содержания. На этом этапе проводятся различные наблюдения, чтение художественной литературы, беседы, все то, что может послужить толчком к деятельности, дети рассказывают о том, где они побывали, что увидели интересного, что особенно привлекло их внимание, дружно учимся обсуждать содержание своей работы, делают зарисовки своих эмоций и впечатлений.
И вот тема выбрана, что дальше? А дальше делается схематичный рисунок будущей картины (как правило, эту работу выполняет воспитатель, так как обладает большим навыком изобразительного творчества). Далее идет подборка и примерка материала. Сначала выбираются основные материалы, на которых будет строиться весь сюжет, затем фон и вспомогательные материалы, которые подчеркивают значимость сюжета.
Дальнейший самый творческий и трудоемкий этап – процесс изготовления картины, который дети делают под чутким руководством воспитателя, познавая и переживая одно из самых прекрасных чувств – радость созидания и творчества. В первую очередь приклеиваются крупные центральные фигуры, на которые будет нацелено первое внимание, затем наносятся фоновые материалы. Нанесение фоновых деталей занимает много времени и усердия, так как каждую деталь надо аккуратно укладывать (пинцетом) к рядом лежащей, а это, как правило, мелкие материалы: семена, косточки, палочки, камешки, ракушек и т. п. Однако в некоторых случаях сначала наносится фон, а потом центральные детали – это когда картина не сюжетная, а предметная. Когда картина практически готова, она дополняется различными мелкими деталями, которые подчеркивают сам сюжет и придают некоторый шарм. Завершающий процесс покрытие картины лаком выполняется только воспитателем.
Самый же приятный – это заключительный этап, когда созданный совместными усилиями шедевр занимает место в интерьере группы или холла детского сада, когда можно с гордостью показать свою работу родителям и взахлеб рассказать о процессе творчества и о перспективе на будущее.
В своем творчестве мы не боимся экспериментировать с сочетанием различных материалов. Нами уже выполнены музыкальные инструмент «Шумовые» (приложение 1, новогодние украшение «Крышечка гирлянда», «Конфетки» (приложение 4, дидактическая игра с крышечками (приложение 2, открытки (приложение 3). А также сама созданная картина «Море» (приложение 5).
В процессе работы развивается:
- мелкая моторика пальцев рук (что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга);
- сенсорное восприятие, глазомер;
- логическое воображение;
- волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т. п.);
- художественные способности и эстетический вкус;
-сформированность доброжелательности к товарищам, чувство коллективизма и взаимопомощи;
- сформированность самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.
Нетрадиционные приемы демонстрируют необычайные сочетания материалов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и развитию детского творчества. А мы знаем, что творчество способствует гармоничному развитию личности и проявляется на основе деятельности, которая помогает ребенку творить, проявлять свою индивидуальность, дает определенную свободу, так как творчество и деятельность – это не два исключающих друг друга понятия, а две стороны одного явления.
Подводя итоги своего выступления, хочется отметить, что в перспективе мы планируем продолжать и углублять работу по данной теме в тесном взаимодействии с родителями.
Список литературы:
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., СОЮЗ, 1997
2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., Издательский центр Академия, 1999
3. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М., Педагогика,1983
4. Комарова Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М., Педагогика, 1987
5. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., Просвещение,1982
Приложение 1
Музыкальные инструмент «Шумовые»
индивидуальная работа (сентябрь -октябрь)
Материал: Пластиковые яйцо разных цветов и размеров, вата, горох, фасоль, песок, скотч, наклейки и т. д.
Ход работы: - рассмотреть различные музыкальные инструменты, послушать их.
- рассмотреть предлагаемый материал и обсудить как его можно использовать.
- индивидуально с каждым ребенком наполнить пластиковое яйцо выбранным материалом, украсить наклейками.
- поиграть в шумовой оркестр.
Приложение 2
Дидактическая игра с крышечками
(сентябрь – октябрь)
«Логическая цепочка»
Материал: деревянные рейки, крышки из-под воды большие, саморезы, краски, двухсторонний скотч, самоклеящаяся бумага «черная», цветной фетр, ножницы, карандаш простой.
Ход работы: - собрать из деревянных реек основу под крышечки.
- выбор с детьми цвет для покраски. Дети выбирают какой цвет.
- совместно с детьми покрываем основу краской.
- лаком покрывает воспитатель и прикрепляет часть под крышечки пробку саморезами.
- вырезается воспитателем круги из самоклеящийся бумаги черного цвета круги и круги из фетра по количеству крышек.
- совместно с детьми приклеивается на подготовленные крышечки на двух сторонний скотч круги из фетра.
Приложение 3
Открытка «С днем матери» техника аппликации Айрис-фолдинг
(октябрь -ноябрь)
Материал: однотонная цветом бумага для рамки (разовая бумажная пеленка зеленая, рекламные буклеты, цветная бумага для принтера одного цвета (желтая, двух сторонний скотч, ножницы, линейка, карандаш.
Ход работы: - познакомить детей с разными видами открыток для мамы.
- решить с детками какую они бы хотели подарить, подвести к тому что открытка будет виде формы «сердечка» для мамы.
- заготовить все для открытки (форма, трафарет, полоски из рекламных брошюр).
- индивидуально с каждым ребенком выкладываем сердечко в технике аппликации Айрис-фолдинг.
- готовые открытки украшаем до полного завершения образа (маленькое сердечко, стразы и надпись).
Приложение 4
Новогодние украшение «Крышечка гирлянда»
(коллективная работа - декабрь).
Материал: крышечки из-под детского пюре, бельевая веревка.
Ход работы: - обсуждение с детьми из предложенного материала украшение для уличного участка (варианты предложения игрушки на ниточке, цепочка, гирлянда).
- при выборе единого изготовления гирлянды дети совместно с воспитателем нанизываю крышечки на нитку, воспитатель связывает крышечки.
- из готовых гирлянды из крышечек украшаем наш участок для прогулки.
Новогодние украшение «Конфетки»
(коллективная работа - декабрь).
Материал: Упаковочная бумага для подарков, ленты, втулка из под пленки, картон, ножницы, скотч.
Ход работы: - рассмотреть, как выглядят конфеты.
- решить какой размер будет у конфет, каким цветом.
- совместно с детьми закрутить картон в трубочку.
- обвернуть основы под конфеты (втулки и трубочки из картона) упаковочной бумагой.
- завязать лентой и подклеть скотчем по краю. Развесить на участке прогулочном.
Приложение 5
Картина «Море» из природного и бросового материала.
(февраль-апрель)
Материал: природный материал (камушки, ракушки, семена, косточки, веточки, бумажные салфетки (зеленый, голубой, жёлтый, белый цвет, клей ПВА, картон форматом А3 (за основу можно взять картон от коробки, карандаш.
Ход работы: - рассмотреть разные пейзажи с детьми (лес, поля, горы, море). (Заранее решается с детьми что они будут делать и какой примерно материал им понадобиться).
- делается схематичный рисунок будущей картины (как правило, эту работу выполняет воспитатель).
- приклеиваются крупные центральные фигуры, на которые будет нацелено первое внимание.
- затем наносятся фоновые материалы, а это, как правило, мелкие материалы: семена, косточки, палочки, камешки, ракушки и т. п.
- покрытие картины лаком выполняется только воспитателем.
- размещение картины «Море» на обозрение родителям.