Получи документы

Применение нетрадиционных приемов и материалов в процессе развития детского творчества (5 фото)

Анна
Применение нетрадиционных приемов и материалов в процессе развития детского творчества
▼ Скачать + Заказать документы

Тема по самообразованию: «Применение нетрадиционных приемов и материалов в процессе развития детского творчества».

Применение нетрадиционных приемов и материалов в процессе развития детского творчества

Выполнила: Воспитатель 2 младшей группы

Федорова Анна Викторовна

«Побудители творчества, - находятся в самой

личности, в гармоничном сочетании трех сфер

жизнедеятельности человека: физической

гармонии, духовной гармонии человека и

образа, как некой интеграции природных и

Публикация «Применение нетрадиционных приемов и материалов в процессе развития детского творчества» размещена в разделах

абстрактных форм» (Философский

энциклопедический словарь, М. ,1989).

«Применение нетрадиционных приемов и материалов

в процессе развития детского творчества».

Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов в области нетрадиционных форм работы – из нетрадиционных материалов в процессе развития детского творчества.

Задачи:

• Формировать представление о нетрадиционной форме работы в области аппликации.

• Учить работать с нетрадиционным материалом.

• Учить проектировать нетрадиционные формы с детьми младшего дошкольного возраста в своей педагогической деятельности.

• Развивать творческие способности и умение видеть объемную фигуру.

Дошкольное детство – самый замечательный и самый важный период в жизни детей. Известно, что все самое чудесное и интересное происходит с детьми именно в этом возрасте, когда каждый ребенок является исследователем удивительного окружающего мира.

Именно в младшем дошкольном возрасте у детей формируются познавательные способности, эстетический вкус, любовь к окружающему и желание сотворить что-то свое, новое, неповторимое. Каждый малыш творчески индивидуален и мы взрослые должны не сломать хрупкие ростки индивидуальности, а развивать их через разные виды деятельности. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Детское творчество интересный и разнообразный вид деятельности, развивающий воображение, мышление, фантазию ребенка, позволяющий ребенку раскрыть всю глубину своего внутреннего мира.

Детское творчество тесно – и очень – связано с понятием «прекрасное». Ведь творчество – это такое явление в жизни ребенка, результат которого содержит в себе элементы прекрасного. Исходя из этого, можно утверждать: занимаясь творчеством, ребенок приобщается к красоте, синтезируя и интегрируя собственный эстетический опыт с общекультурным.

Развитие творчества происходит в различных видах детской деятельности: музыкальной, театральной, изобразительной, речевой и мне хотелось бы остановиться на одной из них, художественно - продуктивной деятельности, которая имеет высокий художественный уровень творческого освоения всех доступных форм и материалов и рассматривается как необходимый элемент нравственного, умственного и эстетического воспитания дошкольников.

Для развития детского творчества является необходимость использования в процессе художественно - продуктивной деятельности нетрадиционных приемов и различных материалов, которые можно сгруппировать как:

- неоформленные материалы;

- полуоформленные или «бросовые» материалы;

- природные материалы

Неоформленные материалы: бумага, ткань, проволока, шерсть, веревка и т. п. Эти материалы младшим дошкольникам доступны, работа с ними удовлетворяет детскую потребность в создании чего-то нового, в изменении формы, исследовании их свойств и возможностей. В каждом из этих материалов не задано ничего, кроме цвета, фактуры и размера. Выполненные из них поделки пробуждают у ребенка эмоции: он делает открытие и при этом радуется, удивляется, восхищается или сердится, если у него что-то не получается так, как хотелось бы. Для достижения цели ребенок прилагает усилия.

Полуоформленные или «бросовые» материалы (различные отходы от использованных изделий): коробки, пробки, пластмассовые бутылки, деревянные обрезки и т. п. по-разному видоизменяя, их дети создают новые целостные композиции и формы. Свойства и форма материала подсказывают детям замыслы для создания разнообразных поделок и игрушек. Занимаясь с различными материалами, ребенок одновременно тренирует руку и глаз, обогащает свои знания и умения.

Природные материалы: шишки, ракушки, камешки, веточки, палочки, листики, все то, что можно взять у матушки природы во время прогулок и экскурсий, отдыха на морском побережье или похода в лес. Когда ребенок работает с природным материалом, он уясняет функциональные особенности каждого материала, познает его красоту. При этом у ребенка не только формируется чувство прекрасного. Красота природных красок и форм по-своему облагораживает его душу. В наш век индустриализации и некоторой отчужденности человека от природы такой возврат к ней весьма необходим, особенно для детей, которые редко имеют возможность общения с природой.

Перечисленные выше материалы имеют свои специфические особенности, технические свойства и способы применения. Воспитатель, осуществляющий развитие детского творчества младших дошкольников, должен как можно лучше знать эти особенности, чтобы правильно подбирать материалы, нацеливать детей на их рациональное использование, знакомить ребят с доступными способами работы с каждым материалом.

Однако не стоит ждать, когда ребенок сам откроет тот или иной способ и прием творческой деятельности. Задача воспитателя – стимулировать интерес, предлагать технику сначала экспериментально и только после этого при создании образа следует знакомить с вариантами конкретной техники. Важно научить ребенка творчески преобразовывать ее специфические особенности для получения оригинальной композиции. И чем раньше это сделать, тем эффективнее он сможет пользоваться приобретенным опытом в своей деятельности. Само по себе новообразование не возникает. Необходимы условия. Речь идет об активной деятельности воспитателя. Именно он обеспечивает многосторонний процесс обучения дошкольников различным приемам творческой деятельности.

В нашей группе уделяется огромное внимание развитию детского творчества с использованием нетрадиционных приемов и разнообразных материалов. Свою работу по развитию детского творчества мы организуем на личностно-ориентированной модели воспитания и обучения, используем наглядные, словесные, игровые приемы работы. Работу с детьми мы строим в два этапа.

На первом этапе мы решаем следующие задачи:

- формировать интерес к творческой деятельности;

- овладевать простейшими техническими приемами работы с различными материалами;

- развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.

На втором этапе, когда дети уже овладели некоторыми приемами работы в нетрадиционной технике, задачи расширяются:

- продолжать формировать интерес к творческой деятельности;

- продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками, через овладение более сложными приемами работы;

- формировать относительную устойчивость замысла;

- научить детей предварительно продумывать содержания образа, способов, последовательности воплощения;

- стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов работы;

- побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов;

- развивать эстетическое восприятие, художественный вкус;

- развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.

Для развития детского творчества мы используем различные техники и приемы, которые привлекают новизной, доступностью, хорошими итоговыми результатами. Работы получаются яркими и интересными.

Одним из таких приемов является создание плоскостных и объемных картин разного содержания, музыкальных инструментов и самих игрушек. Это трудоемкий процесс, требующий длительного времени и хорошей подготовки.

На первом этапе происходит заготовка различного материала, который сортируется и укладывается для хранения в приспособленные емкости, различные баночки, коробочки, мешочки и т. п. Дети, да и взрослые тоже, с большим удовольствием собирают и приносят в детский сад разнообразные интересные материалы - это разные красивые коробочки, баночки, обертки от подарков и др. Особенно много разного материала привозиться из отпуска, так как в отпуск часто ездят в другие местности и государства - это ракушки камешки, шишки, листья растений и деревьев и т. п. У нас даже есть такая присказка: «Приносите в детский сад все, что увидите интересным, а мы решим, что с этим делать», поэтому материала у нас великое множество.

Следующий этап – это придумывание образа, сюжета картины, ее содержания. На этом этапе проводятся различные наблюдения, чтение художественной литературы, беседы, все то, что может послужить толчком к деятельности, дети рассказывают о том, где они побывали, что увидели интересного, что особенно привлекло их внимание, дружно учимся обсуждать содержание своей работы, делают зарисовки своих эмоций и впечатлений.

И вот тема выбрана, что дальше? А дальше делается схематичный рисунок будущей картины (как правило, эту работу выполняет воспитатель, так как обладает большим навыком изобразительного творчества). Далее идет подборка и примерка материала. Сначала выбираются основные материалы, на которых будет строиться весь сюжет, затем фон и вспомогательные материалы, которые подчеркивают значимость сюжета.

Дальнейший самый творческий и трудоемкий этап – процесс изготовления картины, который дети делают под чутким руководством воспитателя, познавая и переживая одно из самых прекрасных чувств – радость созидания и творчества. В первую очередь приклеиваются крупные центральные фигуры, на которые будет нацелено первое внимание, затем наносятся фоновые материалы. Нанесение фоновых деталей занимает много времени и усердия, так как каждую деталь надо аккуратно укладывать (пинцетом) к рядом лежащей, а это, как правило, мелкие материалы: семена, косточки, палочки, камешки, ракушек и т. п. Однако в некоторых случаях сначала наносится фон, а потом центральные детали – это когда картина не сюжетная, а предметная. Когда картина практически готова, она дополняется различными мелкими деталями, которые подчеркивают сам сюжет и придают некоторый шарм. Завершающий процесс покрытие картины лаком выполняется только воспитателем.

Самый же приятный – это заключительный этап, когда созданный совместными усилиями шедевр занимает место в интерьере группы или холла детского сада, когда можно с гордостью показать свою работу родителям и взахлеб рассказать о процессе творчества и о перспективе на будущее.

В своем творчестве мы не боимся экспериментировать с сочетанием различных материалов. Нами уже выполнены музыкальные инструмент «Шумовые» (приложение 1, новогодние украшение «Крышечка гирлянда», «Конфетки» (приложение 4, дидактическая игра с крышечками (приложение 2, открытки (приложение 3). А также сама созданная картина «Море» (приложение 5).

В процессе работы развивается:

- мелкая моторика пальцев рук (что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга);

- сенсорное восприятие, глазомер;

- логическое воображение;

- волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т. п.);

- художественные способности и эстетический вкус;

-сформированность доброжелательности к товарищам, чувство коллективизма и взаимопомощи;

- сформированность самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

Нетрадиционные приемы демонстрируют необычайные сочетания материалов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и развитию детского творчества. А мы знаем, что творчество способствует гармоничному развитию личности и проявляется на основе деятельности, которая помогает ребенку творить, проявлять свою индивидуальность, дает определенную свободу, так как творчество и деятельность – это не два исключающих друг друга понятия, а две стороны одного явления.

Подводя итоги своего выступления, хочется отметить, что в перспективе мы планируем продолжать и углублять работу по данной теме в тесном взаимодействии с родителями.

Список литературы:

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., СОЮЗ, 1997

2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., Издательский центр Академия, 1999

3. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М., Педагогика,1983

4. Комарова Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М., Педагогика, 1987

5. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., Просвещение,1982

Приложение 1

Музыкальные инструмент «Шумовые»

индивидуальная работа (сентябрь -октябрь)

Материал: Пластиковые яйцо разных цветов и размеров, вата, горох, фасоль, песок, скотч, наклейки и т. д.

Ход работы: - рассмотреть различные музыкальные инструменты, послушать их.

- рассмотреть предлагаемый материал и обсудить как его можно использовать.

- индивидуально с каждым ребенком наполнить пластиковое яйцо выбранным материалом, украсить наклейками.

- поиграть в шумовой оркестр.

Приложение 2

Дидактическая игра с крышечками

(сентябрь – октябрь)

«Логическая цепочка»

Материал: деревянные рейки, крышки из-под воды большие, саморезы, краски, двухсторонний скотч, самоклеящаяся бумага «черная», цветной фетр, ножницы, карандаш простой.

Ход работы: - собрать из деревянных реек основу под крышечки.

- выбор с детьми цвет для покраски. Дети выбирают какой цвет.

- совместно с детьми покрываем основу краской.

- лаком покрывает воспитатель и прикрепляет часть под крышечки пробку саморезами.

- вырезается воспитателем круги из самоклеящийся бумаги черного цвета круги и круги из фетра по количеству крышек.

- совместно с детьми приклеивается на подготовленные крышечки на двух сторонний скотч круги из фетра.

Фото №1 Тема по самообразованию Применение нетрадиционных приемов и материалов в процессе

Приложение 3

Открытка «С днем матери» техника аппликации Айрис-фолдинг

(октябрь -ноябрь)

Материал: однотонная цветом бумага для рамки (разовая бумажная пеленка зеленая, рекламные буклеты, цветная бумага для принтера одного цвета (желтая, двух сторонний скотч, ножницы, линейка, карандаш.

Ход работы: - познакомить детей с разными видами открыток для мамы.

- решить с детками какую они бы хотели подарить, подвести к тому что открытка будет виде формы «сердечка» для мамы.

- заготовить все для открытки (форма, трафарет, полоски из рекламных брошюр).

- индивидуально с каждым ребенком выкладываем сердечко в технике аппликации Айрис-фолдинг.

- готовые открытки украшаем до полного завершения образа (маленькое сердечко, стразы и надпись).

Фото №2 Развитие ребенка

Приложение 4

Новогодние украшение «Крышечка гирлянда»

(коллективная работа - декабрь).

Материал: крышечки из-под детского пюре, бельевая веревка.

Ход работы: - обсуждение с детьми из предложенного материала украшение для уличного участка (варианты предложения игрушки на ниточке, цепочка, гирлянда).

- при выборе единого изготовления гирлянды дети совместно с воспитателем нанизываю крышечки на нитку, воспитатель связывает крышечки.

- из готовых гирлянды из крышечек украшаем наш участок для прогулки.

Фото №3 Материалы для педагогов развития детского творчества

Новогодние украшение «Конфетки»

(коллективная работа - декабрь).

Материал: Упаковочная бумага для подарков, ленты, втулка из под пленки, картон, ножницы, скотч.

Ход работы: - рассмотреть, как выглядят конфеты.

- решить какой размер будет у конфет, каким цветом.

- совместно с детьми закрутить картон в трубочку.

- обвернуть основы под конфеты (втулки и трубочки из картона) упаковочной бумагой.

- завязать лентой и подклеть скотчем по краю. Развесить на участке прогулочном.

Фото №4 Материалы для педагогов Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший конспект занятия НОД февраль абстрактных форм Философский энциклопедический словарь М

Приложение 5

Картина «Море» из природного и бросового материала.

(февраль-апрель)

Материал: природный материал (камушки, ракушки, семена, косточки, веточки, бумажные салфетки (зеленый, голубой, жёлтый, белый цвет, клей ПВА, картон форматом А3 (за основу можно взять картон от коробки, карандаш.

Ход работы: - рассмотреть разные пейзажи с детьми (лес, поля, горы, море). (Заранее решается с детьми что они будут делать и какой примерно материал им понадобиться).

- делается схематичный рисунок будущей картины (как правило, эту работу выполняет воспитатель).

- приклеиваются крупные центральные фигуры, на которые будет нацелено первое внимание.

- затем наносятся фоновые материалы, а это, как правило, мелкие материалы: семена, косточки, палочки, камешки, ракушки и т. п.

- покрытие картины лаком выполняется только воспитателем.

- размещение картины «Море» на обозрение родителям.

Публикации по теме:

Применение камешков Марблс — один из нетрадиционных приемов обученияПрименение камешков Марблс — один из нетрадиционных приемов обучения Фотоотчёт «Умные камешки»Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. А это.

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.

«Люблю я макароны» или применение нетрадиционных методов развития мелкой моторики — развивающие игры дошкольников«Люблю я макароны» или применение нетрадиционных методов развития мелкой моторики — развивающие игры дошкольников О том, что мне нравиться использовать в работе что-то необычное, я писала в предыдущих публикациях. Сегодня хочу остановиться на применении.

Мастер-класс конструирования в нетрадиционной технике «Пудель» из нетрадиционных материалов для совместного творчестваМастер-класс конструирования в нетрадиционной технике «Пудель» из нетрадиционных материалов для совместного творчества Мастер – класс: Конструирование в нетрадиционной технике «Пудель» их нетрадиционных материалов Автор: Федосеева Юлия Владимировна Возраст:.

Мастер-класс по ручному труду «Яблоньки» из нетрадиционных материалов и в нетрадиционных техникахМастер-класс по ручному труду «Яблоньки» из нетрадиционных материалов и в нетрадиционных техниках Материал для выполнения мастер – класса: набор цветной бумаги, одноразовая бумажная тарелочка светлого зелёного цвета, пряжа для вязания.

Мастер-класс в нетрадиционных техниках «Цыплёнок» из нетрадиционных материаловМастер-класс в нетрадиционных техниках «Цыплёнок» из нетрадиционных материалов Материал для выполнения мастер- класса: бумажная одноразовая тарелочка жёлтого цвета, набор цветной бумаги, двусторонний скотч, ножницы,.

Мастер-класс в нетрадиционных техниках «Петушок» из нетрадиционных материаловМастер-класс в нетрадиционных техниках «Петушок» из нетрадиционных материалов Мастер – класс «Петушок» выполнен в нетрадиционной технике и из нетрадиционных материалов – разноцветных бумажных одноразовых тарелочек.

Мастер-класс в нетрадиционных техниках «Синий кит» из нетрадиционных материаловМастер-класс в нетрадиционных техниках «Синий кит» из нетрадиционных материалов Материал для выполнения мастер – класса: одноразовые бумажные тарелочки синего цвета в количестве трёх штук, шаблоны изображения хвоста.

Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования»Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования» «Технология развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования" Презентация.

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детейВзаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение нетрадиционных приемов и материалов в процессе развития детского творчества
Опубликовано: 3 февраля 2023 в 04:45
+75Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение нетрадиционных приемов и материалов в процессе развития детского творчества» (включая файлы) размещена пользователем Анна (УИ 2166205) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 32.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД