Получи документы

Конспект занятия «Силуэт в графике и скульптуре». Беседы об искусстве. 4 класс (2 фото)

Роман Кузичев
Конспект занятия «Силуэт в графике и скульптуре». Беседы об искусстве. 4 класс

Цель: познакомить детей с силуэтной графикой и рассказать о роли силуэта в скульптуре.

Задачи:развитие зрительной памяти,графических навыков и умения вырезать ножницами из цветной бумаги по контуру изображение человека.

Оборудование: белая магнитная доска, проекционная лампа, ватман, черный маркер, план-схема анализа произведения искусства.

Зрительный ряд: презентация «Силуэт в графике и скульптуре»

Публикация «Конспект занятия „Силуэт в графике и скульптуре“, Беседы об искусстве, 4 класс» размещена в разделах

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о силуэтной графике и о других интересных вещах, связанных с силуэтом. Что такое силуэт в жизни, я полагаю, знает каждый из нас? Ребята предлагают варианты ответов. Правильно - это наша с вами тень! Мы видим ее в любое время суток, когда солнце или луна находится позади нас и падающая тень имеет четкие границы. В изобразительном искусстве силуэту отводится в основном вспомогательная роль. Однако, существует и самостоятельная техника -силуэтная графика.

Порой случаются удивительные вещи, и силуэтный портрет оказывается более выразительным и похожим на оригинал, чем тот, в котором мастерски прорисована каждая черточка. Так произошло с силуэтным портретом композитора и музыканта Антона Рубинштейна. Художница - силуэтистка Елизавета Бем однажды нарисовала его экспромтом на обороте концертной программки. О художнице и ее творчестве мы с вами поговорим чуть позже.

Что же такое силуэт?

Силуэт (от фр. silhouette) — плоскостное однотонное изображение профилей фигур и предметов. Разновидность графической техники (контур и заливка, исполняется, как правило, тушью на светлом фоне или белилами на тёмном, либо вырезается из бумаги. Распространён в искусстве портрета (рисунок, гравюра, фотография). Явление силуэта может возникать и в процессе восприятия объемных форм в зависимости от освещения, например, когда рисуем постановку, стоящую днем на подоконнике. Силуэт подобен тени объекта.

Игра «Смешные тени». Между белой доской и проекционной лампой становится человек и руками делает разные движения, изображает птицу, собаку и т. д.

Качество силуэтности используется художниками во всех видах искусства. В силуэте фигуры рисуются обычно сплошным черным пятном на светлом фоне или белым на темном фоне.

Существует античная легенда, связанная с выразительными качествами силуэта, контурной линии. Около 1 века н. э. Плиний Старший написал историю о молодой коринфянке, которая обрисовала тень своего возлюбленного танцующими свечами, чтобы во время его путешествий, этот образ был всегда с ней. В 19 столетии обвести тень человека было чем-то вроде настольной игры.

Игра «обведи тень подружки» Условия игры простые. Играют двое. Одна подружка-модель, становится между проекционной лампой и доской, на которой закреплен лист ватмана, а другая обводит ее тень маркером на бумаге.

Родиной силуэтного искусства является Китай, где с давних пор существовали однотонные черные изображения, так называемые китайские тени. Оттуда они проникли в Западную Европу, прежде всего во Францию, где в середине XVIII века широко распространилась мода на силуэтные портреты. Самый же термин «силуэт» происходит от фамилии Этьена Силуэтта (1709-1767, бывшего в 1759 г. государственным министром. Силуэтт был известен своей бережливостью и узостью взглядов, которые делали его мишенью для острот парижского общества. Его именем стали называть все дешевое и пустячное, в том числе и портреты черной краской или из черной бумаги, «portraits a la Silhouette». По сравнению с настоящими живописными портретами, силуэты казались многим скучными и мизерными. Однако, это искусство нашло своих мастеров и почитателей и притом не только во Франции, но и в других странах.

У нас в России интерес к силуэту возник в эпоху Екатерины II, когда в Петербурге появился парижский силуэтист Сидо (Слайд 1 презентации - Ф. Сидо «Портрет Светлейшего князя Григория Александровича Потемкина-Таврического», работы которого доныне сохранились в некоторых домах. Сидо портретировал Екатерину II, членов ее фамилии и многих представителей петербургской знати. Свои силуэты он рисовал тушью, иногда гравировал на меди, но чаще всего вырезал из черной бумаги и вклеивал в гравированные рамки.

В первой половине 19 века "силуэтную" эстафету подхватывает русский мастер - Федор Петрович Толстой. Скульптор, медальер, рисовальщик и живописец. Жанр Толстого - батальные сцены и эпизоды из народной жизни.

(Слайд. Ф. Толстой. «Александр Первый верхом»)

В середине XIX века интерес к силуэтному искусству почти исчез и вырезание силуэтов обратилось в профессию странствующих артистов, добывавших себе, этим занятием скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках. Люди светского круга охладели к этому искусству.

Постепенно забытое рисование силуэтов было в конце прошлого столетия возрождено талантливым немецким художником А. Коневкою, который рисовал в виде силуэтов не только профильные портреты, но и фигуры в разных позах, жанровые сцены и пр. Успех Коневки вызвал подражание.

У нас в России искусством силуэта занималась рисовальщица сцен детской и народной жизни Елизавета Бем. "

(Слайд. Е. Бем. Сцены из деревенской жизни.)

Художественный талант Елизаветы Бем (урожденной Эндауровой, она была татарского рода) проявился еще в детстве. В те годы (середина XIX века) многие юные дворянки брали на дому уроки рисования. Но дело ограничивалось занятиями на досуге и часто забрасывалось после замужества.

Елизавете Эндауровой хотелось большего. И родители не стали возражать против ее поступления в Рисовальную школу Санкт-Петербургского общества поощрения художников.

Первым наставником Лизы стал будущий классик – живописец Иван Крамской. Он не скрывал восхищения «чернышами» ученицы – так Крамской называл сделанные ею силуэты.

С того времени главная тема творчества Елизаветы – это жизнь детей. Художница выпускала альбомы открыток (один из самых знаменитых –«Силуэты из жизни детей», делала иллюстрации для детских журналов и книг. Высоко отзывались о силуэтном творчестве Елизаветы Бем такие взыскательные мастера, как Илья Репин и Лев Толстой, ее работы удостаивались наград на международных выставках.

Такое признание не может не окрылить. Но, вероятно, гораздо важнее для Елизаветы Меркурьевны было то, что своим творчеством она радует дорогого супруга – Людвига. Людвиг Бем был музыкант и педагог. Возвращаясь с работы, он живо интересовался тем, что новенького сотворила женушка. Говорил, что отдыхает душой, глядя на ее искусство.

Но временем настоящего возрождения искусства силуэта стало начало 20- века. Оглянуться в прошлое чтобы понять настоящее - это было совершенно в духе идей Серебряного века. 20 век принес новые имена. Нина Симонович - Ефимова, Георгий Нарбут и, конечно, Елизавета Кругликова.

(Слайд Н. Симонович. Катание на санках.)

Нине Симонович повезло родиться в семье, где многие ее родственники были художественно одаренными людьми. Детство Нины прошло в окружении музыкантов и художников. Кстати, она – кузина блистательного Валентина Серова.

Елизавета Сергеевна Кругликова – (1865–1941 гг., русская художница, мастер гравюры и силуэта, выдающийся педагог, представитель модерна. Кругликова прославилась целой серией портретов мастеров Серебряного века. Многие из них (в частности, портрет Андрея Белого) могут поспорить с теми, что написаны красками.

(Слайд Е. Кругликова Автопортрет)

Художница обычно набрасывает контур силуэта на белой стороне черного листа бумаги и затем действует ножницами, достигая изумительной виртуозности в сложных композициях, требующих внимательного учета перспективных сокращений. Кругликова создала целую галерею силуэтов писателей, художников, артистов и музыкантов"

(Слайд Е. Кругликова. Силуэтный портрет М. Горького).

Елизавета Кругликова силуэты из бумаги стала резать уже в довольно зрелом возрасте, волей случая. Однажды ее попросили сделать программки для благотворительного концерта. Поскольку этот концерт должен был состоять из произведений Шопена, Кругликова придумала украсить их медальонами с силуэтом композитора. Стала резать – и открыла в себе новую способность, которую определила как наследственную. Ведь отличным силуэтистом, чьи работы хранились в коллекции Исторического музея, был ее дедушка.

Вырезание силуэтов из бумаги так захватило художницу, что в этой технике она делала не только портреты и жанровые композиции, но даже плакаты и… игральные карты! Елизавета Кругликова была не только виртуозным графиком. Она прекрасно музицировала, не хуже литератора владела слогом.

Несколько лет Елизавета Сергеевна прожила в Париже. Там она преподавала, там открыла художественную мастерскую, которая стала маленьким русским культурным центром. Кругликова была известна помощью коллегам-соотечественникам, оказавшимся на чужбине в бедственном положении.

Все три выдающиеся наши силуэтистки отличались разносторонними интересами и широтой души.

Когда болезнь глаз заставила Елизавету Бем отказаться от требующей напряженного внимания работы над силуэтами, она стала делать эскизы стеклянной посуды. Получила международное признание и на этом поприще.

Нина Симонович-Ефимова вместе с мужем – художником Иваном Ефимовым создала в послереволюционной России Театр Петрушки и теней. В годы Великой Отечественной Нина Яковлевна работала в госпитале медицинской сестрой. Елизавета Кругликова была не только виртуозным графиком. Она прекрасно музицировала, не хуже литератора владела слогом.

Черно-белые силуэты – лишь часть большого художественного наследия Елизаветы Бем и Елизаветы Кругликовой.

Елизавета Бем выпускала целые серии цветных открыток, преимущественно – для детей, делала в цвете книжные иллюстрации. Ее последним творением стала цветная «Азбука». Первый тираж вышел в Париже, на великолепной бумаге. Книга была богато украшена в старинном стиле. По «Азбуке» Бем знакомились с русским алфавитом дети русских эмигрантов первой волны.

Елизавета Кругликова, быть может, главным делом своей жизни считала один из самых прихотливых видов графики – монотипию. Она обогатила ее собственными экспериментами.

Ребята, когда вы будете немного постарше, то в школе вы будете изучать замечательный роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Силуэтные иллюстрации к нему выполнил русский художник Василий Гельмерсен. Он был библиотекарем в царской библиотеке, а затем и после национализации был назначен её заведующим. К тому времени В. Гельмерсен был уже известен как художник, автор силуэтов. Свою лучшую серию силуэтов (более 100) В. Гельмерсен создал, иллюстрируя роман «Евгений Онегин»

(Слайд Иллюстрации В. Гельмерсена к «Евгению Онегину»)

К сожалению, при жизни художника все попытки издать роман с его иллюстрациями окончились безуспешно. И лишь в 1993 году в издательстве «Московский рабочий» вышла книга «Евгений Онегин" в силуэтах В. Гельмерсена».

Драматически сложилась жизнь художника в советский период. В 1930 г. В. Гельмерсен был арестован. Отбывал заключение на Соловках и в Медвежьегорске на строительстве Беломорско-Балтийского канала. Художнику было уже под 90 лет, и тем не менее он поражал заключенных своим жизнелюбием, огромной эрудицией и талантом художника - мог с закрытыми глазами вырезать ножницами силуэты из «Евгения Онегина».

Роль силуэта в скульптуре.

Силуэт является выразительным средством скульптуры, в особенности монументальной. Образная основа памятника начинает раскрываться уже на стадии выполнения картонной модели. (Слайды с работами В. Мухиной «Ветер» и «Рабочий и колхозница») .

Ребята давайте попытаемся с вами сейчас проанализировать два портрета одного человека. Краткая характеристика образов по схеме, которую преподаватель раздал детям.

(Слайд Е. Кругликова. Силуэтный портрет А. Белого,А. Голубкина Портрет А. Белого.)

Высокие нравственные качества в творчестве скульптора Анны Семеновны Голубкиной отмечал в своей статье 1911 г. поэт и акварелист М. Волошин: «Как мастер, творчество которого является неугасимым горением совести, Голубкина представляет исключительно русское, глубоко национальное явление.»

Ребята, ну а теперь пришла пора и самим взять ножницы в руки. Краткая инструкция по технике безопасного обращения с острыми предметами.

Практическая работа:

Задание выполнить силуэтное изображение женского и мужского образа.

Материалы: бум. А4, пр. кар., ластик, копировальная бумага, двусторонняя цветная бумага, ножницы, клей, салфетки.

Ход работы:

1. Ученики рисуют абрис женского и мужского профиля по представлению. Это самая творческая часть задания. Надо нарисовать правильное по пропорциям, пластике и характеру профильное изображение головы человека.

2. Затем переводят через копировальную бумагу изображение на двустороннюю цветную бумагу темного тона (в классическом варианте - на черную бумагу).

3. Вырезают аккуратно по контуру небольшими ножницами.

4. Приклеивают на ватманскую бумагу.

Задание выполняется в течение10-15 мин.

Конспект занятия «Силуэт в графике и скульптуре». Беседы об искусстве. 4 класс
Фото «Силуэт в графике и скульптуре»

Фото Кузичева Р. Силуэты мальчика и девочки. Мария П. 14 лет.

Рефлексия. Что интересного ученики узнали на занятии и чему научились?

Источники информации:

http://nvgazeta.ru

Е. В. Гришина. Елизавета Сергеевна Кругликова. Ленинград «Художник РСФСР» 1989

А. Каменский. Рыцарский подвиг. Книга о скульпторе Анне Голубкиной. Москва «Изобразительное искусство»1978.

Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Этикет». Конспект занятия-беседы по нравственному воспитанию «Этикет». Конспект занятия-беседы по нравственному воспитаниюПояснительная записка:Этикет - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности,.

Дидактическая игра «Чья тень», «Чей силуэт» для детей от трёх летДидактическая игра «Чья тень», «Чей силуэт» для детей от трёх лет Дидактическая игра "Чья тень", " Чей силуэт" для детей от трёх лет. Цель: закреплять знания о диких животных нашего края, развивать зрительное.

Конспект занятия-беседы «Мама — это ангел на земле»Конспект занятия-беседы «Мама — это ангел на земле» Цель: Развитие у детей доброго, уважительного, внимательного отношения к родителям. Задачи: 1. Учить составлять описательный рассказ.

Конспект занятия-беседы «Комнатные растения» в средней группеКонспект занятия-беседы «Комнатные растения» в средней группе Цель: Формирование у детей элементарных представлений о комнатных растениях. Задачи: - Закреплять знания названий комнатных растений..

Конспект занятия-беседы на тему «Мои друзья» (логопедическая группа) Программное содержание: Помочь детям увидеть, какие интересные сверстники их окружают. Вызвать положительно-эмоциональные переживания общения,.

Конспект занятия-беседы «Откуда хлеб пришел?»Конспект занятия-беседы «Откуда хлеб пришел?» Ознакомление с трудом взрослых. Возрастная группа: подготовительная к школе группа. Программное содержание: - закрепить представления детей.

Мастер-класс в рамках городской конференции «Первые шаги в искусстве»Мастер-класс в рамках городской конференции «Первые шаги в искусстве» Мастер класс в рамках городской конференции «Первые шаги в искусстве». В преддверии наступающего нового 2015 года у нас состоялась открытая.

Конспект занятия-беседы в подготовительной группе «Виды театров. Часть 1» в рамках проекта «Здравствуй, театр!» Конспект занятия-беседы в подготовительной группе из цикла «Здравствуй театр!» Действие 2. (Занятие № 2) «Виды театров». Часть 1 Тема:.

Конспект занятия-беседы в подготовительной группе «Виды театров. Часть 2» в рамках проекта «Здравствуй, театр!» Конспект занятия-беседы в подготовительной группе из цикла «Здравствуй театр!» Действие 3. (Занятие № 3) «Виды театров». Часть 2 Тема:.

Развивающая игра «Найди нужный силуэт» для детей младшего дошкольного возрастаРазвивающая игра «Найди нужный силуэт» для детей младшего дошкольного возраста Развивающая игра "Найди нужный силуэт" для детей младшего дошкольного возрастаПредлагаю на ваше обозрение развивающую игру "Найди нужный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Силуэт в графике и скульптуре». Беседы об искусстве. 4 класс
Опубликовано: 19 февраля 2021 в 11:37
+90Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 28.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД