Конспект занятия по краеведению «Народный праздник «Медвежьи игрища»

Людмила Давлетшина
Конспект занятия по краеведению «Народный праздник «Медвежьи игрища»

Цель занятия: формирование учебно-познавательного интереса к традициям и культуре ханты народа через сравнение народных праздников славян «Комоедица» и ханты «Медвежьи игрища», выделение национальных особенностей в ходе коллективного обсуждения.

Тип занятия: открытие новых знаний.

Планируемые результаты:

Личностные: учебно-познавательный интерес к обычаям ханты народа

Регулятивные: Принимать и сохранять программное содержание, определять цель занятия, умение действовать по инструкции, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять самоконтроль.

Познавательные: Формировать навыки сравнительно-сопоставительного анализа на основе учебного текстов «Комоедица» и «Медвежьи игрища»

Коммуникативные:Формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебной проблемы.

Предметные: раскрыть особенности и значимость народного праздника «Медвежьи игрища».

Форма занятия: учебное занятие с элементами исследования.

Структура занятия: создание проблемной ситуации, целеполагание, актуализация знаний, работа учащихся по выполнения учебных задач (овладение умениями и навыками, работа по выполнению творческих задач (усвоение знаний, рефлексия.

1. Организационный момент. Здравствуйте, дети! Я рада встрече с вами. Надеюсь, сегодня вы порадуете меня. Вижу, сегодня у вас блестят глазки, я уже читаю в них ваши умные мысли.

2. Актуализация знаний по теме «Народные праздники». Создание проблемной ситуации: Этот древних лет обычай. Жив на севере моём. Возвратившись в дом с добычей, Сквозь пургу и завируху, Сквозь века и тишину Слышу, слышу чутким ухом…

Вздыбленную старину.?

Задание: соотнесите иллюстрации «народных праздников», названия праздников и слова, обозначающие атрибуты этого праздника.

- Справились с заданием?

- Нет, не справились, потому что не нашли слов к празднику «Медвежьи игрища».

- Действительно, слов, отражающих реалии этого праздника в словариках к заданию нет, мы с ними не знакомы.

3. Целеполагание

- Как вы думаете, какова тема нашего занятия? (Сегодня на уроке мы будем говорить о народном празднике «Медвежьи игрища».)

- Подумайте, какова цель нашего занятия? (раскрыть особенности и значимость народного праздника «Медвежьи игрища», узнаем слова, которые отражают атрибуты этого праздника) Да, совершенно верно, и узнаем, насколько важным и значимым является этот народный праздник.

-Что вы уже знаете об этом празднике)

-А что бы вы хотели узнать)

-Чему бы хотели научиться на этом занятии?)

4. Усвоение новых знаний и способов.

- История этого праздника необычна. С давних времен люди почитали медведя, считали хозяином леса. Встретив в лесу, старались обходить стороной. И медведь не трогал человека. Почитали медведя не только северные народы. «Медвежьи игрища» родственны белорусскому празднику «комоедицы». Почитали хозяина леса - медведя и на Руси. Медведь был прообразом одного из важнейших славянских богов - Велеса. Велес, бог - покровитель скота - косматый, отсюда и слово “волхв” (колдун-жрец, одетый в медвежью шкуру). Весенний праздник Комедиа (медвежий праздник) есть и у древних греков, от него пошла и античная комедия. «Комос» по-гречески — «медведь».

4.1. Мини-исследование: Давайте попробуем провести исследование и выяснить, чем же так близки народные праздники славян и ханты. Результаты исследования занесем в таблицу «Народные праздники: общее и отличительное». Материалом для исследования будут статьи Молдановой О. А. «Праздник ханты «Медвежьи игрища» и Миловского А. С. «Славянский праздник «Комоедица».

Ребята, во время пения «Медвежьих игрищ» специально приставленный человек отмечает число спетых песен, делая нарезки на длинной палке, изготовленной из молодой лиственницы. Так во время празднования в Оволынгорте священном месте для всех ханты, в этом году было сделано более 90 зарубок.

Сегодня мы с вами попробуем оценить свою работу при помощи «зарубок». Вам необходимо после каждого правильно выполненного задания сделать отметку «зарубку» карандашом на деревянной палочке (палочки и простые карандаши на столе у детей).

Карточка. Текст «Медвежий праздник»

И вот задумано было восстановить этот полузабытый праздник. Для такого случая из самой просторной избы, как положено, вынесли все лишнее. В передний угол поставили «священный» стол, на котором будет возлежать медвежья голова. Для украшения комнаты и стола использовали узорчатые берестяные короба, орнаментированные изделия из оленьего меха и бисера, резную деревянную посуду, великолепный старинный инструмент со струнами, что значит «поющее дерево».

Центр комнаты свободен для танцев и представлений. Густая бахрома шапочки скрывает лицо «шамана», в руках у него появляется бубен, в который он бьет все быстрее и быстрее. Вот «шаман» выходит в круг, и начинается таинство древнего танца.

После ритуальной части начинается костюмированное представление: звучит нарсъюх, скачут, вертятся фигуры в берестяных масках с длинными острыми носами, изображая ставящего капкан охотника, вытягивающего сеть рыбака, лесных жителей, оленей.

Обязательным атрибутом медвежьих игрищ является небольшая палочка, на которой ставят зарубки – по одной на каждую исполненную в честь медведя песню. По окончанию медвежьих игрищ палочка вместе с другими сакрально-ритуальными предметами: масками, стрелами, ритуальными халатами, рукавицами и шапками хранится в священном амбаре.

Медведя «будили», водили вокруг берлоги хоровод, кричали, бросали в него ветки, снежки, прутья. Сами умывались снегом или талой водой (полагая, что талая вода придаёт лицу красоту, присущую расцветающей Природе)

Комы, обрядовое угощение, торжественно выносили лес и выкладывали на пень-колоду, призывали на трапезу Хозяина Леса, просили его не драть скот и не озорничать на пасеках в течение всего года.

Проводились праздничные забавы: взятие городка, игрища, пляски, кулачные забавы. Участниками являлись все.

Карточка. Текст «Медвежий праздник»

И вот задумано было восстановить этот полузабытый праздник. Для такого случая из самой просторной избы, как положено, вынесли все лишнее. В передний угол поставили «священный» стол, на котором будет возлежать медвежья голова. Для украшения комнаты и стола использовали узорчатые берестяные короба, орнаментированные изделия из оленьего меха и бисера, резную деревянную посуду, великолепный старинный инструмент со струнами, что значит «поющее дерево».

Центр комнаты свободен для танцев и представлений. Густая бахрома шапочки скрывает лицо «шамана», в руках у него появляется бубен, в который он бьет все быстрее и быстрее. Вот «шаман» выходит в круг, и начинается таинство древнего танца.

После ритуальной части начинается костюмированное представление: звучит нарсъюх, скачут, вертятся фигуры в берестяных масках с длинными острыми носами, изображая ставящего капкан охотника, вытягивающего сеть рыбака, лесных жителей, оленей.

Обязательным атрибутом медвежьих игрищ является небольшая палочка, на которой ставят зарубки – по одной на каждую исполненную в честь медведя песню. По окончанию медвежьих игрищ палочка вместе с другими сакрально-ритуальными предметами: масками, стрелами, ритуальными халатами, рукавицами и шапками хранится в священном амбаре.

Миловский А. С.

Статья Молдановой О. А. «Праздник ханты «Медвежьи игрища»

Праздник «Медвежьи игрища» был самым значимым для обско-угорских народов. «Медвежьи игрища» являются достоянием народа ханты. Праздник устраивался в честь добытого медведя, который в миропонимании ханты — это не только лесной зверь, но и возвышенное существо. Праздник приурочен к зимнему солнцестоянию (начало) и весеннему равноденствию и проводится как периодически, так и по случаю добычи медведя на охоте. Голову медведя вносили и ставили в «священный» стол и угощали. Притрагиваясь к медвежьему мясу, нельзя есть без …и выкриков (А-тан-а-тан-о! Хол-хол-хол).

Этот праздник нельзя предсказать или вычислить по календарю, чтобы он состоялся, должен быть убит медведь. Для всего, что связано с медведем, был разработан тайный язык. Самого его называли «младшим братом», — «В лесу живущим», медведя не убивают, а «низводят». Медведя убивали в старину рогатиной. По обычаю праздник начинался с обряда очищения, помещение окуривается можжевельником, чагой. А также, обрызгивали друг друга водой или осыпали снегом. Просили прощения у медведя, который может возродиться после смерти, и, чтобы душа убитого не принесла людям вреда, умилостили ее, задабривали. Говорили «НЕ я тебя убивал, кто тебя добывал он живет очень далеко». Главной частью праздника были песни, пляски, танцы.

Проводились ритуальные, священные и театрализованные представления.

Здесь сконцентрированы все виды народного творчества.

В зависимости от количества присутствующих на празднике знатоков фольклора, на медвежьих игрищах исполняется до 300 "номеров": песен, танцев, пантомимических сценок, диалогов, кукольных представлений. Пляска вокруг убитого зверя объясняла, представлениями хантов, о способностях медведя в текущем году послать урожай ягод, обеспечить удачу на охоте.

В третьей части медвежьих игрищ исполняются – шутливые песни". Исполнители выступают в берестяных масках, показывают различные сценки из повседневной жизни, в которых зрители часто оказываются активными участниками происходящего действия.

Примечательна четвертая часть медвежьих игрищ, посвященная лесным божествам

Исполнители этого цикла песен также выступают в берестяных масках, но, в отличие, от "шутливых" – надевают на себя меховую одежду – гусь. Сначала "маски" показывают сюжет, как люди неправильно себя ведут в лесу, на воде, или на святых местах и за это наказываются. Затем исполняется песня-наставление, где регламентируются нормы поведения.

Публикации по теме:

Фотоотчет мероприятия «Календарно-народный праздник «Сороки»Фотоотчет мероприятия «Календарно-народный праздник «Сороки» 22 марта, когда день, становился по длине, равен ночи, в каждом доме лепили из теста птичек «жаворонков», пекли их. У кого не было теста,.

Фотоотчет семинара-практикума «Народный праздник как партнерский проект по социализации детей в свете ФГОС до»Фотоотчет семинара-практикума «Народный праздник как партнерский проект по социализации детей в свете ФГОС до» 14 мая 2015 года в нашем образовательном учреждении ГБОУ СОШ № 1359 дошкольное отделение – 2 проходил семинар-практикум «Народный праздник.

Конспект познавательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста: Тема «Праздник книги»Конспект познавательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста: Тема «Праздник книги» Конспект познавательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста: Тема "Праздник книги"МБДОУ ПГО "Детский сад №34 Аленушка" Воспитатель.

Конспект спортивно-познавательного развлечения «Праздник космоса» в старшей возрастной группе 1 ребенок. День сегодня непростой, Это знает в мире каждый Впервые в космос полетел Человек с Земли отважный. 2 ребенок. Покорять простор.

Народный праздник Покров. Развлечение для детей подготовительной группы с ОНРНародный праздник Покров. Развлечение для детей подготовительной группы с ОНР Народный праздник ПокровЦель: приобщение детей к народной культуре. Задачи: повышаем настроение детей; воспитываем интерес детей к истории.

Народный праздник «Сороки» Народный праздник «Сороки» Задачи: Познакомить детей с праздником, его традициями, обрядами. Дать представление о весеннем равноденствии,.

Осенний русский народный праздник в подготовительной группе «Осенины нынче на Руси»Осенний русский народный праздник в подготовительной группе «Осенины нынче на Руси» Цель: формирование познавательного интереса у детей к истории своей страны, к обычаям старины, к русскому народному фольклору. Задачи: 1. Дать.

Проект «Русский народный праздник «Масленица» Цель:Вовлечь ребят в совместную продуктивную деятельность - в подготовку к празднику; Задачи:повысить познавательный интерес к окружающему.

Конспект занятия «Троицын день — народный праздник» Программные задачи: познакомить детей с древним русским праздником Троицы, объяснить его происхождение и назначение; воспитывать у детей.

Сценарий развлечения для средней группы детского сада «Народный праздник — Масленица» Занятие-развлечение для средней группы детского сада, тема: "Народный праздник-Масленица". Автор: Кабанова Светлана Алексеевна, воспитатель.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект занятия по краеведению «Народный праздник «Медвежьи игрища»
Опубликовано: 16 ноября 2015 в 20:18
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фоторепортаж «Экскурсия в храм святого великомученика Артемия»
Недавно на страницах своего блога я рассказывала о посещении выставки в художественной галерее, которая находится в жилом районе «Гармония» г....
Отчёт по теме самообразования «Проектная деятельность как средство развития...
1. Обоснование выбора темы. В 2017-2018 учебном году была определена тема самообразования «Проектная деятельность как средство развития познавательной...
Практикум для педагогов ДОУ «Позитивное решение конфликтных ситуаций»
Позитивное решение педагогических конфликтов Семинар-практикум для педагогов ДОУ Цель: получить педагогам теоретические знания и практический опыт...
Фотоотчет «Осенний субботник»
Гулиева Арзу Фотоотчет- «Осенний субботник» Автор: Гулиева Арзу Нариман кызы, воспитатель МБДОУ дс№21 «Лесовичок» г. о. Балашиха, Московская обл. 20...
Фотоотчет «II Региональный конкурс «Талантливое детство»
19 октября 2018 года на сцене Дома детского творчества города Георгиевска состоялся II Региональный конкурс "Талантливое детство". В конкурсе приняли...