Наталья Васильева
Конспект итогового познавательного занятия в средней группе «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить знания детей по теме «Осень».
Программное содержание:
Систематизировать накопленные представления детей об осени. Закреплять с детьми названий овощей, знания детей о живой и неживой природе: о деревьях, о жизни диких животных и птиц осенью; знания цифр в пределах 4; понятия широкий – узкий, высокий – низкий, умение ориентироваться в пространстве. Учить различать близкие по звучанию звуки, правильно произносить звуки [С] и [Ш].
Публикация «Конспект итогового познавательного занятия в средней группе „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям. Развивать общую и мимическую моторику, умение сочетать речь с движением, развивать воображение, логическое мышление, наблюдательность, эмоциональную сферу.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным, птицам, умение вести себя в лесу, проявлять заботу и внимание ко всему живому, умение слушать друг друга, воспитателя.
Предварительная работа:
Беседы об осени. Рассматривание пособий с изображением диких животных,деревьев, птиц; рассматривание альбома «Времена года». Наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой. Рассматривание репродукций художников. Чтение художественной литературы. Заучивание стихов.
Оборудование: Картина «Осенний лес»,конструкция из стульев «автобус», грамзапись «Звуки осени», листы бумаги с изображением бревнышек с цифрами, разрезные картинки, кольцо с привязанными к нему ленточками разной длины, кормушки, крупа, искусственные ели, мягкие игрушки.
Ход:
Дети вместе с воспитателем входят в группу и встают в круг.
- Ребята, давайте посмотрим на наших гостей и поздороваемся с ними и друг с другом.
1. Коммуникативная игра.
Ручки, ручки просыпайтесь, здравствуйте!
Пальчики сердитые, здравствуйте!
И ладошки наши крошки, здравствуйте!
Разбудите ножки, здравствуйте!
И притопы, и притопы, здравствуйте!
И пружинки, и пружинки, здравствуйте!
И улыбки, и улыбки, здравствуйте!
Все друг другу улыбнитесь, здравствуйте!
Поцелуй воздушный всем пошлите, здравствуйте!
Чтение стихотворения об осени.
«Время года отгадай,
Собирают урожай,
Разноцветный лес красивый
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Птицы к югу улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят,
Ёжик листья собирает,
Свою норку утепляет»
О чем говориться в этом стихотворении? О каком времени года рассказывается в этом стихотворении? А что дарит нам это прекрасное время года?
2. Релаксация
-Ребята, для того чтобы наши овощи выросли, необходимо посадить семена в землю. Поэтому сейчас я каждому предлагаю превратиться в маленькое семечко.
-Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимаем руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекает солнышко, стали вянуть наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения и потянулись к солнцу.
Все это происходило весной и летом. Как вы думаете, что происходит, что созревает на наших растениях? Правильно, плоды.
3. Упражнение «Веселый топот».
(Воспитатель называет много разных слов, а дети топают, если услышат названия овощей).
4. Игра «Да - Нет».
-Ребята, скажите, а какой лес осенью? В лесу очень красиво, я предлагаю вам отправиться вместе со мной на экскурсию в лес. Вы согласны? Но прежде, чем отправиться в лес, давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу?
- А на чем можно отправиться в лес? (на автобусе, на машине). Я предлагаю вам отправиться на «автобусе». Вам нужно приобрести билеты, а чтобы получить билет,нужно правильно ответить на вопросы.
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну, а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто - часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
(воспитатель раздает детям «билеты»). Все сели? Тогда в путь!
Вот мы и приехали в лес!
- Дети, давайте послушаем и повторим звуки осени.
5. Игра «Звуки осени».
«С» руки от груди не спеша развести в стороны и одновременно подуть перед собой – что это? (ветер) Дети повторяют за воспитателем «музыку ветра». «Ш» Кулачками постучать по коленкам – это шелестят под ногами опавшие листья. «Кап – кап – кап…» встряхивать кистями рук. Что это? (дождь)
- Давайте споем песенку Осени : «С» - «Ш» – кап – кап – кап – «Ш» - «С» - кап – кап – кап…
-Ой, ребята, посмотрите, что это? (река). А какая она, широкая или узкая? (широкая). Чтобы пройти через реку, я предлагаю вам сделать мост вот из этих» бревнышек». Но, что это на них? (цифры).Чтобы сделать мост, нужно бревнышки сложить по порядку. С какой цифрой положим первое «бревнышко»? (один) и т. д. Идем аккуратно по «мостику», чтобы ноги не замочить. Считаем. -Ребята. Как здесь красиво! Давайте вдохнем свежий воздух, глубоко вдыхаем.
6. Д/И «Собери картинку».
-А сейчас посмотрите, ребята, направо. Что здесь вы видите? А какие елочки по высоте? (высокая, низкая). Кто сидит под деревом? Кто между елками? А кто здесь лишний? Почему?). А кто сидит на самом высоком дереве? Как называется эта птичка? Она зимующая или перелетная? Каких перелетных птиц вы знаете?
-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери картинку».
(Дети подходят к столу, им раздаются картинки, на которых изображены перелетные птицы).
- Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте их собрать. Ребенок собравший картинку, называет птицу.
- А как вы думаете, почему они улетают? (Им становится холодно; нет корма; насекомые прячутся или погибают). Значит, если птицы питаются насекомыми, зимой им есть нечего.
-Давайте поможем птицам - повешаем для них кормушки и насыпем в них корм.
-Ребята, а вспомните, какие красивые листья были на деревьях. (Ответы детей). Но вот подул ветер, и листочки стали опадать с деревьев, они медленно кружатся и падают на землю. Как называется это явление природы? (Листопад).
7. Подвижная игра «Послушные листья».
Воспитатель читает стихотворение:
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад,
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят…
Воспитатель берет в руки кольцо с привязанными к нему ленточками разной длины, машет им над головой и говорит: «Я – ветер, вы – листья. Ветер спит и листья уснули (Дети приседают, закрывают глаза). Подул ветер и погнал листья (Дети двигаются в разных направлениях, закружились листья на месте, стих ветер, листья отдыхают».
8. Загадки о животных.
-Давайте вспомним, какие животные живут в их лесу?
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый.
(Волк)
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её? …
(Лиса)
-Пора уже мне линять, пора мне шубку поменять.
Зимой быть серым не могу - меня заметят на снегу. (зайчик).
-А я спешу, спешу, спешу, я на сучках грибы сушу.
Орешков делаю запас, вот так стараюсь!
-В добрый час! (белка).
-Каких животных мы не увидем в лесу зимой?
В берлогу скоро лягу спать, за осенью зима опять.
Пусть мне во сне приснится мед, проснусь, когда весна придет. (медведь).
Я тоже буду спать, как мишка. Я поохотился за лето:
Грибы искал, мышей ловил, мне надо отдохнуть за это. (еж).
9. Итог. Сюрпризный момент.
- Молодцы, ребята! А наша экскурсия подходит к концу. Нам пора возвращаться в детский сад. Идем по мостику аккуратно. Считаем в обратном порядке.
А вот и наш автобус. Проходите и рассаживайтесь на свои места. Ой! Да здесь какая-то корзина, а в ней записка (от птиц, которые благодарят вас за кормушки, и в благодарность угощают их дарами леса).
- Ребята, а как вы думаете, за что люди любят осень? Чем осень может не нравиться? Как вы думаете, нравится ли осень растениям (птицам, зверям, насекомым? Почему?
- Ребята, а вам понравилась экскурсия. А что больше всего понравилось? Что было интересного (ответы детей)
- А вот и наш любимый детский сад.