Ирина Дубова
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Осень. Живая природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия в старшей группе : «Осень. Живая природа».
Программные задачи:
• Обобщить и систематизировать знания детей об осени.
• Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.
• Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
Публикация «Конспект познавательного занятия в старшей группе „Осень, Живая природа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
Ход занятия:
Воспитатель: - «Ребята, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся»
Дети здороваются и садятся на свои места.
Воспитатель: - «Сегодня на занятии мы с вами поговорим об осени. Вот послушайте стихотворение А. Пушкина:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман.
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Воспитатель: - Дети, какое это стихотворение? Весёлое, грустное, печальное или торжественное?
Ответы детей (Это красивое, немного грустное стихотворение об осени».
Воспитатель: - Почему это стихотворение грустное?
Ответы детей (Солнышко реже светит, день становится короче, листья с деревьев опадают, часто бывает туман, улетают птицы в дальние края).
Воспитатель: - Посмотрите на карточки и расскажите, какие явления природы вы видите.
Дети выходят к доске и называют явления природы
Воспитатель: - Сколько осенних месяцев? Ответы детей (3 месяца).
Воспитатель: - Все они живут дружно и приходят каждый в свое время. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости?
Ответы детей (Сентябрь, октябрь, ноябрь).
Беседа: «Как готовятся к зиме звери?»
Звери строят норы, делают запасы. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Кроты и мыши запасаются колосками. Волк и лиса зимой не спят и запасов не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище.
Воспитатель: - В октябре семь погод на дворе. Октябрь капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то надоедливый дождик моросит.
Воспитатель: - Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре они начинают улетать. Это ласточки и стрижи, потому что они питаются только насекомыми. С наступлением холодов насекомых становится все меньше и меньше.
Воспитатель: - Улетают чуть позже - Кукушки, грачи, журавли улетают позже, потому что они могут охотно поменять свой корм на ягоды, зерна и плоды.
Воспитатель: - Последними улетают утки, лебеди, гуси. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает.
Воспитатель: - Некоторые птицы летят в одиночку сокол и кукушка.
Воспитатель: - А некоторые улетают стаей. Все птицы улетают по-разному. Журавли летят клином.
Утки летят правым фронтом. Гуси летят косяком.
Воспитатель: - Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края?
Ответы детей (Перелетными птицами).
Воспитатель: - А птиц, которые зимуют у нас?
Ответы детей (Зимующие птицы)
Воспитатель: - В народе их называют «зимовщики». И мы должны о них позаботиться. В чём заключается наша забота?
Ответы детей (Мы можем сделать кормушки и подкармливать наших пернатых друзей) .
Воспитатель: - «Правильно. Не зря в народе говорят: «Сентябрь пропах яблоками, а октябрь – капустой».
Воспитатель: - «Ноябрь – последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. В народе называют ноябрь - «ворота зимы», «пред зимник».
Воспитатель: - «Чем занимаются лесные жители в ноябре? Лесные животные прячутся в своих домиках и кушают запасы. А зайка дрожит от страха, потому что шубку поменял на белую, а снег еще не выпал. Воспитатель: - Назовите жилище зверей. У лисы (нора, у волка (логово, у медведя (берлога, у белки (дупло, у ежа и барсука (норки).