Оксана Васильевна Коковина
Конспект познавательной непосредственно-образовательной деятельности «К солнышку в гости»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1) активизировать в речи детей ранее выученные потешки и стихи;
2) закрепить знание детьми названий и особенностей элементов строительного материала (кубика, кирпичика); научить ребят конструировать из мелкого строительного материала дорогу, машину;
3) поупражняться в узнавании и назывании детьми разных видов транспорта.
Ход деятельности.
Публикация «Конспект познавательной непосредственно-образовательной деятельности „К солнышку в гости“» размещена в разделах
Дети сидят на стульчиках, поставленных полукругом, воспитатель – напротив, за небольшим столом. На столе стоит игрушка курочки и нескольких цыплят (можно использовать фланелеграф). Рядом на мольберте или фланелеграфе воспитатель помещает улыбающееся солнышко.
- Посмотрите, ребята, какое яркое солнышко! Как оно улыбается маленьким цыплятам.
Затем воспитатель цитирует стихотворение Т. Волгиной «Вышла курочка гулять» и игрушками выполняет соответствующие тексту движения.
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки –
Жёлтые цыплятки.
В продолжение стихотворения воспитатель привлекает ребят к выполнению пальчиковой гимнастики.
Ко-ко, ко-ко, ко-ко, ко! (Указательный палец правой руки ударяет по левой ладони, перевёрнутой вверх.)
Не ходите далеко! (Грозим указательным пальцем правой руки.)
Лапками гребите, (ребром правой ладони водим по левой ладони, перевёрнутой вверх.)
Зёрнышки ищите! (Снова указательный палец правой руки ударяет по левой ладони, перевёрнутой вверх.)
- Гуляли цыплятки, играли, грелись на солнышке…
Съели жёлтого жука
И большого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце!
- Вот какие молодцы, наши цыплятки! А теперь наступил вечер. Солнышко легло в кровать (воспитатель убирает солнышко с мольберта) и цыплятам пора спать.
Воспитатель имитирует, как курочка собирает цыплят под свои крылышки и поёт им колыбельную песенку на слова А. Барто «Спать пора» (ребята привлекаются к исполнению песенки).
Спать пора, уснул бычок,
Лёг в кроватку на бочок,
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.
- Уснули цыплятки, потому что наступила ночь. Давайте тоже закроем глазки, положим голову на ладошки и немного отдохнём.
В то время, когда дети «отдыхают», воспитатель ставит на стол игрушку петушка и имитирует его крик: «Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку». Ребята и цыплята «просыпаются» и воспитатель призывает ребят спросить у петушка, почему он так громко поёт, используя слова потешки.
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь?
- Действительно, петушок, почему ты так рано запел, солнышко ведь ещё не выглянуло?
- Оно припозднилось, - говорит воспитатель от лица петушка, - что-то случилось с нашим солнышком, не хочет оно вставать и на землю светить.
- Ребята, а как же наши цыплята без солнышка гулять будут? Как они зёрнышки в темноте увидят? А давайте мы с вами к солнышку в гости сходим.
Дети соглашаются, и воспитатель предлагает им встать и пойти по полю (идут спокойным шагом по группе, по лесу (спокойным шагом между столов, по узкой тропинке (друг за другом в колонне по одному, по кочкам через болото (перепрыгивая с места на место, быстро побежать от волка (бег по группе) и спрятаться от него за пенёк (присесть на корточки и закрыть лицо руками).
- Долго мы, ребята, с вами идём, а до солнышка ещё так далеко! Может быть, нам нужно не идти, а ехать? На чём мы сможем доехать до домика солнышка? (Ответы детей: «На машине», «На самолёте». «На транспорте» и т. д.) Давайте сядем за столы и смастерим какой-нибудь вид транспорта.
Дети садятся за столы, где приготовлены индивидуальные наборы из мелкого строительного материала: кубик и 6-7 кирпичиков. Воспитатель предлагает ребятам назвать элементы строительного материала, их цвет и отличительные признаки кубика и кирпичика. Затем воспитатель показывает предметные картинки из серии «Транспорт» (легковой и грузовой автомобили, автобус, поезд, корабль) и задаёт детям вопросы: «Что это?», «Для чего нужен этот вид транспорта?», «По какой дороге он может перемещаться?».
Затем воспитатель из предложенного строительного материала предлагает ребятам смастерить машину (кубик поставить на край кирпичика) и длинную дорогу (приложить кирпичики друг к другу по ширине).
- Готовы ехать? Тогда пристёгиваемся (имитация пристёгивания ремнём безопасности), заводим машину и крутим руль (имитация указанных действий). Едем!
Воспитатель призывает ребят вспомнить стихотворение
Б. Заходера «Шофёр».
Качу, лечу во весь опор.
Я сам – шофёр, я сам – мотор.
Нажимаю на педаль –
И машина мчится вдаль!
Бр-р-рр-р-р-р…
- Посмотрите, ребята, смогли мы доехать до домика солнышка? Нет, не смогли! Не выглянуло наше солнышко! Не видно его на мольберте. Может, мы медленно едем? Давайте попробуем в поезде доехать.
Воспитатель предлагает детям встать друг за другом в колонну по одному и отправиться в путь на поезде. Колонна движется по группе в разных направлениях, но за воспитателем – локомотивом. Во время движения воспитатель призывает детей процитировать стихотворение
Т. Волгиной «Загудел паровоз».
Загудел паровоз и вагончики повёз:
«Чах-чах, чу-чу-чу, далеко я укачу!»
Во время динамической паузы помощник воспитателя расставляет стульчики полукругом и, когда всё будет готово, воспитатель объявляет остановку и предлагает ребятам сесть на стульчики.
- Никак мы не можем до солнышка доехать! На машине не доехали, на поезде не доехали, может, на лодке доплывём?
Воспитатель предлагает ребятам сложить ладони «лодочкой», подняв большие пальцы-«мачту» вверх и, цитируя стихотворение
Д. Хармса «доплыть» до солнышка, совершая руками волнообразные движения.
По реке плывёт кораблик. Он плывёт издалека.
На кораблике четыре очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке, у них длинные хвосты,
И страшны им только кошки, только кошки да коты!
- Кто с нами в кораблике плывёт? (Дети отвечают: «Мышки».) Конечно, мышки.
Воспитатель выкладывает на стол 2-3 игрушки мышат и предлагает детям поздороваться с ними. После этого воспитатель рассказывает мышатам историю и причину детских путешествий, и просит у них совет, как доехать до домика солнышка. Мышата что-то «шепчут» на ухо, после чего воспитатель говорит:
- Ребята, мышата мне подсказали, почему мы до солнышка доехать не можем. Солнышко-то ведь на небе живёт, а мы по земле да по морю добираемся. Нужно на небо взлететь. Какой транспорт может нас на небо увезти? (Ответы детей: «Ракета», «Самолёт», «Аэроплан» и т. д.)
Да, все эти виды транспорта перемещаются по воздуху, значит, называются воздушными.
Воспитатель предлагает детям встать, расставить руки в стороны, изображая самолёты, и, цитируя стихотворение
А. Барто «Самолёт», «полетать» по группе.
Самолёт построим сами, понесёмся над лесами,
Понесёмся над лесами, а потом вернёмся к маме.
У-у-у-у-у-у-у…
Пока дети двигаются по группе, воспитатель помещает на мольберте солнышко, но только оно не улыбалось, а грустило. (Методическая рекомендация: для удобства можно изготовить двустороннее солнышко, чтобы с одной стороны оно улыбалось, а с другой – грустило). Воспитатель призывает «самолёты» на посадку и обращает внимание детей на мольберт.
- Вот оно наше солнышко! Здравствуй, солнышко! Ребята, вот почему мы не видели солнышко, оно грустит. Почему же ты грустишь, солнышко?
- Как мне не грустить? Никому я не нужно!
- Почему ты так думаешь? Солнышко – самое главное на земле. Оно светит, греет, ласкает. Без тебя маленькие цыплята от мамы-курочки боятся отойти, им темно и холодно.
Солнышко – вёдрышко, посвети, обогрей
Телят, да ягнят, да маленьких ребят!
- Ребята, давайте вместе эту потешку скажем, чтобы наше солнышко обрадовалось и выглянуло из-за облаков.
Солнышко, выгляни! Красное, высвети
На холодную водицу, на шёлковую травицу,
На аленький цветочек, на кругленький лужочек!
Во время цитирования потешки воспитатель меняет на мольберте грустное солнышко на весёлое, улыбающееся.
- Посмотрите, ребята, как заулыбалось наше солнышко! Как тепло стало и светло! Нам пора возвращаться! Снова садимся в самолёты… Приготовились! Взлетаем! У-у-у-у-у-у…
Дети вновь, изображая самолёты, ходят по группе и возвращаются на свои места. А в это время воспитатель расставляет на столе игрушки курочки, петушка и цыплят.
- Вот мы и вернулись! Посмотрите, цыплята, как вам улыбается лучистое солнышко! И в наши окна оно заглядывает.
Светит солнышко в окошко, смотрит в нашу комнату.
Мы захлопали в ладоши, очень рады солнышку!
(А. Барто)
- Ребята, мы сегодня такие молодцы! Мы сходили, съездили и слетали в гости к солнышку. Какие виды транспорта мы использовали? Что мы научились создавать из строительного материала? Мы вспомнили стихи и потешки, которые когда-то учили, но, самое главное, мы смогли развеселить наше солнышко, и оно вновь весело засияло на небе. А теперь цыплята играют, и мы пойдём играть и радоваться нашему солнышку.