михеичева светлана сергеевна
Конспект психологического занятия Игра «Путешествие на остров взаимопонимания»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение
«Управление дошкольного образования»
исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Конспект психологического занятия
Игра «Путешествие на остров взаимопонимания»
Составила:
Педагог – психолог
детского сада №19
Михеичева С. С.
г. Нижнекамск
Введение
Публикация «Конспект психологического занятия Игра „Путешествие на остров взаимопонимания“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем.
Очень часто в период адаптации детей к школе встречается проблема, когда дети не могут наладить дружеские отношения, каждый претендует на лидерство, не считается с мнением другого. Дети часто ссорятся, ябедничают, не могут работать все вместе и в парах. Налаживание взаимоотношений между детьми кропотливый и сложный процесс.
К вспомогательным средствам общения, используемым на психогимнастике, относят рисование и музыку.
Рисование помогает обучать детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций, усиливает эффект от постоянно проводимого на занятиях психогимнастикой тренажа отдельных видов не речевого общения-мимики
Цель занятия : способствовать созданию игровой атмосферы, познакомить детей с правилами игры, настроить на благополучный климат в группе детского сада.
Задачи занятия :
- Создать условия для взаимодействия детей друг с другом.
- Способствующие формированию навыка сотрудничества.
- Положительного отношения друг к другу.
- Предоставить возможность проявления взаимовыручки.
- Учить детей поддерживать дружеские отношения.
Время на занятие отведено : 40 - 60 минут,
Возраст детей: 6 - 7 лет.
Ведущий - психолог.
Ожидаемый результат:
- Данная психологическое занятие должно способствовать формированию понимание и сотрудничества, дать возможность детям увидеть друг друга в необычных ситуациях и осуществить перенос возникших отношений за пределы занятия, в повседневную жизнь.
- Данное занятие представляет собой игровую оболочку, на фоне которой решаются развивающие и коррекционные психологические задания.
Ход занятия : Всем детям подготовительной группы предлагается возможность отправиться в интересное путешествие на остров «Взаимоотношений». Но по мере движения к этому острову, дети встречаются с различными препятствиями. Преодолеть их они смогут, лишь выполняя различные задания, работая все вместе и в парах. Перед детьми возникают следующие ситуации:
Объяснить жителям острова, что такое взаимопонимание, кого можно назвать своим другом и для чего необходимы дружеские взаимоотношения и понимание близких людей.
Задание:
- С помощью рук построить плод, чтобы переправиться через реку.
- Разукрасить в парах одинаковые кораблики, работая одной пачкой карандашей и двенадцати цветов.
- На физ. минутке похвалить друг друга, сказать добрые слова.
- Подарить подарок тому, кто тебе нравится, при этом говоря слова, за что тебе нравится этот человек.
- В ходе занятия психолог наблюдает за детьми, отмечаю кто как ведет себя в сложившихся ситуациях.
Совместная работа психолога и детей.
Цель: способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы; поощрение совместного переживания, связанного с выполнением общей задачи.
Время выполнения: 10 минут
Необходимые материалы: изображения деревьев (береза, ель, рябина, грибов, животных (заяц, лиса, медведь, волк, карта путешествия.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А путешествовать мы будем на остров по названием «Взаимопонимание». Собираясь в любое путешествие, люди берут с собой все свои знания, старательность, наблюдательность, хорошие отношения. Не забудьте и вы все это взять с собой, тогда наше путешествие будет удачным. Но в путешествии нас ожидает много препятствий, которые нужно будет преодолеть. Если мы с ними справимся, сможем помогать друг другу, выручать, значит, волшебный остров ждет нас. Итак, в добрый путь!
А вот и первое препятствие. Узнать, куда мы попали, вы сможете, ответив на мои загадки. (на доске появляются изображения деревьев, животных).
На лесной опушке
Стоят подружки.
Платьица белены,
Шапочки зелены. (березы)
Зимой и летом
Одним цветом. (ель, сосна)
Платье потерялось, пуговки остались. (рябины)
- Что же у нас получилось, ребята? (лес).
А что еще в лесу растет кроме деревьев?
Стоит лепешка
На одной ножке.
Кто мимо пройдет,
Всяк поклонится. (гриб)
- А какие животные живут в лесу?
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (заяц)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый, краса,
А зовут ее : (лиса)
Корова без рога.
Лоб широк, глаза узеньки.
В стаде не пасется,
И в руки не дается. (медведь)
Серовато, дубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (волк)
- Молодцы, ребята, вы все загадки отгадали.
Ну вот и попали мы в сказочный лес,
Лес этот полон прекрасных и необычных чудес.
Здесь звери не только умеют понимать друг друга,
Но и умеют играть,
Они ведь и дружными все хотят стать.
А учит зверюшек медведь косолапый,
Указку держа своей лапой косматой
Давайте поможем зверятам мы всем
И дружбы урок подадим поскорей.
- Ребята, давайте мы с вами расскажем лесным жителям, что такое «Взаимопонимание».
- Кого можно назвать своим другом?
- Для чего нужно уметь понимать друг друга?
- Хорошо, ребята, я думаю, что лесные жители поняли, что такое понимание и зачем оно всем нужно. А теперь мы с вами отправляемся дальше:
Работа участников в парах.
Цель: развивать отношения партнерства, умение работать в парах, стремиться к устранению психологических барьеров, ограничивающих эффективность общения.
Время выполнения: 20 минут
Необходимые материалы:
- большой рисунок реки, гор; музыка: шум реки,
- свист ветра;
- приготовленные для детей рисунки кораблей, которые нужно будет разукрасить, цветные карандаши по одной пачке на столе.
Звучит музыка: шум реки.
Но вот на пути вновь преграда встает.
И волны бушуют и ветер ревет.
Река разлилась у нас на пути,
Дорогу на остров никак не найти.
Но чтобы нам цели скорее достичь,
Должны мы построить плод и доплыть.
- А из чего же нам построить этот плод? (выслушиваются мнения детей).
- А давайте мы с вами сами построим плод вместе дружно.
Упражнение «Кораблик понимания».
Психолог просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать плод при помощи рук. Психолог сам включается в работу. В конце упражнения все берутся за руки, делают круг, изображая плод взаимопонимания.
- Вот и река позади, но она не так страшна, когда друг рядом, и может протянуть тебе руку помощи.
Звучит музыка: свист ветра.
И мы отправляемся дальше в поход.
Река позади, а дорога зовет.
Но что за беда? Как же дальше идти?
Ведь горы теперь у нас на пути.
Как это препятствие нам одолеть,
В холодных горах, ведь, легко заболеть.
Там снег на вершинах лежит, посмотри.
И солнца не видно, и холод внутри.
- Ребята, как же нам подняться вверх, в горы, ведь там холодно, снег лежит. Но я думаю, что нам станет теплее, если мы с вами приготовим себе теплые варежки. В горах они нас согреют.
Упражнение «Корабли дальнего плаванья».
- Психолог просит объединиться в пары соседей по парте. Возьмите на двоих одну пачку цветных карандашей. Перед вами лежит рисунок кораблик. Посмотрите, какие они бесцветные, без узоров. В каждой паре договоритесь друг с другом, как вы будете украшать этот кораблик. Вам понятно задание? Тогда начинаем работать.
(Время выполнения задания, примерно, 5-8 минут, после чего психолог просит каждую пару показать свои кораблик, а все смотрят и определяют, у кого получились особенно красивые кораблики).
Красивые кораблики нам помогают,
Путешествовать по морю.
Дорогою длинною долго мы шли и плыли,
Устали, конечно, за время пути.
Давайте устроим привал на пути,
Чтоб с новыми силами нам дальше идти.
Рефлексия.
Цель: поддержание хорошего настроения по результатам выполненной работы.
Время: 5 минут
Необходимые материалы: ватман для рисования настроения (эмоций, карандаши.
Упражнение: - Вот, ребята, мы с вами и попали на остров «Взаимопонимания». (Показать плакат где дети обнимаю друг друга.) Посмотрите, как весело здесь. Давайте сейчас нарисуем на ватмане свое настроение. Какое настроение у вас?
Дети изображают коллаж. Во время этой работы звучит музыка.
Завершение занятия.
-Вот и закончилось наше путешествие. Вы все молодцы. Справились со всеми заданиями, добрались до поставленной нами целью.
- Что же вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
- Что вам дало это путешествие?
- Что усвоили вы за это занятие?
- Как элементы данного занятия пользоваться в повседневной жизни?
- На этом наше занятие закончено, до свидание! До новых встреч!
Список использованной литературы.
1. Пилипко Н. В. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками. -
2. Гальперин П. Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий. Доклады АПН РСФСР, № 2, 1958.
3. Спиваковская А. С' Нарушения игровой деятельности. — М., 1980.
4. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей: Пер. с нем. — М., 1981.
5. Большова Т. В. Учимся по сказке. (Развитие мышления дошкольника с помощью мнемотехники). – Санкт-Петербург, 2005.
6. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. – Ярославль: Академия Развития, 1996.
7. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М. : Международная Педагогическая Академия, 1994.
8. Маханева М. Д. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. – Москва, 2005.