Марина Тузова
Конспект занятия «Путешествие на Северный полюс»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие на Северный полюс.
Занятия из цикла: «Природные зоны Земли».
Интеграция образовательных областей:
- «познавательное развитие»;
- «речевое развитие»;
- «социально – коммуникативное развитие»;
- «физическое развитие».
Цель НОД – Познакомить детей с природной зоной «Северного полюса».
Публикация «Конспект занятия „Путешествие на Северный полюс“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Образовательные задачи: Формировать представления детей об особенностях пустыни, ее животном мире; показать детям взаимосвязь между внешним видом животных и условиями жизни на северном полюсе.
Развивающие задачи: Развивать мышление, умение делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения.
Воспитательные задачи: Воспитывать любознательность, интерес и стремление изучать объекты и явления окружающего мира; воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Обогащение словаря: полярный день, полярная ночь ледяная пустыня, айсберг, северное сияние.
Материалы к занятию:
- географическая карта;
- иллюстрации с изображением природы Северного полюса;
- фонограмма с записью северного ветра, вьюг;
- оборудование для опыта.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на Северный полюс. Посмотрите, где находится Северный полюс (показать на карте).
- Как думаете, почему он весь окрашен в белый цвет?
Потому что Северный полюс – это ледяная пустыня.
2. Путешествие на Северный полюс.
Северный полюс – это царство трескучих морозов, глубокого снега и толстого льда. Океан в этом месте покрыт людом, толщина которого равна высоте трёхэтажного дома.
Зимой здесь часто бушуют метели, свирепствуют морозы (дать послушать фонограмму северного ветра, вьюги). В это время солнце долго не показывается над линией горизонта. Длится полярная ночь. Только бледный свет звезд да луны, иногда полярного сияния, освещает бескрайние снежные покровы (дети рассматривают иллюстрации Северного сияния и делятся впечатлениями от просмотра иллюстраций). На смену длинной ночи приходит полярный день. Круглые сутки светло. Наступает короткое лето. Солнце совсем не скрывается за линией горизонта. Но оно поднимается не высоко, его лучи мало на нагревают землю, покрытую льдом и снегом. Только у берегов сильным ветром лёд взламывается и начинает таять. В этих местах холодно и летом и зимой.
Зимой океан покрыт льдом, а летом по его волнам плавают огромные ледяные горы – айсберги, дрейфующие по морю. Когда-то они откололись от ледников.
3. Животные Северного полюса.
Как ни сурова природа Северного Ледовитого океана и его островов, здесь обитают многие животные: тюлени, моржи. Толстый слой подкожного жира у этих животных защищает их от холода, когда они находятся в воде или выползают на лёд (рассмотреть иллюстрации с этими животными).
За рыбой охотится толстый тюлень.
Лесть в прорубь тюленю за рыбой не лень.
Морж, моржонок и моржиха -
Все нырять умеют лихо.
И моржи, и тюлени питаются рыбой, которой много в этих местах.
-А кто еще из обитателей Северного полюса питается рыбой?
Птицы. На острова в летние время слетается множество птиц: кайры, гагары, тупики. Они находят в море богатую пищу: различных рыб, мелких рачков. На скалистых берегах они устраивают гнёзда и выводят птенцов. На зиму птицы улетают в теплые края. В тех краях, где много рыбы – много и птиц. Они селятся по скалистым берегам и образуют птичьи базары.
- Почему их так называют? (ответы детей).
Физкультминутка.
Тюлень - рыболов.
Резвится подо льдом тюлень,
(руки на пояс, повороты туловища влево-вправо)
Ныряет, плавает весь день.
(круговые движения руками вперед-назад)
Он первоклассный рыболов,
(подпрыгнули вверх, руки в стороны)
Рыбешек ловит среди льдов.
(руки вверх, прыжки на месте)
Но главный житель северных просторов – это белый медведь. Они живут у берегов Северного Ледовитого океана вокруг Северного полюса. Это самый крупный хищный зверь на земле. Густая белая шерсть медведя, и толстый слой жира предохраняет его от сильных морозов.
- Чем же он питается?
Медведь прекрасный пловец, вода для него родная стихия, он может плавать даже под водой. Он охотится за рыбой и тюленями, птицами и даже моржи могут стать его добычей.
Зимой у белых медведей появляется потомство. Детеныши белого медведя появляются на свет в подземной берлоге, которую медведица – мама роет в снегу. Там совсем не холодно – теплый воздух скапливается в берлоге и согревает маму и малышей всю зиму. У этого огромного животного рождаются детеныши чуть больше крысы. Пока они растут, медведица не выходит из берлоги. Но уже через 2 месяца они начинают выходить из берлоги и учатся ловить рыбу, а потом и тюленей.
4. Исследовательский эксперимент.
Когда медведь вылезает на льдину из воды, он встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт.
В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит в мороз нечему будет превращаться в лед. Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем.
- А кто еще из животных использует эту хитрость? (Водоплавающие птицы).
- Подумайте, где человек использует явление несмачивания? Смазывают металлические детали машин, чтобы от соприкосновения с водой не заржавели. У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошвы его лап покрыты длинным водонепроницаемым мехом.
5. Заключительная часть.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Где мы с вами сегодня побывали? Покажите на глобусе, где находится Северный полюс. Какова природа севера? Чем климат севера похож на русскую зиму? Что такое северное сияние? Что такое полярная ночь, день? Какие животные живут на Северном полюсе?
Понравилось вам наше путешествие? Я предлагаю сегодня вечером нарисовать Северный полюс, северное сияние, животных севера. Ваши рисунки мы повесим на нашу выставку.