Ольга Зонова
Сценарий развлечения «Чыл-Пажи»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дружелюбие, уважение к людям разных
национальностей не передаются по наследству,
в каждом поколении их надо воспитывать
вновь и вновь, и чем раньше начинается
формирование этих качеств,
тем большую устойчивость они приобретут»
Э. К. Суслова
В настоящее время широко актуализируется проблема терпимого отношения к людям разных национальностей, культуры. И всё чаще сегодня мы сталкиваемся с проявлениями среди российского общества недоброжелательности, озлобленности, агрессивности. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через СМИ активно проникают в семью, детский сад, школу.
Публикация «Сценарий развлечения „Чыл-Пажи“» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2017
В сегодняшней России русская культура не просто сосуществует с культурами других народов, она интенсивно взаимодействует с ними. Но вместе с тем надо помнить о том, что без понимая и уважения друг друга, бережного отношения к национальным традициям, мы не сможем обеспечить мир и порядок в нашем Отечестве, его процветания.
С ранних лет, нам взрослым, необходимо прививать детям любовь к малой и большой Родине, уважение к другим народам, живущим рядом. Чтобы вырастить ребят патриотами, надо их знакомить с народной культурой.
Конспект развлечения «Праздник Чыл-Пажи».
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка».
Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, продуктивная.
Цель: Познакомить ребят с шорской культурой.
Задачи:
образовательная: познакомить ребят с шорским фольклором, дать представление о музыкальных и религиозных традициях народа.
воспитательная: способствовать воспитанию у дошкольников любви к родному краю, формированию чувства толерантности, уважения к культуре другого народа.
развивающая : развитие представления детей о взаимосвязи культур разных народов, о духовном богатстве, доставшемся нам в наследство от прошлых поколений.
Звучит шорский народный наигрыш. На фоне мелодии выходят дети.
Ход развлечения:
Дети стоят полукругом.
Рано утром солнце встало
Всё вокруг светлее стало
В небе синем потянулось,
Детям нашим улыбнулось.
Воспитатель: Ребята посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Ребята, обратите внимание, к нам пришли гости. Они хотят узнать, чем мы будем заниматься? (дети здороваются с гостями)
Настроение у нас хорошее и мы с вами готовы поиграть. Но сначала поговорим о…
Нет, я не буду говорить. Вы сейчас сами обо всём узнаете.
Дети и воспитатель стоят в кругу, воспитатель задает вопрос:
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему наш край назвали Горной Шорией. (Ответы детей). Воспитатель: Правильно, потому что он находится в горах и шорцы являются коренными жителями нашего края.
Воспитатель: Не важно, в какой стране живут люди, на каком языке они говорят, важно жить дружно и уважать то, что создал другой народ.
Сегодня мы познакомимся поближе с обычаями коренных жителей Горной Шории - шорцев. У шорцев есть свой язык, непохожий на русский – шорский. Сейчас я поздороваюсь с вами по-шорски «Эзеноктар!», а вы попробуете мне ответить «Эзен!»…
Дети: «Эзен!»
Воспитатель: Шорцы нашего края были охотники и рыболовы, собирали плоды и коренья. Шорцы верили, что мир населён многими невидимыми добрыми и злыми духами, которые могут помогать или вредить людям. Некоторые самые сильные люди получают тайные знания, им дается дар разговаривать и общаться с духами. Их называли «шаманами».
- Шаманы во время волшебного магического танца – камлания – путешествовали по разным мирам, говорили или даже сражались с духами. Они лечили людей, предсказывали погоду, помогали в охоте. Ни одно дело не обходилось без шамана.
Как у каждого народа, у шорцев есть свои танцы песни, которыми прославляли свой город, край свои обычаи.
Звучит шорский народный наигрыш. Дети танец «Шория
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю отдохнуть
Физминутка под шорскую мелодию:
Под шорские напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз! Вверх!
И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг.
На месте стой!
Топни левою ногой!
Влево шаг!
И снова стой.
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
А теперь наклонись и тихонечко садись.
Топни правою ногой!
Вправо шаг.
На месте стой!
Топни левою ногой!
Влево шаг!
И снова стой.
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
А теперь наклонись и тихонечко садись.
Воспитатель: Издавна живут шорцы в живописных южных районах Кузбасса по берегам рек. Красива и щедра природа этих мест. А название народа произошло от имени одного из крупных родов, жившего на реке Шоре. Нелегкой была жизнь таежных охотников, потому и назвали они себя шорцами, от слова “шор” - печаль. Сильные и выносливые, работоспособные шорцы талантливы от природы. Русские в старину называли шорцев “Кузнецами” за их умение плавить железо и изготавливать из него предметы домашнего обихода. От этого и пошло название нашего края – Кузнецкая земля. Но не только этим славился этот народ. Исконные охотники, металлурги, кузнецы, шорцы оставили нам в наследство богатый фольклор, настоящий кладезь народной мудрости.
И сейчас я вам хочу представить нашу гостью обладательницу уникального голоса женского горлового пения :Чылтыз Таннагашеву встречаем
Чылтыз мы приготовили стихи известной шорскй поэтессы Таяны Тудыгешевой
«Золотая шория»
Жизнь шорского народа была неразрывно связана с природой, и он выработал свое понимание окружающего мира. Дети тайги, шорцы, бережно относились к природе. С почитанием родной земли – гор, лесов, рек – связаны обряды шорского народа.
ведущий
Пробудилась земля,
Значит, к нам пришла весна.
Веселись, пой и пляши
Встретим праздник.
Дети хором:
Чыл-Пажи!
Ведущий: В старину у шорцев началом Нового года считалась весна, в день весеннего равноденствия, традиционно проводился шорский Новый год или Чыл-Пажи. Чыл-Пажи в переводе звучит как Голова года, на которую падают первые лучи «нового» солнца. В день Чыл-Пажи представители шорского народа одеваются в свои национальные костюмы и выходят на народные гуляния. В этот великий день люди должны прощать друг другу все обиды, стремиться к дружбе и согласию. В этот день шорцы проводили обряд поклонения березе – дереву, которое у шорцев считается священным. К сучьям березы привешивали принесенные с собой разноцветные ленточки «чалама» — три ленты из ткани разных цветов: синего цвета — символ неба, желтого (по другим источникам красного) цвета — символ солнца, белого цвета — олицетворяет чистые помыслы, предварительно сделав три кивка головой, прося для себя и своей семье благополучия. Давайте, ребята, и мы привяжем к березе разноцветные ленточки, попросим благополучия для себя и своей семьи для нашего детского сада.
«Священная береза» шорской поэтессы Таяны Тудыгешевой
После проведения обряда устраивалась борьба «Куреш» или перетягивание палки «Тайак»
Игра «Перетягивание палки» (Тайак тартканы)
Правила игры: 2-3 пары детей садятся на пол, лицом друг к другу, руками держаться за палку, хват сверху, ноги согнуты в коленях. Упираясь, стопа в стопу, на вытянутых руках, по команде дети начинают тянуть палку на себя. Побеждает тот, кто перетянет палку быстрее.
А я предлагаю вам поиграть не менее интересную игру
Воспитатель: Шорцы очень бережно относились и относятся к слову, избегают говорить лишние слова. “Чем от глупого тысячу слов слушать, лучше от умного услышать одно слово” - гласит шорская пословица. Предлагаю подобрать к шорским пословицам русские аналоги.
Вы готовы тогда слушайте…
Игра «Найди такую же пословицу».
1. Вырвется конь – его поймаешь, слово сорвется – его не поймаешь. (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь)
2. Бездонный котел не наполнишь. (В решете воды на наносишь)
3. Косулю, которую еще не подстрелил, убитой не считай. (Не дели шкуру неубитого медведя)
4. Захочешь лишнего – и хорошего не увидишь. (Радуйся малому – тогда и большое придет)
5. Кто будет с хромым ходить, сам хромать научится. (С кем поведешься, от того и наберешься)
Воспитатель:
Очень долго мы сидели,
Не играли, не шумели.
Чтобы косточки размять,
Нам бы надо поиграть.
в иру «Волк и табун»
Воспитатель: А теперь чтобы наши гости окунулись в быт шорского народа давайте пригласим их посетить наш музей.
И присоединиться к обряду поклонения священной березе на улице и к чаепитию потому как шорский народ очень гостеприимный
наше прадник подходит к концу. Сегодня мы узнали лишь частичку культуры шорского народа. Мы надеемся, что это знакомство не закончилось, а только начинается.