Олеся Юрченко
Конспект собрания-практикума «Наши невнимательные гиперактивные дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обсудить проблему гиперактивности у детей; выработать способы реагирования на проблемные ситуации; помочь родителям сформировать чувства уверенности в собственных воспитательных воздействиях.
Ход мероприятия
I. Вступительное слово
Публикация «Конспект собрания-практикума „Наши невнимательные гиперактивные дети“» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
Ведущий: В переводе с латинского языка «активный» значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развитию ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью. В описании таких детей употребляют термины: «подвижные», «энерджайзер», «вечный двигатель», «вулканчик».
Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывают не только он сам, но и его окружение: родители, педагоги, сверстники… Такому ребенку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сформироваться асоциальная или даже психопатическая личность.
Что же такое гиперактивность? (Высказывания родителей.)
II. Сообщение психолога о гиперактивности
Психолог: Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем возрасте. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость часто приводит к конфликтам в семье, в детском саду, в школе.
Диагностические симптомы гиперактивных детей
Уважаемые родители, если высказывание постоянно характерно для вашего ребенка, запишите себе 1 балл, если нет – 0 баллов.
1. Беспокойные движения в кистях и стопах.
2. Сидя на стуле, крутиться, часто меняет позу, особенно во время целенаправленной деятельности.
3. Легко отвлекается на любые посторонние раздражители.
4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе.
5. На вопросы отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. При выполнении предложенных заданий испытывает трудности, связанные с непониманием инструкции, проблемами планирования и организации деятельности.
7. С трудом сохраняет внимание во время игр, часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
8. Не может играть тихо, спокойно.
9. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
10. Много разговаривает сам, но не слушает речь, обращенную к нему.
11. Часто теряет вещи (например, игрушки, карандаши, книги).
12. Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
Если не менее 8 перечисленных признаков проявляются в поведении ребенка ежедневно, по крайней мере, в течение полугода. То можно говорить о синдроме дефицита внимания.
Синдром дефицита внимания в последнее время определен как заболевание. Это значит, что ребенок хочет, но не может изменить свое поведение по желанию взрослых. Необходима специальная тактика работы с таким ребенком, а иногда и лечение. СДВГ самая распространенная форма нарушений поведения. Детей с СДВГ около 15-20%, причем в 3-5 раз чаще встречается у мальчиков.
Основные симптомы синдрома дефицита внимания:
• Расстройство внимания,
• Повышенная двигательная активность,
• Импульсивность.
Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Эта проблема требует внимания, как родителей, так и врачей, педагогов и психологов. Только комплексный подход может гарантировать успех в преодолении негативных проявлений данного синдрома. Очень важную роль играет коррекция в семье. Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности – значит изменить взаимоотношения его с близким взрослым, и прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленное на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.
III. Безусловное принятие. Что это значит?
Групповое обсуждение высказываний родителей.
Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, спокойный, помощник, а просто так, просто за то, что он есть.
• Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
• Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они ни были.
• Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическими, иначе оно перерастет в непринятие.
IV. Игры для детей.
Час тишины и час «можно»
(Н. Л. Кряжева, 1997)
Возраст: от 4 лет.
Цель: развитие умения регулировать свое состояние и поведение.
Инвентарь: не требуется.
Участие взрослого: обязательно.
Содержание. Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них, задавать вопросы.
Эти часы можно чередовать, можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.
Рекомендации: с помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослые адресуют гиперактивному ребенку (а тот их «не слышит»). Ребенок получает возможность сбросить накопившуюся энергию, а взрослый – способ управлять его поведением.
Игра «Разговор с руками»
Возраст: от четырех лет.
Цель: научить ребенка контролировать свои действия.
Участие взрослого: обязательно.
Содержание. Если ребенок подрался, сломал чужую игрушку, причинил кому-то боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладони. Затем предложить ему «оживить» ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики.
После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать, но иногда не слушаются своего хозяина.
Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела – мастерить, здороваться, играть – и не будут никого обижать.
Игра «Расскажи стихи руками»
Мама и ребенок по очереди и вместе пытаются различными движениями рук с использованием мимики показать содержание стихотворения.
Игра «Что нового»
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Содержание: Взрослый рисует на листе бумаги любую геометрическую фигуру. Далее по очереди нужно пририсовывать какие-либо детали, создавая картину. В то время, когда мама рисует. Ребенок закрывает глаза, и, открывая их по команде, говорит, что изменилось и так по очереди. Чем дольше длится игра, тем сложнее искать новые детали.
V. Презентация карманного справочника «Мой помощник на каждый день, или Как общаться с непоседой».
Педагоги дают рекомендации родителям, используя материал буклета.
1. В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.
2. Не прибегайте к физическим наказаниям. Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе.
3. Чаще говорите «да», избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
4. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно и ни в коем случае не выполняйте их за него.
5. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку.
6. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения.
7. Не навязывайте жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами.
8. Определите рамки поведения ребенка – что можно и чего нельзя.
9. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Награждайте ребенка за его соблюдение.
10. Дома следует создать спокойную обстановку.
11. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т. п. оказывает на ребёнка чрезмерное стимулирующее действие.
12. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности, не позволяйте подолгу сидеть у телевизора.
13. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля.
14. Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию.
VI. Прощание. Заполнение листа отзывов.